Эффект интервьюера

Эффект интервьюера — в современной социологии все погрешности, которые связаны с влиянием интервьюера на качество получаемых от респондента данных.

Эффект интервьюера обычно определяется как "тенденция респондентов к изменению ответов в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров". Между тем специальные исследования показывают, что эффект интервьюера не сводится лишь к совокупности ответных смещений. Вопреки устоявшейся точке зрения, поле его конкретных проявлений значительно шире и включает в себя целый комплекс любых реакций респондентов на объективные и субъективные характеристики опрашивающих. Влияние интервьюера проявляется как в возникновении все большего количества социально желательных ответов опрашиваемых, так и в ослаблении их кооперативных установок, все более частом отсутствии ответов, снижении уровня информативности собираемых данных, изменении длительности интервью.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я