Теория селективного влияния

Теория селективного влияния (англ. selective exposure theory) - это теория в практической психологии, часто используемая в исследованиях коммуникации и средств массовой информациии, которая исторически относится к склонности индивидов к предпочтению информации, подкрепляющей их уже существующие взгляды и им не противоречащей. Теория селективного влияния также определяется как «когнитивное искажение» или «предвзятость подтверждения» в различных текстах на протяжении многих лет. Теоретиками селективного влияния являются Мелвин Дефлер и Сандра Болл-Рокич.

Люди склонны выбирать аспекты информации, соответствующие их индивидуальным особенностям, и интегрируют их в свой образ мышления. Их выбор обоснован интересами, взглядами и убеждениями. Авторы концепций «селективного влияния» отмечают, что реакция на воздействие СМК детерминирована такими факторами, как личностный опыт, уровень интеллекта, черты характера, а также принадлежностью к тем или иным социальным группам. Методом анализа поступающей информации индивиды мгновенно отбирают подходящую информацию, игнорируя нежелательную.

Основа теории селективного влияния — теория когнитивного диссонанса. Она заключается в том, что информация, не соответствующая имеющимся у человека оценкам и убеждениям, вызывает психологический дискомфорт, или диссонанс, от которого необходимо избавиться. Обычно люди стараются не менять свои знания о себе и об окружающем мире.

При столкновении человека с противоположными идеями активируются определенные механизмы психологической защиты. После восстановления гармонии между новыми идеями и ранее существовавшими убеждениями эти механизмы восстанавливают когнитивное равновесие — состояние, при котором ментальное представление человека о мире и об окружающем его пространстве уравновешено.

Эти механизмы являются селективными процессами. Они действуют как механизмы фильтрации, отсеивающие ненужные сенсорные данные и выявляющие необходимые модели. Существуют три формы селективных процессов:

  1. Селективная экспозиция —это стремление людей иметь дело с теми сообщениями, которые, как им кажется, соответствуют их мнениям и интересам, и в то же время избегать того, что может вызвать диссонанс.
  2. Селективное запоминание —это процесс, с помощью которого люди стремятся запомнить информацию, соответствующую уже существующим установкам и интересам.

Селективная перцепция —это умственная или психологическая трансформация сообщения, чтобы привести его смысл в соответствие с убеждениями и установками человека.Согласно Жану Пиаже, для людей несоответствие «по своей природе неудовлетворительно». Примером теории селективного влияния в действии является то, что люди руководствуются информацией, которая согласуется с их собственными ожиданиями или убеждениями.

Селективное влияние исходит из идеи того, что индивид продолжит поиск информации по тому или иному вопросу даже после того, как занял по нему определенную позицию, которую, в свою очередь, усилит информация, полученная в процессе принятия окончательного решения. Селективное влияние проявляется, когда индивиды испытывают предрассудки в отношении внешних групп, определенных мнений и убеждений, личных или групповых проблем.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я