Эффект социальной желательности

Эффект социальной желательности (social desirability bias, SDB) — термин в социологических исследованиях, описывающий тип предвзятости в ответах респондентов, что является тенденцией опрашиваемых давать такие ответы, которые, с их точки зрения, выглядят предпочтительнее в глазах окружающих. Такая тенденция может выражается в преувеличении положительных и желательных качеств и поведения и преуменьшении негативных, нежелательных. Этот феномен создает множество проблем в исследованиях, основанных на опросниках и интервью. Описываемая тенденция имеет индивидуальные и национальные различия.

Темы, для которых характерна предвзятость в ответах, связанная с ожиданиями других, обычно касаются способностей, личных качеств респондента, сексуального и рискового поведения (употребление алкоголя, наркотиков и т. д.). Например, сталкиваясь с вопросом «Как часто вы мастурбируете?», респонденты будут подвержены влиянию общественного табу на мастурбацию, и будут стараться, либо преуменьшить частоту, либо отказаться от ответа. Таким образом, средние показатели о частоте мастурбации, выявленные при опросе, вероятнее всего будут недооценены.

Сталкиваясь с вопросом «Как часто вы употребляете наркотические вещества?», респондент вероятно скорректирует свой ответ, опираясь на знание о том, что употребление практически всех наркотических веществ, включая наиболее распространенную марихуану, запрещено законом. Скорее всего респонденты будут склонны отрицать любой факт употребления наркотиков или рационализировать его, отвечая на него, к примеру: «Я курю травку только за компанию». Предвзятость в ответах также наблюдается в оценке количества сексуальных партнеров респондента. На деле она может выражаться в преувеличении и преуменьшении количества сексуальных партнеров в разных подгруппах населения: мужчины склонные преувеличивать, а женщины недооценивать. В этом случае полученные средние в обоих группах будут скошены из-за предвзятости в ответах.

Другие темы, подверженные воздействию социальной желательности:

  • Личный доход и заработки. Часто преувеличиваются, если являются слишком низкими, и преуменьшается, если является слишком большим.
  • Чувство умаления собственного достоинства и беспомощности чаще всего отрицается
  • Темы, касающиеся экскреторной системы обсуждаются крайне неохотно, если вообще обсуждаются
  • Следование медицинским предписаниям часто преувеличивается
  • Вопросы, касающиеся религии неудобны для обсуждения или не обсуждаются вовсе
  • Патриотизм часто преувеличивается, но, если полностью отрицается, то под воздействием возможного неодобрения со стороны окружающих
  • Предрассудки и отсутствие толерантности часто отрицается, даже, если свойственно респонденту
  • Интеллектуальные способности часто преувеличены
  • Достоинства и недостатки внешности
  • Факты реального или потенциального физического насилия, совершенного респондентом, чаще всего отрицаются
  • Подверженность домашнему насилию и/или сексуальному насилию часто преуменьшаются женщинами
  • Индикаторы благотворительности и доброжелательности часто преувеличиваются
  • Любые незаконные действия отрицаются.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я