Связанные понятия
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Иностранные инвестиции — в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция...
Рента́бельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная...
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Упоминания в литературе
Это осуществляется для того, чтобы повысить конкурентоспособность продукции и, соответственно, эффективность функционирования объединения в целом. Важную роль при этом играет
диверсификация хозяйственной деятельности. Следует отметить, что под диверсификацией понимается расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, освоение новых видов производства с целью повышения его эффективности, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства [23]. Как показывает анализ, она проявляется в расширении сферы производства или торговли за счет включения новой продукции. Диверсификация может происходить путем приобретения предприятий или освоения видов деятельности, уже существующих на тех рынках, куда собирается проникнуть компания, или через расширение собственных мощностей. Диверсификация имеет преимущества в тех случаях, когда требуется снизить зависимость от одного рынка, емкость которого сокращается, уравновесить сезонные колебания рынка или обеспечить пространство для роста производства.
● вертикальную интеграцию с элементами
диверсификации — продукция более раннего звена отраслевой цепочки ценностей частично используется внутри предприятия для собственных нужд, частично реализуется на сторону. В данном случае предприятие вынуждено работать в нескольких отраслях одновременно, поскольку оно вступает в конкурентную борьбу на рынках каждого реализуемого продукта. Такая стратегия применяется предприятиями, на которых невозможно сбалансировать оптимальную загрузку мощностей различных технологических переделов, но которым необходимо повысить эффективность ресурсообеспечения или сбыта продукции.
Сущность и параметры финансовой стратегии зависят от многих факторов, в том числе стадии жизненного цикла производимой продукции, величин возникающих рисков, возможности доступа предприятия к финансовым инструментам рынка капиталов, особенностей производства и сбыта продукции и т. д. Однако в любом случае финансовая стратегия предприятия должна полностью соответствовать стратегическим целям его деятельности, обеспечивая наилучшую реализацию совокупности мероприятий, направленных на повышение рентабельности, включая
диверсификацию и реструктуризацию бизнеса, переход на инновационные факторы развития и т. д.
Расширение товарного ассортимента производителя, представленного на промышленном рынке наукоемкой продукцией высокого качества, оправдано при необходимости полной загрузки существующих мощностей либо при запуске в производство непрофильного вида продукции в связи с необходимостью уменьшения рисков за счет
диверсификации бизнеса в условиях нестабильности внешней среды и рыночной ситуации.
– стратегии
диверсификации горизонтального типа предполагают использование возможностей роста на уже занятых фирмой рынках (выпуск новой продукции, применение новых производственных технологий и т. п.);
Связанные понятия (продолжение)
Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы протекционистские методы регулирования: тарифные и нетарифные.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и которая имеет филиалы в двух и более странах.Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Прямы́е инвести́ции — вложения (инвестиции) денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием или компанией, в которые вкладываются деньги, и получения дохода от участия в их деятельности (прямые инвестиции обеспечивают обладание контрольным пакетом акций).
Реструктуриза́ция предприя́тия — это целенаправленное изменение структуры компании и входящих в неё элементов, которые формируют её бизнес, в связи с воздействиями, оказываемыми факторами внешней или внутренней среды.
Вертикальная интеграция (также вертикальная концентрация) — в микроэкономике степень владения одним холдингом, инфраструктурой, бизнес-процессами, технологиями, компетенциями и т. д. в цепочке процессов производства товара или услуги (направление к поставщикам сырья — назад; направление к потребителям — вперёд). Вертикально интегрированные холдинги контролируются общим владельцем. Обычно каждая компания холдинга производит различный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Обрабатывающая промышленность — отрасль промышленности, в качестве сырья в которой используются продукты сельского хозяйства (хлопок, шерсть и т.д.) или добытые добывающей промышленностью (нефть, природный газ, руду и т. д.). Обрабатывающая промышленность производит как средства производства, так и предметы потребления.
Ве́нчурный би́знес (от англ. venture — рискованный) — рискованный научно-технический или технологический бизнес. Венчурный бизнес является производным от науки, фундаментальной и прикладной, и появился на свет как требование экономического развития в качестве недостающего звена между наукой и производством.
Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.
Эффе́кт масшта́ба (англ. Economies of scale) связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Дерегуляция (от лат. regula — правило; англ. deregulation) — отмена или сокращение государственного регулирования в определенной сфере общественных отношений. Как правило, означает уменьшение государственного контроля над тем, как ведется бизнес в той или иной области, например, для стимулирования свободной конкуренции на рынках. Однако термин не следует путать с либерализацией. Либерализованный рынок хотя, как правило, и имеет в целом меньше регулирующих законных актов, тем не менее обычно законодательно...
Высо́кие техноло́гии (англ. high technology, high tech, hi-tech) — очень сложные технологии, часто включающие в себя электронику и робототехнику, используемые в производстве и других процессах. В отличие от «низких технологий» (англ. low technology, low tech) — простых технологий, используемых на протяжении веков, ограничивающихся производством предметов первой необходимости.
Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.
Финансовые услуги — это услуги финансового посредничества, зачастую кредита. Примерами организаций, оказывающих финансовые услуги являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний. Финансовые услуги — крупнейшая по выручке индустрия в мире, по данным за 2004 год доля рыночной капитализации этой индустрии в S&P 500 составляет 20 %.
Промышленное производство (заводское производство, фабричное производство; англ. manufacturing) — производство товаров с использованием машин, инструментов и привлечением рабочей силы. Термин наиболее широко применяется для процесса преобразования сырья в готовую продукцию под воздействием механической, термической, химической или иной обработки. Обычно промышленное производство ориентировано на создание большого количества одинаковой продукции (носит массовый характер). Но это могут быть и уникальные...
Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Теневая банковская система (также теневое банковское дело, теневой банкинг, парабанковская система) представляет собой совокупность финансовых институтов, которые работают по банковским схемам, но формально банками не являются. Основное отличие от обычных банков состоит в том, что парабанки не принимают индивидуальные вклады от населения: они обслуживают не индивидуальных вкладчиков, а другие банки. Парабанки помогают сгруппировать полученный капитал в форме производных ценных бумаг и альтернативных...
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Прямые иностранные инвестиции (сокр. ПИИ) — инвестиции, направленные на длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране. Размер доли собственности компании, необходимой для эффективного управления, составляет более 10% компании.
Капиталоёмкость — стоимость капитала, используемого при производстве товаров, по отношению к стоимости самого товара и по отношению к стоимости других факторов производства, в особенности труда. В рамках производственного процесса (как на микро-, так и на макроуровне) уровень капиталоёмкости может быть оценён как пропорция между капиталом и трудом, то есть как набор точек вдоль изокванты.
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто...
Портфе́льные инвести́ции — инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.
Инвестор — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), размещающие капитал, с целью последующего получения прибыли (инвестиции). Если тот или иной проект будет убыточным, то капитал будет утрачен полностью или частично.
Конкурентное преимущество — экономическая категория, означающая наличие у экономического субъекта уникальных характеристик, выгодно отличающих данный экономический субъект от других аналогичных субъектов на рынке.
Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
«Голландская болезнь » (эффект Гронингена) — негативный эффект, оказываемый влиянием укрепления реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики. Теоретически причина бума не имеет значения, но на практике эффект, как правило, связан с открытием месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.
Деиндустриализация — процесс социальных и экономических изменений, вызванных снижением или полным прекращением индустриальных активностей в регионе или стране, особенно в тяжелой промышленности и в индустриальном производстве. Деиндустриализация противопоставляется индустриализации.
Развивающиеся рынки (англ. emerging markets) — развивающиеся страны с рыночной экономикой, которые интегрированы в мировую экономику, однако полностью не соответствуют стандартам развитых стран и не обладают полностью сформировавшимися рыночными институтами.
Прямые инвестиции, частный капитал, частное инвестирование, частные капиталовложения (ЧК) (англ. Private Equity) — вид активов, под которым понимается доля в капитале, пай или акции компании, не размещённые на фондовой бирже (бирже ценных бумаг).
Подробнее: Частные капиталовложения
Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Реце́ссия (от лат. recessus «отступление») — в экономике (в частности, в макроэкономике), относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (ВНП) (стагнация) или его падением на протяжении более полугода.
Малые и средние предприятия (сокр., англ. Small and medium-sized enterprises, сокр. или Small and medium-sized businesses, сокр.) — наименование коммерческих предприятий, которые не превышают определенных показателей (см. также средний класс). В противном случае их относят к крупным предприятиям.
Сувере́нный фонд , фонд национального благосостояния(англ. Sovereign wealth fund) — государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты.
Ро́зничная торго́вля , розница или рете́йл (от англ. retail — «розничный, в розницу») — продажа товаров (услуг) небольшим количеством, поштучно. Осуществляется через предприятия розничной торговли. Объектом розничной торговли является покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Субъектом розничной торговли является продавец.
Производственная мощность — максимальный возможный годовой выпуск продукции производственной единицы (отрасли промышленности, предприятия, его подразделения, рабочего места).
Энергетический кризис — явление, возникающее, когда спрос на энергоносители значительно выше их предложения. Его причины могут находиться в области логистики, политики или физического дефицита (см. пик нефти).
Конкуре́нция (от лат. concurrere «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
Упоминания в литературе (продолжение)
Стратегические финансовые инвестиции должны помогать претворению в жизнь стратегических целей развития предприятия, таких как расширение сферы влияния, отраслевая или региональная
диверсификация операционной деятельности, увеличение доли рынка посредством захвата предприятий-конкурентов, приобретение предприятий, входящих в состав вертикальной технологической цепочки производства продукции. Следовательно, основным фактором, влияющим на ценность проекта, для такого инвестора является получение дополнительных выгод для своего основного вида деятельности. Поэтому стратегическими инвесторами становятся в основном предприятия из смежных отраслей.
Диверсификация – расширение ассортимента, изменение вида товаров, выпускаемых предприятием, фирмой, овладение новыми видами технологий с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
Подразделения многопрофильной фирмы могут извлекать экономию, аналогичную экономии на масштабе, за счет совместного участия в операциях или функциях с другими видами производства. Например, многопрофильная компания производит миниатюрные электромоторы, используемые как комплектующие изделия в производстве вентиляторов, сушилок для волос и в системах охлаждения электронного оборудования. Если экономия на масштабе возникает при объеме производства, превышающем потребности в моторах для какого-либо одного рынка, многопрофильная фирма сможет извлекать экономию на масштабах производства моторов путем
диверсификации . Таким образом, относительная диверсификация, основанная на общих операциях или функциях, может устранить ограничения, налагаемые размером данной отрасли[12]. Входящий в отрасль конкурент вынужден осуществлять диверсификацию или оказаться в невыгодном положении по уровню издержек. Потенциально совместно используемые виды деятельности или функции, способные служить источником экономии на масштабе, могут включать системы торговли и сбыта продукции, снабжения и закупок и пр.
Выход из «ловушки неконкурентоспособности» для России возможен на основе разработки и продвижения на внешние рынки прорывной инновационной продукции, что должно способствовать
диверсификации экспортной базы национальной экономики при одновременном наращивании конкурентных преимуществ отечественных производителей массовой продукции потребительского и производственного назначения, ориентированных на внутренний рынок, перенасыщенный импортной продукцией. Такие конкурентные преимущества могут наращиваться за счет удешевления сырьевой и энергетической составляющей в затратах. Собственно вывод внутренних цен на энергоносители и металл на мировой уровень и стал одним из важнейших факторов потери российской промышленностью конкурентоспособности с развивающимися экономиками в секторе среднетехнологичной продукции.
Предположения. Хотя
диверсификация сокращает подверженность инвесторов специфическому риску фирмы, большинство из них ограничивает свою диверсификацию, обладая небольшим количеством активов. Даже крупные взаимные фонды редко держат более нескольких сотен видов акций, а многие из них включают в портфель 10–20 бумаг. Есть две причины, толкающие инвесторов ограничивать уровень диверсификации. Одна из них состоит в том, что инвестор или управляющий взаимным фондом может получить большинство преимуществ диверсификации, используя относительно небольшой портфель, поскольку по мере расширения диверсификации портфеля прирост выигрыша от нее становится все меньше. Следовательно, эти выигрыши могут и не покрыть прирост издержек на диверсификацию, включающий в себя издержки по операциям и затраты, связанные с отслеживанием текущей рыночной ситуации. Еще одна причина ограничения диверсификации обусловлена тем, что многие инвесторы (а также фонды) верят в свою способность находить недооцененные активы, поэтому предпочитают не держать активы, которые, по их мнению, оценены верно или переоценены.
Следовательно, стратегия развития интеграционных процессов в компании на ближайшие годы предусматривает достижение целей, направленных на стабилизацию и наращивание объёмов производства, снижение издержек и повышение эффективности работы предприятия, роста производительности труда за счет обновления техники и технологии и
диверсификации производства, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
• стратегия центрированной
диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. То есть существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы. Такими возможностями, например, могут быть возможности используемой специализированной системы распределения;
Наряду с горизонтальной интеграцией развивается и вертикальная, но она сдерживается антимонопольным законодательством. Процессы
диверсификации расширяют пространство для маневра, так что потери и убытки при оказании одних услуг могут быть компенсированы за счет высокой рентабельности других. Сегментация рынка услуг усиливает сегментацию товарного рынка, позволяя использовать наряду с ценовой и неценовую конкуренцию.
Стратегические финансовые инвестиции должны помогать претворению в жизнь стратегических целей развития предприятия, таких как расширение сферы влияния, отраслевая или региональная
диверсификация операционной деятельности, увеличение доли рынка посредством «захвата» предприятий-конкурентов, приобретение предприятий, входящих в состав вертикальной технологической цепочки производства продукции.
В последнее время крупными финансово-промышленными группами накапливаются значительные финансовые ресурсы, которые требуют своего применения. В связи с этим происходит их «растекание» по ликвидным и имеющим перспективы роста отраслям и секторам рынка. В то же время к процессу
диверсификации приходят не только крупные корпорации, но и другие игроки рынка, так как это способствует укреплению их бизнеса, повышает их дееспособность, позволяет более оптимистично акционерам компаний смотреть в будущее. Другой особенностью российского перераспределения финансовых потоков зачастую является «расхождение» собственников бизнеса по отдельным независимым направлениям, когда бывшие владельцы начинают свой собственный бизнес, концентрируются на отдельных секторах рынка.
Использование существующих технологических компетенций и применение технологических ноу-хау в различных направлениях бизнеса является важным источником создания стоимости. Технологии, которые формируют эти компетенции и ноу-хау, которые их сопровождают, и называют технологическими платформами. Технологическая платформа включает в себя технологические компетенции, которые распространяются в более широком спектре областей, чем те, которые связаны с производством их основных продуктов. Это позволяет расширять производство на другие предприятия и другие рынки, чтобы получить возможно больше рыночных преимуществ. Таким образом, наличие технологической платформы означает дальнейшее динамичное развитие и использование технологических компетенций и новых возможностей для того, чтобы формировать новую стратегию
диверсификации бизнеса.
В случае осуществления стратегического направления основной целью, которую преследует предприниматель, является расширение в значительной степени доли капитала предприятия. В данном случае увеличение капитала предприятия происходит за счет: приобретения предпринимателем определенного предприятия либо организации; возникающего влияния процесса, называемого
диверсификацией , путем объединения нескольких компаний; под влиянием эффекта, возникающего в исключительных случаях, т. е. когда все имеющиеся свойства системы в значительной степени превышают сумму свойств, которыми обладают лишь некоторые действующие элементы.
Многообразие и качество ассортимента товаров. В процессе деятельности отдела маркетинга определяется степень необходимости
диверсификации производства с точки зрения потребностей рынка и возможностей предприятия. В связи с этим высшее руководство, устанавливая долгосрочные цели, должно проверять ассортимент и качество изделий.
Будущее мирового рынка сельскохозяйственной продукции во многом связано с развитием его полицентричности. Укрепление позиций таких игроков, как Бразилия, Аргентина и Китай, а в перспективе – Индии, позволяет говорить о
диверсификации предложения и географической структуры мирового экспорта сельскохозяйственной продукции. Наряду с повышением устойчивости всего рынка как полицентричной системы эффект закрепления на нем новых игроков из состава развивающихся стран становится возможным благодаря росту производительности сельского хозяйства, повышению эффективности частных фермеров, развитию кооперативного движения.
Структурная модернизация экономики и ее
диверсификация опираются на сочетание эффективной предпринимательской деятельности и мер государственной политики по стимулированию национальной конкурентоспособности. Необходимые изменения в структуре производства возможны только при расширении свободы действия конкуренции, предпринимательских инновационных элементов в поведении бизнеса, формировании мощного слоя малого и среднего бизнеса и повышении продуктивности деятельности крупных российских компаний.
Существуют определенные угрозы национальным экономическим интересам, которые могут сдерживать устойчивое социально-экономическое развитие страны в прогнозном периоде. Среди внутренних угроз следует отметить высокий уровень износа основных производственных средств; ограниченность инвестиционных ресурсов для их обновления; низкую инновационную активность; незначительный удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и в целом наукоемкости ВВП; материалоемкую структуру ВВП; недостаточное развитие малого и среднего предпринимательства; ухудшение возрастной структуры населения, снижение численности лиц трудоспособного возраста; существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов; проблемы малых городов. Основными внешними угрозами являются повышение цен на топливно-энергетические ресурсы; зависимость по импорту энергоносителей от одного государства – России; недостаточная
диверсификация экспорта по видам продукции, экспортерам и странам; колебания конъюнктуры и возрастание конкуренции на традиционных внешних рынках.
Следует также заметить, что рост информационных благ не устраняет необходимости в материальных благах и услугах. И в информационном обществе люди должны удовлетворять свои материальные потребности за счет продукции сектора традиционной экономики, который основан на рыночных началах. Таким образом, с ростом информатизации экономики, усилением ее
диверсификации масштабы рынка растут, он усложняется, появляются все новые и новые рынки (например, рынок информации). ИКТ способствовали появлению электронной торговли, что ускоряет обмен. Именно в динамике рынка находит свое выражение целостная структура национальной экономики и ее экономических механизмов. Экономики стран «золотого миллиарда», вступившие в стадию информационного развития, демонстрируют появление новых рынков, например, в 1970-е гг. в Сети появилась электронной биржа NASDAQ. Информационно-коммуникационные технологии способствуют модификации механизма рынка, но не устраняют его.
• инвестиции в
диверсификацию , связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и выходом на новые рынки сбыта;
В соответствии с таким подходом, в Российской Федерации началось формирование аграрно-индустриальных комбинатов, которое стало свидетельством появления новых институтов-организаций в аграрной сфере. Необходимость материально-технической поддержки индивидуальных хозяйств и потребность в повышении производительности труда в колхозах и совхозах для насыщения внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией определились главными предпосылками создания указанных хозяйствующих структур.
Диверсификация аграрно-индустриальных комбинатов открывала возможности значительной экономии на материальных и нематериальных затратах сельхозтоваропроизводителей путем внедрения интенсивных технологий производства в сырьевых зонах.
Как отмечается в работах американских исследователей Б. Оллреда и К. Стенсма, воздействие инноваций на конкурентоспособность и экономический рост является всеобщей закономерностью. Важную роль в этом процессе играют желание и готовность фирм к осуществлению инноваций при условии риска и неопределенности результатов. Однако инновационное поведение фирм весьма разнится. Среди многих факторов инновационности на уровне фирмы, – масштабы фирмы, структура капитала, уровень
диверсификации , характеристики отрасли (темпы технологических изменений, колебания спроса, интенсивность конкуренции), а также общие характеристики экономики страны. Возрастание динамичности и глобального характера конкуренции требует более глубокого понимания факторов инновационности и поведения фирм[7].
В. Фельдман считает, что в развитии конкурентоспособности основополагающим является тот факт, что наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности складываются путем
диверсификации контактов между отраслями, связанными между собой долгосрочными обязательствами (договорами поставок и покупок). Таким образом, кластерная теория рассматривает способы интеграции производства по тем или другим принципам, суть которых определена конечной целью объединения.
Комбинирование во многом способствует разрушению отраслевой структуры экономики, сформированной в советские времена. Этот процесс означает, что российская экономика становится все более похожей на экономики других экономически развитых стран, имеющие высокую степень
диверсификации . Диверсифицированные предприятия наряду с большей устойчивостью в условиях конкуренции обладают и другим преимуществом. Их производство не только более жизнеспособно, но имеет большие возможности реагирования на изменения потребностей общества и на появление новых результатов научно-технического прогресса.
Вертикальная концентрация предполагает объединение в рамках корпорации всех последовательных стадий производства (от добычи сырья до сбыта готовой продукции) в виде специализированных предприятий. Концентрация на основе
диверсификации означает проникновение крупных предприятий (компаний, фирм, корпораций) в несвойственные их производственной основе другие отрасли и объединение предприятий этих отраслей в рамках компании.
Структура рынка меняется – регулирование финансовых сделок необходимо для снижения операционных и системных рисков. Крупные инвесторы приобретают альткойны и токены не потому, что они заинтересованы в прибыльности проекта. Это только один аспект. В других случаях инвесторы приобретают токены, чтобы хеджировать риски волатильности и регуляторные риски. Соответственно, с функциональной точки зрения крупные игроки рынка выступают не в качестве венчурных инвесторов, заинтересованных в долгосрочном партнерстве, но в качестве андеррайтеров, нацеленных на создание в портфеле краткосрочной позиции, противопоставляемой курсу биткойна. Регулирование, игнорирующее данный аспект сделок с виртуальной валютой, неэффективно, так как не оправдывает ожиданий игроков рынка, заинтересованных не столько в высокой прибыльности, сколько в безопасности инвестиций и
диверсификации инвестиционного портфеля[26]. Регулирование финансовых аспектов сделок с виртуальной валютой в большей степени отвечает реалиям рынка, чем попытка закрепить единообразный подход к обязательствам в гражданско-правовом смысле, так как минимизирует риски частных инвесторов, сопряженные с асимметрией информации об ICO и финансовых сделках.
Расширение спектра розничных банковских услуг и повышение их качества. Расширение спектра розничных банковских услуг может осуществляться по двум направлениям. Первое направление – модификация услуг, уже оказываемых банками населению республики. Новые услуги населению, основанные на модификации уже оказываемых услуг, могут внедряться путем изменения условий оказания услуг с целью повышения их привлекательности (процентные ставки по вкладным и кредитным операциям плавающие и фиксированные); сроки вкладных и кредитных операций (широкая
диверсификация сроков вкладов и кредитов, гибкие графики сроков погашения обязательств); вид актива при привлечении средств во вклады (белорусские рубли, иностранная валюта, драгоценные металлы и камни). Модификация услуг может также осуществляться путем предоставления их на новой технологической основе. Например, оказание услуг с использованием систем удаленного доступа, средств мобильной связи, через банкоматы, инфокиоски. Перспективным видится оказание розничных банковских услуг совместно с предприятиями торговли и сервиса (экспресс-кредитование в местах приобретения потребительских товаров, кредитование на покупку автомобилей.
7) на
диверсификацию – связаны с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;
Целесообразно учитывать степень мобильности стратегической ориентации конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции их стратегий. Наиболее опасными являются конкуренты, склонные к рыночной экспансии, исповедующие стратегию
диверсификации производства, крупные предприятия-заказчики и поставщики, мелкие предприятия, которые в результате поглощения крупными становятся сильными конкурентами.
Построение инновационной экономики – экономики, основанной на знаниях, – главная задача всего российского производственного комплекса. Об этом все чаще стали говорить первые лица страны. Президент России на заседании президиума Государственного совета 19 февраля 2007 г. особо подчеркнул, что
диверсификация экономики является ключевой проблемой. «Очевидно, это один из важнейших аспектов современной экономической политики в целом, прямо связанный с развитием ее высокотехнологичных секторов… Опыт успешных индустриальных стран показывает, что необходима принципиально новая модель организации производства – модель, ориентированная на создание инноваций и опирающаяся на конкурентную среду, причем и разработчиков, и поставщиков, и дилеров. России нужна модель промышленного развития, органично ориентированная в межрегиональные и глобальные кооперационные связи»[50].
– многочисленные структурные диспропорции, предопределяющие ограниченность возможностей хеджирования и страхования рисков (в том числе невозможность
диверсификации , дефицит страховых услуг и рынка перестрахования, отсутствие многих сегментов срочного рынка, невозможность внутренней секьюритизации и строительства сложных продуктов, в том числе продуктов с защитой капитала);
5. Обеспечение минимизации уровня фи–нансового риска при необходимом уровне при–были путем
диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактика и избега–ние отдельных финансовых рисков с помощью эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования.
С точки зрения национальной принадлежности капитала и масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные либо транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) – это, как правило, крупные концерны, для которых характерна международная
диверсификация деятельности.
♦ выполнение задач риск-менеджмента, состоящих в сглаживании резких колебаний спроса и снижении коммерческих рисков за счет национально-географической
диверсификации целевых рынков;
где Кд.с. т – коэффициент вклада Стп в
диверсификацию товарной структуры экспорта; – количество товарных позиций по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в экспорте субъектов Стп страны; Тэ – количество товарных позиций по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в общем экспорте страны;
Дивизионная структура управления. Уже к концу 20-х гг. XX в. стала ясна необходимость новых подходов к организации управления, связанная с увеличением размеров предприятий,
диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Поэтому возникли дивизионные структуры управления (прежде всего в крупных корпорациях), которые предоставляли определенную самостоятельность своим подразделениям, оставляя за собой руководство всей корпорацией. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Активно создавались дивизионные структуры в 60—70-е гг. XX в. В нашей стране аналогичные структуры управления широко внедрялись начиная с 1960-х гг. в форме создания производственных объединений. Ключевыми фигурами в управлении предприятиями этого типа являются менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы).