Связанные понятия
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Упоминания в литературе
Как показывают опросы предприятий, у большинства из них нет денег на реализацию инновационных проектов[65]. В рамках проводимой Банком России политики проблем с деньгами до введения санкций не испытывали только сырьевые корпорации, которые работают на экспорт и могли под залог своих экспортных доходов и активов брать кредиты у американских или европейских банков. Они могут занимать и на
внутреннем рынке , пока имеют достаточно высокую рентабельность. В то же время предприятия инвестиционного комплекса (машиностроение и строительство) не имеют доступа ни к внешним источникам кредита, ни к внутренним, которые для них слишком дороги.
Обращает на себя внимание крайне незначительная доля рынка акций как источника привлечения предприятиями долгосрочных инвестиций в общей структуре каналов долгосрочного финансирования, предоставляемых финансовым сектором. Эта доля незначительна как в сопоставлении с общим объемом долгосрочного финансирования, предоставляемого финансовым рынком в целом (включая банковское кредитование), так и в сопоставлении с совокупным объемом привлечения инвестиций на
внутреннем рынке ценных бумаг (см. табл. 3). Резкое преобладание долгового финансирования в российской экономике является одной из ее отличительных черт, не способствующих кредитной экспансии, с одной стороны, и выступающей фактором финансовой неустойчивости корпоративного сектора, с другой стороны.
Принципы централизованного планирования всегда акцентировали регулирование экономики на повышение степени концентрации и специализации производства, что, естественно, сужало круг потенциальных контрагентов для каждого отдельного госпредприятия. При этом искаженная, нерыночная система ценовых пропорций давала неправильное представление об уровне эффективности различных отраслей экономики. 70 лет такой промышленной политики привели к тому, что при переходе к новым принципам экономических отношений, а особенно в условиях быстрого открытия в начале 1990-х гг.
внутреннего рынка , резко усилилась конкуренция с иностранными производителями. Отечественные предприятия не могли столь же оперативно прекратить выпуск неконкурентоспособной «советской» продукции, тогда российские потребители стали оплачивать такой товар деньгами либо частично, либо с большими (на много месяцев) задержками. Особенно распространились меновые сделки, в которых один товар менялся на другой.
Бартерный контракт носит разовый характер. Попадая на
внутренний рынок страны-контрагента, бартерный товар влияет на конкурентоспособность адекватного местного товара. Это явление в международной практике называется эффектом вытеснения внутренних продаж. В связи с этим организация и осуществление бартерных контрактов во многих странах координируются или контролируются государством.
Одним из эффективных направлений совершенствования инструментов финансирования предпринимательских проектов в России является развитие фондового рынка. На сегодняшний день биржевые площадки используются компаниями не столько для привлечения акционерного капитала, сколько для целей рефинансирования и управления ликвидностью. Капитализация рынка акций в 2014 г. упала до 33 % ВВП и составила 23,2 трлн рос. рублей, что на 8,6 % меньше уровня 2015 г. Однако облигационный рынок развивается активно. Объем
внутреннего рынка корпоративных облигаций вырос на 28 % и составил 6,6 трлн рос. руб. Для пополнения источников фондирования некоторые МФО России стали выпускать облигационные займы.
Связанные понятия (продолжение)
Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.
Эффе́кт масшта́ба (англ. Economies of scale) связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени.
Импортёр — сторона в международных экономических отношениях, покупающая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли за рубежом, и ввозящая их в страну для использования и потребления. Так называют юридическое или физическое лицо, занимающееся ввозом товара из-за границы. То есть организация, ввозящая товары или получающая услуги из-за границы. Термин И. может быть также применен к государству, в которое в порядке импорта ввозятся товары, либо организация, ввозящая товары...
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Занятость — не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости...
Капиталоёмкость — стоимость капитала, используемого при производстве товаров, по отношению к стоимости самого товара и по отношению к стоимости других факторов производства, в особенности труда. В рамках производственного процесса (как на микро-, так и на макроуровне) уровень капиталоёмкости может быть оценён как пропорция между капиталом и трудом, то есть как набор точек вдоль изокванты.
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто...
Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.
Теневая банковская система (также теневое банковское дело, теневой банкинг, парабанковская система) представляет собой совокупность финансовых институтов, которые работают по банковским схемам, но формально банками не являются. Основное отличие от обычных банков состоит в том, что парабанки не принимают индивидуальные вклады от населения: они обслуживают не индивидуальных вкладчиков, а другие банки. Парабанки помогают сгруппировать полученный капитал в форме производных ценных бумаг и альтернативных...
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Спрос (англ. demand) — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Иностранные инвестиции — в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция...
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Миграция капитала – движение капитала из одной отрасли в другую внутри страны (внутренняя миграция) или движение капитала из одной страны в другую (международная миграция капитала) .
Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.
Рента́бельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная...
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты.
Национальный доход (англ. national income) — один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.
Промышленное производство (заводское производство, фабричное производство; англ. manufacturing) — производство товаров с использованием машин, инструментов и привлечением рабочей силы. Термин наиболее широко применяется для процесса преобразования сырья в готовую продукцию под воздействием механической, термической, химической или иной обработки. Обычно промышленное производство ориентировано на создание большого количества одинаковой продукции (носит массовый характер). Но это могут быть и уникальные...
Но́рма при́были (англ. rate of return или англ. rate of profit) — экономическая характеристика, которая является процентным отношением прибыли за некоторый промежуток времени (период) к авансированному перед началом этого периода капиталу (как правило, продолжительность периода принимают равной году). Величина нормы прибыли зависит от нормы прибавочной стоимости, органического строения капитала и времени оборота капитала. Межотраслевая конкуренция приводит к установлению средней нормы прибыли на...
Валовой национальный доход (ВНД) — это совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведённых в течение года на территории государства (то есть валовой внутренний продукт, ВВП), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. Один из экономических показателей.
Конкуре́нция (от лат. concurrere «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
Товары повседневного спроса (ширпотре́б, сокр. от широкое потребление, также FMCG — англ. Fast Moving Consumer Goods) — общее название для товаров повседневного потребления (особенно продуктов лёгкой и пищевой промышленности) широким кругом покупателей, которые стоят относительно дёшево и быстро продаются. Информация о товарах повседневного спроса должна обеспечивать возможность их правильного выбора.
Прода́жа — бизнес-понятие, описывающее практически любую коммерческую деятельность, бизнес вообще. Продажа чаще всего является завершающим этапом бизнес-цикла коммерческого предприятия. Употребляется всегда только в единственном числе.
Подробнее: Продажи
Потреби́тель — человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,общественных,семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Прямы́е инвести́ции — вложения (инвестиции) денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием или компанией, в которые вкладываются деньги, и получения дохода от участия в их деятельности (прямые инвестиции обеспечивают обладание контрольным пакетом акций).
Вторичный рынок товаров — рынок, на котором происходит продажа, перепродажа и обмен товаров, уже бывших в употреблении.
Конкурентное преимущество — экономическая категория, означающая наличие у экономического субъекта уникальных характеристик, выгодно отличающих данный экономический субъект от других аналогичных субъектов на рынке.
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Технологические изменения — термин, используемый для описания общего процесса создания, рационализации и распространение технологий или процессов. Термин является синонимом технологического развития, технологических достижений и технического прогресса. По сути — это создание технологии (или технологического процесса), непрерывный процесс совершенствования технологии (во время которого она часто дешевеет) и её распространения (диффузия) в промышленности и обществе.
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в производстве продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и сбыт.
Дистанционная торговля (англ. distance «расстояние») — одна из форм розничной продажи товаров, отличием которой от традиционной магазинной торговли, является наличие между продавцом и потребителем расстояния. Таким образом, между продавцом и покупателем не происходит личного контакта, а покупатель совершает покупку на основе изображений и текстового описания товаров. Продажа товара дистанционным способом предполагает, что покупатель ознакомился с товаром не в полном объёме: не было тактильных ощущений...
Экономическая прибыль (англ. economic profit) — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.
Полная занятость (англ. full employment) — уровень занятости, при котором ещё существует фрикционная и структурная безработица, но нет циклической безработицы, при этом экономика использует все имеющиеся и пригодные ресурсы для производства товаров и услуг; ситуация, при которой реальный чистый национальный продукт (ЧНП) равен потенциальному ЧНП.
Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы протекционистские методы регулирования: тарифные и нетарифные.
Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Упоминания в литературе (продолжение)
Принципы централизованного планирования всегда акцентировали регулирование на повышение степени концентрации и специализации производства, что естественно сужало круг потенциальных контрагентов для каждого отдельного госпредприятия. При этом искаженная нерыночная система ценовых пропорций давала неправильное представление об уровне эффективности различных отраслей экономики. 70 лет такой промышленной политики привели к тому, что при переходе к новым принципам экономических отношений и, что особенно важно, – в условиях быстрого открытия в начале 1990-х гг.
внутреннего рынка резко усилилась конкуренция с иностранными производителями. Отечественные предприятия не могли столь же оперативно прекратить выпуск неконкурентоспособной «советской» продукции, тогда российские потребители стали оплачивать такой товар деньгами либо частично, либо с большими (много месяцев) задержками. Особенно распространились меновые операции, в которых один товар менялся на другой.
Из-за этого организации становятся зависимыми друг от друга, когда каждая из них осознает, что изменение цены (объема выпуска продукции) вызовет ответную реакцию ее конкурентов, и поэтому должна считаться с ней. Олигополии защищены барьерами для входа на рынок, и тем фактором, который способен активизировать конкуренцию в условиях олигополии, становится международная конкуренция на
внутреннем рынке . При открытости внутреннего рынка экономика страны становится открытой, что конечно изменяет характер конкуренции на рынке.
Устойчивое поступательное развитие российской экономики в наше время невозможно без ее глубокой интеграции в общемировую экономику и ее активного участия в мировом разделении труда. Движение вперед очень сложно представить без привлечения иностранных финансовых, технологических и интеллектуальных инвестиций в российскую экономику. Развитие конкуренции на
внутреннем рынке и отстаивание интересов российского производителя на мировых рынках требует вступления России в ВТО. Все эти процессы ведут к значительному увеличению активности внешнеэкономической деятельности российских компаний.
На
внутреннем рынке страны существуют разнообразные розничные предприятия. Их можно разделить:
Допустим, законодательство ограничивает действия предприятий следующим образом: доля одного изготовителя – не более 35 % общего объема
внутреннего рынка данной продукции, доля двух изготовителей – 45 %, трех – 55 %. Прибыль организации, полученная сверх установленного норматива (допустим 30 %) идет в бюджет.
♦ стремление быстрее, чем на
внутреннем рынке , покрыть расходы на НИОКР при создании инновационных товаров, обогнавших уровень развития отечественной инновационной системы и не находящих должного спроса на внутреннем рынке;
Парижская валютная система просуществовала до Первой мировой войны 1914 г. Гигантские финансовые потребности экономики во время войны могли быть удовлетворены только путем дополнительного выпуска денег. Для того чтобы избежать побочных явлений на своих
внутренних рынках , многие страны приняли меры по аннулированию правил на основе золотомонетного стандарта, что фактически привело к отмене первой мировой валютной системы.