Связанные понятия
Исламизм (араб. الإسلام السياسي — политический ислам) — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата.
Аятолла ́ (араб. آية الله — знамение Аллаха) — почётные звания шиитских богословов (муджтахидов), имеющих право самостоятельно выносить решения по вопросам исламского права на основе джафаритской правовой школы (мазхаба). Большинство аятолл проживают в Иране, Ираке и Ливане.
«Белая революция » — серия реформ, предпринятых шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви в 1963 году в целях преодоления феодальных пережитков и интеграции в мировую капиталистическую систему. Шесть пунктов экономических и социальных реформ получили всенародное одобрение на референдуме 26 января 1963 года. Десятки миллиардов нефтедолларов вкладывались в престижные проекты социально-экономического переустройства общества. Была проведена аграрная реформа, наделившая крестьян землёй.
Исламский социализм — термин, введенный различными мусульманскими исследователями и политиками. Социалисты-мусульмане полагают, что учение Корана и пророка Мухаммеда совместимо с принципами социальной справедливости, свободы и равенства.
Исламская республика — форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство (в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель).
Упоминания в литературе
В настоящее время популярен термин «
исламский фундаментализм » и близкий к нему концепт «исламский радикализм» – идеология, следуя которой мусульманам необходимо жить в соответствии с самыми ортодоксальными требованиями Корана и по законам Шариата (http://ru.wikipedia.org). Одним из современных определений исламского радикализма и экстремизма является дефиниция, предложенная И.П. Добаевым (Добаев, 2003). «исламский радикализм – это идеологическая доктрина и основанная на ней политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным за креплением идеологического, политико-мировоззренческого и даже вооруженного противостояния мира "истинного ислама" по отношению к миру "неверных" вовне и миру "неистинной веры" внутри ислама и требуют абсолютного контроля и мобилизации (служения идее) своих сторонников» (с. 13). Радикальное исламское движение, выступая частью более широкой тенденции политизации ислама и реисламизации мусульманских обществ, является реальным и существенным фактором современной политической жизни. Наибольшую опасность представляет его экстремистское крыло, деятельность которого стала одним из ключевых факторов, дестабилизирующих международную обстановку. «Исламский» экстремизм обладает мощным потенциалом, нацеленным на экспансию наиболее реакционных положений своих идеологических доктрин и эскалацию политической практики насилия. «Идеологической базой и одновременно политической практикой радикального исламского движения, осуществляемого в самых разнообразных формах, "основным поставщиком и главным распространителем терроризма является радикальный ислам" (другие названия – исламский радикализм, или исламизм)» (с. 4).
Конфликт идеи правового государства с принципами исламского государства, закрепленными рядом конституций под влиянием иранской революции (Египет, Сирия), является свидетельством неустойчивости ситуации. Ключ к пониманию конфликта – столкновение традиционного мусульманского права с задачами модернизации и рационализации (которая оборачивается европеизацией права, заимствованием западных конституционных норм). Однако эти нормы не действуют в традиционном обществе: возникает порочный круг, возвращающий ситуацию к исходной точке конфликта. Наступление улема против правового государства, возрождение исламского права под влиянием национализма стали характерными тенденциями последнего десятилетия (189). Во многих странах принятие ислама в качестве официальной (конституционной) религии и политической идеологии является вынужденной мерой, предпринимаемой военными режимами в условиях борьбы с силами фундаментализма. Именно армия, бизнес и бюрократия оказываются теми силами, которые сдерживают рывок
исламского фундаментализма к власти. Данное отношение к исламу было характерно для многих крупных реформаторов исламских обществ, как Кемаль Ататюрк и Насер, выступавших за модернизацию и европеизацию своих стран вопреки исламским традициям.
Близкой точки зрения придерживается и Г.И. Мирский, который в нескольких своих публикациях достаточно скептически оценивает готовность исламской цивилизации гармонично включиться в процессы глобализации. В целом он верно отмечает разнообразие ислама, потенциальную возможность различных вариантов толкования его постулатов. Но, по существу, выделяет лишь
исламский фундаментализм как реально существующую реакцию на неспособность режимов решить проблемы мусульманских стран и покончить с вестернизацией. Нынешнее состояние мусульманского мира перед лицом глобализации автор описывает лишь сквозь призму подъема исламского экстремизма, который он вслед за западными исследователями называет исламизмом и фундаментализмом (хотя и призывает не путать последний с политическим радикализмом). Никаких других реакций ислама на глобализацию не отмечается. Поэтому его ремарка относительно возможности разного понимания исламских догм остается простой гипотезой. Более того, ученый, по сути, не видит никаких перспектив поступательной духовной эволюции современного ислама, которая позволила бы мусульманскому миру все же включиться в процессы глобализации в роли не изгоя, а полноценного участника. Иные, кроме радикальных, течения современной исламской мысли остаются за пределами его внимания. Симптоматично, что Г.И. Мирский приходит к выводу (правда, никак не аргументируемому) о невозможности опровергнуть призывы экстремистов догматически обоснованным исламским инструментарием[9].
В средствах массовой информации нередко
исламский фундаментализм полностью отождествляется с экстремизмом. Между тем он имеет, по крайней мере два крыла: умеренное и радикальное. Сторонники радикального крыла мусульманского фундаментализма выражают готовность действовать и действуют, опираясь на силу, считая насилие чуть ли не единственным средством осуществления планов строительства «чистого исламского общества», в котором должны реализоваться принципы социальной справедливости. Они полагают, что власти большинства мусульманских стран не выполняют предначертаний Всевышнего, чем и объясняются все беды исламского мира. Выход из сложившейся ситуации видится им в незамедлительном насаждении исламской системы правления. Сторонники этого течения обуреваемы страстью любыми способами «помочь» мусульманам немусульманских стран также встать на исламский путь развития, что угрожает стабильности многих государств. Умеренное крыло мусульманского фундаментализма выступает за мирные, политические способы деятельности и прежде всего пропаганду, исламское просвещение, сотрудничество с правящими кругами мусульманских стран, способствуя тому, чтобы они постепенно стали на путь исламизации различных сторон общественной жизни. Насилие как средство внедрения исламского образа жизни и шариатских норм отвергается его сторонниками.
В любом случае, в условиях отсутствия четкого разграничения между традиционным исламом и
исламским фундаментализмом основной угрозой (особенно со стороны государственных органов) считается исламский экстремизм (ваххабизм). Выражение «исламский фундаментализм» не несет религиозного смысла, но указывает на людей, которые расходятся с центральными властями и государственными религиозными учреждениями во взглядах и интересах, а для достижения своих целей готовы к применению насилия. Слова «ваххабизм» и «ваххабиты» имеют такое широкое применение, что зачастую используются некоторыми духовными лицами для дискредитации оппонентов.
В наши дни, когда активизация радикальных сил, отождествляемых с
исламским фундаментализмом , ратующим за возрождение средневекового правопорядка, вышла на передний план, создается впечатление, что миру ислама чужды идеи новаторства. М. Санаи, напротив, обращает внимание читателя на невидимую внешнему наблюдателю сторону. «Мусульманское политическое мышление современного периода, – пишет он, – можно охарактеризовать как стремление мусульман к новаторству или к реформаторству». Автор имеет в виду тех, кто продолжает реформаторскую линию, начатую мыслителями и идеологами прошлого века, которых занимали проблемы, связанные с тяжелым положением мусульманских стран; поиск путей приобщения исламского общества к новым прогрессивным достижениям цивилизации и одновременно стремление к сохранению исламскими странами своих религиозных ценностей.
Фундаментализм в общем виде является чисто религиозным понятием, не зависящим от религиозной принадлежности. Он означает незыблемость веры, строгое и неукоснительное соблюдение этических и правовых религиозных норм, исполнение предписаний, вытекающих из фундаментальных (базовых) источников веры.
Исламский фундаментализм – это термин, говорящий лишь о том, к какой именно религии относятся эти воззрения. Сам по себе исламский фундаментализм не может являться движущей силой террора, это лишь определённый набор взглядов. Его можно использовать и для созидания, и для разрушения, и для консервации существующего положения.
Согласно идеологической доктрине
исламского фундаментализма , проживание мусульманских народов в составе немусульманских государств (а в состав РФ входят семь «мусульманских» республик – Башкортостан, Татарстан, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня) рассматривается как «результат оккупации», поэтому задача мусульман – борьба за независимость с целью последующего вхождения в состав «исламского единства – Халифата»[8].
Связанные понятия (продолжение)
Панарабизм — общественно-политическое ирредентистическое движение, направленное на консолидацию арабов Ближнего Востока.
Джиха́д (от араб. الجهاد — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру.
Насеризм (التيار الناصري: ат-таяр ан-насери - движение Насера) — панарабское социалистическое движение, основателем которого был Гамаль Абдель Насером.
Критика ислама — выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку исламу.
Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах...
Арабский национализм (араб. القومية العربية — аль-кавмия аль-арабия) — светская идеология, утверждающая единство арабской нации, обладающей общим языком, происхождением и проживающей на территории от Атлантического до Индийского океана (арабский мир). Во многом близок к панарабизму, но не полностью синонимичен ему.
Салафи́я (араб. سلفية от араб. سلف — «предки, предшественники») — направление в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными...
Вели́кий аятолла ́ (араб. آية الله العظمى); (перс. آیتاللهالعظمی), — шиитский религиозный титул. Данный титул носят шиитские улемы, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам). Великий аятолла может носить титул марджа ат-таклид.
Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.
Арабский социализм (араб. الاشتراكية العربية, al-ishtirākīya al-‘arabīya) — политическая идеология, представляющая собой смешение панарабизма и социализма. Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, появившейся на 50 лет раньше, чем арабский социализм.
Панислами́зм (др.-греч. pan — «всё» и араб. إسلام — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления...
Исламская республиканская партия (حزب جمهوری اسلامی) — политическая партия, созданная иранскими исламскими революционерами во время революции 1979 года с целью облегчения установления в стране режима исламской республики. Распущена в 1987 году: официально по причине «решения исторических задач, для которых она создавалась», фактически — из-за внутренних разногласий; последняя причина фактически признаётся ключевой и в современном Иране.
Исламский либерализм , или Евроислам (араб. al-Islam al-Urubbiyy) — либеральный ислам, или ислам, проникнутый европейской культурой. В России и странах СНГ термин — «исламский либерализм» отождествляется с термином — «просвещенный ислам». Мусульмане-либералы отделяют ритуальную составляющую веры (совершение намаза, ношение хиджаба и т. п.) от морально-мистической и не придают первой существенного значения. Считается что зачатки либерального ислама появились в Турции в эпоху Кемаля Ататюрка на основе...
Бааси́зм (араб. البعث, англ. Ba'athism; от арабского аль-Баас или Баас, что означает «возрождение» или «воскрешение») — идеология арабского социализма, ставящая своей целью создание и развитие объединённого арабского государства под руководством партии-авангарда и прогрессивного революционного правительства. Идеология основана на идеях Заки аль-Арсузи, Мишеля Афляка и Салаха ад-Дин Битара.Баасистское общество стремится к просвещению, возрождению арабской культуры и ценностей. Оно поддерживает создание...
Марджа’ ат-такли́д (араб. مرجع التقليد — тот, кому подражают, образец для подражания) — высшее духовное звание шиитских духовных лидеров (муджтахидов), главный религиозный авторитет в вопросах права (фикха) и богословия, обладающего правом выносить правовые решения (иджтихад). Приказы марджа ат-таклида обязательны для исполнения всеми членами шиитской общины.
Курдский национализм — политическая идеология, а также общественно-политическое движение, выступающее за признание национальной самобытности курдов, в основе которой лежит убежденность в существовании обособленной курдской идентичности, уходящей своими корнями в древнюю историю, а также в необходимости самоопределения курдского народа на его исторической территории, в основном на территории смежных государств: Турции, Ирака, Ирана и Сирии. В наши дни эти территории находятся на севере Ирака (Иракский...
Ваххаби́зм (от араб. الوهابية — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).
Религиозно-политический экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.
Исламофаши́зм (англ. Islamofascism) — идеологическое клише, термин, служащий для проведения идеологических параллелей между современным исламским экстремизмом и фашизмом или национал-социализмом первой половины XX века.
Ко́рпус Стра́жей Исла́мской револю́ции (перс. سپاه پاسداران انقلاب اسلامی — Sepâh-e pâsdârân-e enqelâb-e Eslâmi, Сэпа́хе пасдара́не энгела́бе эслами́, сокр. КСИР, встречаются обозначения Революционная гвардия и Пасдаран) — элитное иранское военно-политическое формирование, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, сторонников лидера иранских шиитов великого аятоллы Хомейни. Принимало активное участие в ирано-иракской войне, а также в создании организации...
Исламофобия — разновидность ксенофобии; собирательное определение для различных форм негативной реакции на ислам, а также на связанные с ним общественные явления.
Шии́ты (араб. شيعة; — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ и Кувейте.
САВАК , в Европе известный также под названием «SAVAK» (перс. ساواک, аббревиатура от перс. سازمان اطلاعات و امنیت کشور — «Sazman-e Ettela’at va Amniyat-e Keshvar») — Министерство государственной безопасности Ирана времён правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (1957—1979).
Фундаментали́зм (от лат. Fundamentum — «основание») — собирательное наименование крайне консервативных религиозных, философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является политической реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации.
Религио́зный экстреми́зм — разновидность экстремизма, в основе которого лежит определённая религиозная идеология и деятельность (практика), присущие отдельным лицам, принадлежащим к различным религиозным организациям и конфессиям, группам и течениям, которые отличаются приверженностью крайне радикальным и фундаменталистским взглядам на толкование некого вероучения, стремятся вступить в непримиримое противостояние (включая всестороннее применение физического насилия, насильственный захват власти...
Шариа́т (араб. شريعة — букв. путь, образ действия) — комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.
Силы народной мобилизации (араб. الحشد الشعبي, Хашд шааби) — коалиция, состоящая из шиитских, езидских и христианских милиций, сражающихся на стороне иракского правительства против ИГ, сокращенно PMF. Коалиция спонсируется государством и представляет собой зонтичную организацию из 40, в основном шиитских, милиций. Однако в её составе имеются также христианские, суннитские и езидские группировки. СНМ была сформирована в целях развёртывания борьбы против ИГ. Организация была создана путём формального...
Теокра́тия (от др.-греч. θεός «Бог» + κράτος «власть») — гражданская и духовная власть в одном лице.
Моджахе́д (араб. مجاهد, mujāhid, более близкая к литературному арабскому передача — муджа́хид, мн. число муджахидин — «борец за веру, за правое, священное дело», «совершающий усилие») — участник джихада (однокоренное слово), буквально «борец».
Правохристиане — политический термин-клише, применявшийся в СССР и применяемый в России для обозначения правых политических сил и военизированных милиций христианской общины Ливана. Понятие вошло в широкое пропагандистское употребление в первые годы гражданской войны в Ливане. После окончания войны частота употребления заметно снизилась.
Переворот в Иране (1953) — государственный переворот в Иране в 1953 году, повлёкший свержение демократически избранного правительства Национального фронта Ирана.
Ара́бским ми́ром (араб. الوطن العربي) принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также страны Восточной Африки, входящие в Лигу арабских государств и имеющие арабский язык в качестве одного из официальных. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн человек и общей площадью приблизительно 13 млн квадратных километров.
Подробнее: Арабский мир
Револю́ция ке́дров (2005 год) — массовые акции протеста за вывод сирийских войск с территории Ливана. По аналогии с цветными революциями на постсоветском пространстве акции получили название «революции кедров» (или «кедровая революция»).
Пешмерга , пешмарга (нескл.) (курд. Pêşmerge, курд. پێشمەرگە — , pêş — «перед» + merg — «смерть» + e — «есть», буквально — «те, кто смотрит смерти в лицо») — курдские военизированные формирования (Вооружённые силы) в Иракском Курдистане.
Антисиони́зм — идеологическое и практическое противодействие со стороны представителей различных (в том числе еврейских) идейных и религиозных течений, политических организаций, общественных институтов, отвергающих и критикующих цели сионизма или методы их достижения.
Традиционали́зм — мировоззрение или социально-философское направление, которое ставит в основу выраженную в традиции практическую мудрость, которую традиционалисты считают следствием многовекового доказанного опыта, или практического разума; или контрреволюционные консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок. Понятия традиционализма...
Шабиха (араб. الشبيحة, от корня شبح «призрак») — военизированные проправительственные формирования в Сирии. Получили широкую известность во время гражданской войны в Сирии. Как показало проведённое в 2012 году расследование ООН, отряды «Шабихи» в ходе войны совершают преступления против человечности, прибегая к пыткам и казням.
Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام — доказательство ислама) — один из высших шиитских религиозных титулов, наряду с аятоллой и великим аятоллой, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
«Шиитская восьмёрка » (официальное название: «Коалиционный совет исламской революции Афганистана», также «Союз восьми», «Альянс восьми») — военно-политический союз (ВПС) исламских партий афганских моджахедов в период Афганской войны (1979—1989). Был сформирован в начале 1980-х годов лидерами различных фундаментальных исламских «проиранских» шиитских организаций (партий) Афганистана, включённых в состав «Движения исламского сопротивления моджахедов — шиитов» при поддержке государственных и духовных...
Танзи́м (араб. التنظيم — «организация») — правохристианская радикальная националистическая политическая организация и милиция, существовавшая в Ливане во время гражданской войны в 1975—1990 годах.
Ара́бская весна ́ (араб. الربيع العربي) — волна протестов и восстаний, проходившая в арабском мире в начале 2011 года. Первые предпосылки были отмечены еще в 2010 году. Произошли революции в Тунисе, в Египте и в Йемене; гражданские войны в Ливии (привела к смене власти) и в Сирии (продолжается); гражданское восстание в Бахрейне; массовые протесты в Алжире, в Ираке, в Иордании, в Марокко и в Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, в Саудовской Аравии, Судане, Джибути и...
Исламизм в Великобритании — это явление в жизни современного Соединённого Королевства, связанное с присутствием в стране большого количества исламистских организаций, преимущественно в Лондоне. Деятельность различного рода исламистских организаций в Лондоне, начиная с 1990-х годов, приобрела такое заметное влияние на жизнь в Великобритании и других европейских государствах, что для её характеристики стали использовать новое слово — Лондонистан. Используется в средствах массовой информации и различного...
Шуубия (араб. الشعوبية) — политическое движение в Арабском халифате, отрицавшее исключительные права арабов на господство в государстве и привилегированное положение в умме. Зародилось в VIII веке, в период правления Омейядов. Наибольшего распространения достигло в Иране. Шуубийя нередко выражало интересы региональных элит и проявлялось в сохранении и возрождении местного языка, а также в росте «сектантских» настроений (ши’изм).
Исламский феминизм является одной из форм феминизма, связанный с ролью женщины в исламе. Он направлен на полное равенство всех мусульман, независимо от пола, в общественной и частной жизни. Исламские феминистки выступают за права женщин, гендерного равенства и социальной справедливости, основанные на исламе.