Связанные понятия
Исла́мский фундаментали́зм — «термин используемый для общей характеристики современных мусульманских религиозно-политических движений, идеология которых в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада. В этом же смысле употребляются термины „исламское возрождение“, „мусульманский интегризм“». «На европейском континенте многие исследователи ислама и Ближнего Востока для обозначения нынешней тенденции политической...
«Белая революция » — серия реформ, предпринятых шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви в 1963 году в целях преодоления феодальных пережитков и интеграции в мировую капиталистическую систему. Шесть пунктов экономических и социальных реформ получили всенародное одобрение на референдуме 26 января 1963 года. Десятки миллиардов нефтедолларов вкладывались в престижные проекты социально-экономического переустройства общества. Была проведена аграрная реформа, наделившая крестьян землёй.
Аятолла ́ (араб. آية الله — знамение Аллаха) — почётные звания шиитских богословов (муджтахидов), имеющих право самостоятельно выносить решения по вопросам исламского права на основе джафаритской правовой школы (мазхаба). Большинство аятолл проживают в Иране, Ираке и Ливане.
Марджа’ ат-такли́д (араб. مرجع التقليد — тот, кому подражают, образец для подражания) — высшее духовное звание шиитских духовных лидеров (муджтахидов), главный религиозный авторитет в вопросах права (фикха) и богословия, обладающего правом выносить правовые решения (иджтихад). Приказы марджа ат-таклида обязательны для исполнения всеми членами шиитской общины.
Упоминания в литературе
В наиболее эффективной демократии БСВ – существующей с 1979 г.
Исламской республике Иран, на деле осуществлено разделение ветвей власти, функционирует эффективный и активный парламент – Меджлис, в котором закреплены квоты для «единобожников»-зимми, признается существование национальных меньшинств, действует многопартийная система, пресса жестко критикует правительство, активна системная и внесистемная оппозиция. Иран во многом напоминает СССР времен застоя, партийная система которого доминировала над государственным аппаратом, с поправкой на то, что верховная власть в этой стране сосредоточена в руках теократии, а не КПСС. Государственнообразующая роль шиитского ислама законодательно закреплена. Другие группы, исповедующие эту религию, – не только представители шиитских «еретиков», но и ортодоксальные сунниты, находятся под жестким давлением. Страну возглавляет второй за ее историю Рахбар – Верховный руководитель, Али Хоменеи, в 1989 г. сменивший правившего с 1979 г. Аятоллу Хомейни, после смерти основателя Исламской республики. Несмотря на полномочия, сосредоточенные в его руках, он избирается и может быть отрешен от должности. Обычной для Ирана ситуацией являются разногласия Рахбара с переизбираемыми президентами страны, которые, как правило, разрешаются в пользу Верховного руководителя, хотя отдельные исключения имеют место.
Следует отметить, что установление достойных и необходимых взаимоотношений со странами, связанными с интересами региональных и трансрегиональных игроков, всегда имеет ряд особенностей.
Исламская Республика Иран с момента обретения центральноазиатскими странами независимости рассматривает установление политических отношений с ними и их постоянное развитие как часть своего внешнеполитического курса, имеющую очень важное значение. Исламская Республика Иран была одной из первых, кто официально признал независимость государств Центральной Азии и путем создания своих посольств принял надлежащие меры по закреплению этого положения.
Однако с победой Исламской революции и установлением исламского республиканского строя в Иране ситуация изменилась. Разумеется, вначале существовало мнение игнорировать сотрудничество с ОИК, но вскоре в исламском Иране утвердились во мнении о необходимости использования любого удобного случая для укрепления доверия между исламскими странами. По этой причине
Исламская Республика назначила постоянного представителя при ОИК в городе Джидде, а также постепенно усилила сотрудничество с ISESCO, результатом которого стало назначение гражданина Ирана заместителем генерального секретаря ОИК.
В практическом плане Маудуди во времена раздела бывшей Британской Индии выступал за создание в Пакистане не государства для мусульман (на чем настаивал ряд лидеров Мусульманской лиги), а исламского государства. Несмотря на то что идеи созданного Маудуди «Джамаат-и Ислами» в большей или меньшей степени были восприняты при создании
Исламской Республики Пакистан, сам Маудуди подвергался гонениям со стороны пакистанских властей, подвергаясь арестам. Невзирая на то что взгляды Маудуди широко критиковались частью мусульманских богословов и даже объявлялись еретическими, влияние идей Маудуди получило широкое распространение в мусульманском мире. В частности, он оказал известное влияние на воззрения египетских исламистов Хасана аль-Банны и Саида Кутба. Роль Маудуди в формировании идеологических воззрений многих современных исламистских экстремистов довольно красноречиво выразил один из американских исследователей: «Маудуди ведет нас к Саиду Кутбу; Кутб ведет нас к Абдалле Аззаму; Аззам ведет нас к Усаме бен Ладену; Усама бен Ладен ведет к Айману аз-Завахири; Завахири ведет к Заркауи в Ираке»[101].
По иронии, на то же самое претендуют и салафиты, которые в сегодняшнем мире являются не просто оппонентами, а непримиримыми антагонистами шиитов. Они также заявляют о том, что они представляют чистый ислам Мухаммада)(С) и желают построить государство на этой основе. Почему же тогда два этих проекта вошли в клинч и в фазу вооруженного противостояния, и почему так разительно отличается
Исламская Республика Иран, где развивается наука, культура, искусство, где велика роль и высок уровень образования женщин, где защищены права конфессиональных меньшинств, от Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ, Да'иш), в котором ущемляются базовые права женщин (вплоть до невозможности получения медицинской помощи), уничтожаются культурные памятники и проводятся изуверские казни иноверцев и инакомыслящих?
Связанные понятия (продолжение)
Совет экспертов (перс. مجلس خبرگان — Маджли́с-е хебрега́н) — специальный государственный орган в Иране, избирающий Высшего руководителя страны. Совет экспертов состоит из 86 муджтахидов, избираемых населением на восьмилетний срок. Совет собирается на два дня дважды в год.
Совет стражей конституции (перс. شورای نگهبان قانون اساسی) — специальный надпарламентский орган власти в Иране, примерно аналогичный по функциям конституционному суду. Совет стражей состоит из 12 членов, 6 из которых (представители исламского духовенства) назначаются высшим руководителем, а другие 6 (юристы) — Меджлисом.
Исламская республиканская партия (حزب جمهوری اسلامی) — политическая партия, созданная иранскими исламскими революционерами во время революции 1979 года с целью облегчения установления в стране режима исламской республики. Распущена в 1987 году: официально по причине «решения исторических задач, для которых она создавалась», фактически — из-за внутренних разногласий; последняя причина фактически признаётся ключевой и в современном Иране.
Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.
Исламский консультативный совет , Меджлис (перс. مجلس شورای اﺳﻼﻣﯽ — Меджли́с-е шура́-йе ислами́) — однопалатный парламент Исламской Республики Иран. Состоит из 290 депутатов (до 18 февраля 2000 — из 270).
Шариа́т (араб. شريعة — букв. путь, образ действия) — комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.
Исламский социализм — термин, введенный различными мусульманскими исследователями и политиками. Социалисты-мусульмане полагают, что учение Корана и пророка Мухаммеда совместимо с принципами социальной справедливости, свободы и равенства.
Исламизм (араб. الإسلام السياسي — политический ислам) — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата.
Вели́кий аятолла ́ (араб. آية الله العظمى); (перс. آیتاللهالعظمی), — шиитский религиозный титул. Данный титул носят шиитские улемы, достигшие больших высот в исламском праве (фикхе) и методологии (усуле), и имеющие право издавать фетвы (шариатские заключения по тем или иным вопросам). Великий аятолла может носить титул марджа ат-таклид.
Джиха́д (от араб. الجهاد — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру.
Ливийская Арабская Республика — государство в Северной Африке, созданное после военного переворота в Ливии 1969 года, упразднившего монархию. Существовала с 1969 по 1977 г.
Курдский национализм — политическая идеология, а также общественно-политическое движение, выступающее за признание национальной самобытности курдов, в основе которой лежит убежденность в существовании обособленной курдской идентичности, уходящей своими корнями в древнюю историю, а также в необходимости самоопределения курдского народа на его исторической территории, в основном на территории смежных государств: Турции, Ирака, Ирана и Сирии. В наши дни эти территории находятся на севере Ирака (Иракский...
Меджли́с или маджли́с (араб. مجلس — majlis, дословно «собрание») — наименование законодательно-представительного органа (парламента) ряда стран (в основном с преимущественно мусульманским населением), народов, а также вообще Народного собрания.
Женщина в исламе — исследование о положении женщины в мусульманском обществе, а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными институтами. Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики социального устройства мусульманского общества.
Шии́ты (араб. شيعة; — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ и Кувейте.
Пехлеви (перс. دودمان پهلوی) — иранская шахская династия, имя которой было взято Резой Пехлеви для напоминания о династическом доме Карин-Пахлевидов, к которому, однако, Реза отношения не имел. Первым шахиншахом этой династии был Реза-шах Пехлеви, который взошёл на трон в 1925 году, а вторым и последним шахиншахом был Мохаммед Реза Пехлеви, свергнутый в 1979 году во время Исламской революции.
Ко́рпус Стра́жей Исла́мской револю́ции (перс. سپاه پاسداران انقلاب اسلامی — Sepâh-e pâsdârân-e enqelâb-e Eslâmi, Сэпа́хе пасдара́не энгела́бе эслами́, сокр. КСИР, встречаются обозначения Революционная гвардия и Пасдаран) — элитное иранское военно-политическое формирование, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, сторонников лидера иранских шиитов великого аятоллы Хомейни. Принимало активное участие в ирано-иракской войне, а также в создании организации...
Деле́ние ми́ра в исламе — идея географического разделения по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), дар аль-куфр (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или дар аль-худна (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).
Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах...
Ислам является второй по численности религией, его исповедуют около 1,8 млрд. мусульман (то есть 24,1 % населения Земли). Исламская умма охватывает более 120 стран, в основном в Западной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие.
Термин
исламский мир (араб. العالم الإسلامي) имеет несколько значений. В религиозном смысле исламский мир относится к мусульманам, а в культурном смысле — к исламской цивилизации, включающей в себя немусульман, живущих в этой цивилизации. В современном геополитическом смысле, этот термин обычно относится к странам с мусульманским большинством. В 2010 году более 1,6 млрд человек или около 23,4 % мирового населения являлись мусульманами. Из них около 62 % живут в Азии и Тихоокеанском регионе...
Исламская культура (араб. الثقافة الإسلامية) — многогранный термин, который в узком смысле обозначает средневековую культуру и традиции подвергнутых исламизации стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо-Западной Индии, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В более широкой интерпретации — классическая и современная культура исповедующих ислам народов, которые проживают на территории его распространения. «В обоих смыслах (особенно во втором) она является довольно условным понятием...
Худжат аль-ислам (араб. حجة الإسلام — доказательство ислама) — один из высших шиитских религиозных титулов, наряду с аятоллой и великим аятоллой, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
Лахорская резолюция (англ. Lahore Resolution) — резолюция о размежевании индуистов с мусульманами, которая была принята во время ежегодной сессии Всеиндийской мусульманской лиги в Лахоре, проходившей с 22 марта по 24 марта 1940 года. Эта сессия оказалась исторической. В первый день работы сессии, Мухаммад Али Джинна рассказал о событиях последних нескольких месяцев: в импровизированной речи он представил свои собственные пути решения мусульманской проблемы в Британской Индии. Он сказал, что различия...
Каи́рская деклара́ция о права́х челове́ка в исла́ме (сокр. КДПЧИ) (араб. إعلان القاهرة لحقوق الإنسان في الإسلام) — декларация государств-членов Организации исламского сотрудничества (ОИС), принятая в Каире в 1990 году. Декларация представляет исламскую точку зрения на права человека, и утверждает исламское законодательство (шариат) в качестве единственного источника. КДПЧИ ставит цель выработать «общие указания для государств-членов ОИС в области прав человека».
Арабский социализм (араб. الاشتراكية العربية, al-ishtirākīya al-‘arabīya) — политическая идеология, представляющая собой смешение панарабизма и социализма. Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, появившейся на 50 лет раньше, чем арабский социализм.
Байа (араб. بيعة ) — в арабском языке слово байа означает договор, присягу, клятву верности и т. д..
Исламский либерализм , или Евроислам (араб. al-Islam al-Urubbiyy) — либеральный ислам, или ислам, проникнутый европейской культурой. В России и странах СНГ термин — «исламский либерализм» отождествляется с термином — «просвещенный ислам». Мусульмане-либералы отделяют ритуальную составляющую веры (совершение намаза, ношение хиджаба и т. п.) от морально-мистической и не придают первой существенного значения. Считается что зачатки либерального ислама появились в Турции в эпоху Кемаля Ататюрка на основе...
Ара́бским ми́ром (араб. الوطن العربي) принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также страны Восточной Африки, входящие в Лигу арабских государств и имеющие арабский язык в качестве одного из официальных. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн человек и общей площадью приблизительно 13 млн квадратных километров.
Подробнее: Арабский мир
Дахе-е фаджр (перс. دهه فجر, «Десять дней рассвета») — рассвет новой эры, десятидневное празднование по случаю возвращения аятоллы Хомейни в Иран в 1979 году.
«Сунни́тский треуго́льник » — условный район на территории Ирака к северу и западу от Багдада, получивший известность во время войны в Ираке.
Ваххаби́зм (от араб. الوهابية — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).
Светское государство — государство с устройством, где религия отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Ага-хан (перс. آقاخان — «господин» от пратюрк. «ака» — старший и тюрк. «хан» — «властитель»), англ. Aga Khan — наследственный титул главы религиозной общины исмаилитов-низаритов.
Шуубия (араб. الشعوبية) — политическое движение в Арабском халифате, отрицавшее исключительные права арабов на господство в государстве и привилегированное положение в умме. Зародилось в VIII веке, в период правления Омейядов. Наибольшего распространения достигло в Иране. Шуубийя нередко выражало интересы региональных элит и проявлялось в сохранении и возрождении местного языка, а также в росте «сектантских» настроений (ши’изм).
Теория двух наций (англ. Two-Nation Theory) — идеологическая концепция в Британской Индии, согласно которой религиозное самосознание является основным для индийских мусульман, а язык и этничность при этом особой роли не играют.
Салафи́я (араб. سلفية от араб. سلف — «предки, предшественники») — направление в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными...
Муджтахид (араб. مُجْتَهِدٌ ) — высокопоставленный факих (исламский богослов). Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права (фикх). Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы (сахих) пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов (факихов).
Фе́тва (фатва, фатуа; араб. فتوى, мн.ч. фатауа) — в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.
Теокра́тия (от др.-греч. θεός «Бог» + κράτος «власть») — гражданская и духовная власть в одном лице.
Таки́я (араб. تقية — букв. благоразумие, осмотрительность, осторожность) — исламский термин, которым обозначается «благоразумное скрывание своей веры», один из руководящих принципов шиизма. Исламские богословы обосновывают дозволенность такии аятами Корана и сунной пророка Мухаммада. В частности Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры, дружбу с неверными, нарушение ритуальных предписаний. Во времена пророка Мухаммада произошёл случай, когда один из первых сподвижников...
Халифа́т (араб. خلافة — замещение, наследование) — первоначально, арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями, наследниками»), а также система теократического исламского государства.
Панарабизм — общественно-политическое ирредентистическое движение, направленное на консолидацию арабов Ближнего Востока.
Хуси́ты , хути (араб. الحوثيون), или Анса́р Алла́х, Ансарулла (араб. أنصار الله) — военизированная группировка шиитов-зейдитов (джарудиты), действующая на территории Йемена.
Упоминания в литературе (продолжение)
М. Санаи признает, что конфликт между традицией и модернизмом – одна из основных проблем для исламских мыслителей в течение двух последних столетий. Он приводит имена тех, кто разрабатывал эту тему в Иране и кого он считает исламскими реформаторами: Сейед Джамалоддин Асадабади, Муртаза Мутаххари, Мехди Базарган, Али Шариати, Сейед Мохаммад Талегани и другие. К числу реформаторов он причисляет также имама Хомейни, который, по его мнению, «решил конфликт между традицией и модернизацией в рамках теории исламского правления в Иране, основав
Исламскую Республику Иран, в которой соединены воедино проявления и символы как религии, так и современности».
Идея суверенитета, присутствовавшая и в ранних теологических трактовках государства, специфически трансформируется в их современных вариантах. Так, в Конституции
Исламской Республики Иран закреплено, что абсолютная власть над миром и человеком принадлежит Богу, который дал человеку власть над своей общественной жизнью, и никто не может отобрать у человека это Божественное право, не может поставить его на службу интересам какого-то человека или группы людей. Народ осуществляет это право, данное Богом, так, как это указано в Конституции (ст. 56 Конституции ИРИ 1979 г.).
4. Избрание той либо иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Кот д’Ивуар, Бенин, Буркина-Фасо, Габон,
Исламская Республика Мавритания). Иногда метрополия навязывает бывшей колонии определенную государственную форму. Так, Великобритания навязала Малайе, а затем Малайзии федеративную форму государственного устройства.
Информационное давление на сирийское руководство растет постоянно. Под влиянием напряженной ситуации в регионе Государственный департамент все более критично оценивает и внутриполитическую ситуацию в Иране, обвиняя правящие круги страны в попытках «подорвать арабскую весну» в сопредельных государствах. Х. Клинтон выражает надежду на то, что «в Иране создалась ситуация, в результате которой простые люди могут повлиять на развитие событий», призвав оппозицию искать международную поддержку, как это имело место в Ливии. Впервые с 1980 г. (дата разрыва дипломатических отношений с
Исламской Республикой Ираном) администрация США делает ставку на полноценное использование Всемирной паутины для трансляции «мягкой силы» среди молодых иранцев, планируя запустить к концу 2011 г. «виртуальное посольство», информирующее о визах и программах студенческого обмена[21].
Миру предлагался некий «исламский проект», патронируемый в первую очередь Саудовской Аравией и имеющий международный характер. Организационная форма реализации этого проекта – претендующая на статус международной организации саудовская «Лига исламского мира», Рабита аль-алям аль-ислами. Попытки реализовать этот «исламский проект» предпринимались в разных странах. Однажды он даже был реализован: в талибанском «Исламском эмирате Афганистана». Имеют место эти попытки и на территории России, как в форме имплантации филиалов самой «Аль-Каиды» (по преимуществу на российском юге), так и в форме внедрения ассоциированных с «Аль-Каидой» группировок, занимающихся пропагандистской подготовкой почвы для последующей имплантации ячеек глобальной международно-террористической сети. В материалах «Аль-Каиды» Чечня после 1994 года фигурировала как «
Исламская республика Чечни».
Выход пытались найти через установление организационных различий. Например, в вопросе срочности правления главы государства: монарх правит бессрочно, а глава республики – в течение установленного срока (а потом или переизбирается, или оставляет пост)[130]. Только Венецианские дожи и северонидерландские стадхаудеры (по общему правилу до 1747 г.)[131] избирались бессрочно, то есть пожизненно[132]. Так же пожизненно избирается сейчас и Иранский рахбар[133]. А в Малайзии янг ди-пертуан агонга (СМИ иногда называют его «королем») выбирают монархи субъектов федерации[134] сроком на пять лет. Может, стоит объявить республику святого Марка и северонидерландские республики, а заодно
исламскую республику Иран монархиями, Малайзию – республикой, или вновь сослаться на «исключения»? а как тогда быть с многочисленными прецедентами пожизненных президентств[135]? Если серьезно, то вопрос о срочности / бессрочности правления главы государства представляется, мягко говоря, не самым важным.
Особой формой государственного устройства являются
исламские республики : Мавритания, Иран, Афганистан и Пакистан. При этом, рассматривая регион извне, следует учитывать, что такие занимающие место на карте геополитические единицы Ближнего и Среднего Востока, как Ирак, Афганистан, Судан, Сомали, Йемен, Ливия, Ливан, Сирия и палестинские территории, находятся в процессе распада, пребывая в состоянии гражданской войны. Полагать их государствами, опираясь на наличие у них представительства в ООН, столицы (или нескольких столиц – бывает и такое) и посольств за рубежом, никто не мешает – больше дипломатов, больше ставок и бюджета у МИДа. Но государствами они де-факто не являются.
А зачем далеко ходить? Посмотрите на сегодняшний национальный состав бывших советских «братских», а ныне
исламских республик , с помощью русского центра получивших при советской власти государственный статус, элементарные основы культуры организации государства. Не имевшие в прошлом своей государственности, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, давно потерявший самостоятельность древний Узбекистан, стали равноправными членами мирового сообщества и ООН. Вместе с тем, из-за проводимой властями этих республик политики открытой исламизации и притеснения христианской части населения христиане были вынуждены покидать эти республики в массовом порядке. Если до распада СССР там проживало около 10 миллионов русских, украинцев, немцев, белорусов, армян, евреев, то сегодня их осталось около четырех миллионов, в основном в более благополучном Казахстане, и исход этой части населения продолжается.
А в Малайзии янг ди-пертуан агонга (СМИ иногда называют его «королем») выбирают монархи субъектов федерации[16] сроком на пять лет. Может, стоит объявить Республику Святого Марка и Республику Соединенных Провинций, а заодно
Исламскую Республику Иран монархиями, Малайзию республикой или вновь сослаться на «исключения»? Но это не единственные «трудные» примеры[17]. Если серьезно, то вопрос о срочности / бессрочности правления главы государства представляется, мягко говоря, не самым важным.
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) терроризм выступает как орудие религиозного (исламского) сепаратизма. Вспышки сепаратизма имели место еще в мае 1989 и апреле 1990 г. Общим для происходивших тогда беспорядков были: воинственные призывы к джихаду, требования изгнать ханьцев (этнических китайцев) и открытый призыв к установлению независимой
исламской республики Восточного Тюркистана.
Мыслители, которых мы отныне будем обозначать словом «новаторство» (эбтекар), по сути, представляют собой категорию мыслителей, которые стремятся навести мосты между западным модерном и иранской культурой. Хотя подобный синтез и может вызывать нарекания, тем не менее в обоих этих феноменах присутствует рационалистический элемент, который, по всей видимости, не был учтен в классификации Хаэри. Несмотря на все это, по причине широкой эрудиции и обширных знаний Хаэри его точка зрения имеет большое значение. Одной из наиболее удачных типологий является типология Али Аштияни. Однако если принимать во внимание тот факт, что в данной типологии ключевую роль играет такой элемент, как преобразование, роль элементов, которые тем или иным образом негативно относились к модерну или по крайней мере были к нему нейтральны, не была учтена в двух периодах, выделенных им в рамках его типологии. С другой стороны, указанный автор делал особый акцент на изучении дискурсов, господствующих в каждом из выделенных им исторических периодов, а все остальные дискурсы были им проигнорированы. Хотя Аштияни предпринял попытку охарактеризовать третий исторический период как эпоху антимодерна, господствующий дискурс или атмосфера, которые привели к Исламской революции в Иране, не только содержали в себе критику Запада, но и в той же мере подвергали критике традицию. Труды мыслителей или теоретиков революции, таких как Имам Хомейни, доктор Али Шариати, аятолла Сейед Махмуд Талегани[79], аятолла Мотаххари[80] и другие, свидетельствуют о том, что имела место взаимная критика элементов традиции и модерна, а также синтез нового истолкования традиции и принципов модерна. Основной лозунг революции состоял из трех частей: «Независимость, свобода,
Исламская республика !».
Современная
Исламская Республика Иран была построена на антиамериканизме. Америка была главным помощником шаха, бывшего правителя Ирана, она помогла ему прийти к власти после свержения в 1953 году популярного националистического политика Мохаммеда Моссадека.
Говоря о религиозной терпимости в Иране, нельзя обойти исключительный факт, касающийся религии бахаизм, зародившейся в этой стране в 1844 г. Секта Бахаи – самое многочисленное религиозное меньшинство Ирана. В основе бахаизма лежит кардинальная ревизия доктрин ислама. Вероучение бахаизма является синтезом догматических положений ряда религий, прежде всего, ислама и христианства. За истины принимаются некоторые догматы зороастризма, буддизма, кришнаизма, конфуцианства и даосизма. Христианские догматы Троицы и божественности Иисуса Христа бахаистами категорически отвергаются. Отвергаются и многие положения ислама. Главной целью бахаистов объявлено создание так называемого Мира Бахаи – нового мирового порядка с едиными религией, правительством, законом и языком (общим языком должен стать английский или эсперанто). Штаб-квартира бахаизма находится в Хайфе в Израиле. В
Исламской Республике Иран бахаизм запрещен, а его последователи преследуются за антиисламскую и антигосударственную деятельность (295).