Связанные понятия
Термин
исламский мир (араб. العالم الإسلامي) имеет несколько значений. В религиозном смысле исламский мир относится к мусульманам, а в культурном смысле — к исламской цивилизации, включающей в себя немусульман, живущих в этой цивилизации. В современном геополитическом смысле, этот термин обычно относится к странам с мусульманским большинством. В 2010 году более 1,6 млрд человек или около 23,4 % мирового населения являлись мусульманами. Из них около 62 % живут в Азии и Тихоокеанском регионе...
Ислам является второй по численности религией, его исповедуют около 1,8 млрд. мусульман (то есть 24,1 % населения Земли). Исламская умма охватывает более 120 стран, в основном в Западной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие.
Арабский национализм (араб. القومية العربية — аль-кавмия аль-арабия) — светская идеология, утверждающая единство арабской нации, обладающей общим языком, происхождением и проживающей на территории от Атлантического до Индийского океана (арабский мир). Во многом близок к панарабизму, но не полностью синонимичен ему.
Панарабизм — общественно-политическое ирредентистическое движение, направленное на консолидацию арабов Ближнего Востока.
Исламизм (араб. الإسلام السياسي — политический ислам) — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата.
Упоминания в литературе
Кроме того, как показывает опыт последних лет, даже нынешний расширенный состав международного общества недостаточен для организации эффективного глобального управления. Для практического решения такой задачи потребовалось бы формирование ядра более широкого мирового сообщества. Наряду с лидерами Запада – США и ЕС, а также Японией, – в состав этого сообщества должны были бы войти ведущие региональные державы: Китай, Индия, Россия, Бразилия, Индонезия, ЮАР, Иран, возможно, Египет как представитель
арабского мира . Уже вскоре после 11 сентября 2001 г. проявилась объективная возможность формирования такого сообщества, иначе говоря – превращения временной антитеррористической коалиции в основу для системы международных отношений XXI столетия. При этом политический Запад мог бы стать ядром такой системы – подобно тому, как после Второй мировой войны англосаксонская солидарность стала ядром политического Запада.
Поставки отечественной военной и гражданской техники остались памятником активности нашей страны в
арабском мире во второй половине ХХ века. Именно эти мегапроекты обанкротили Советский Союз, подготовив его распад. По самым приблизительным подсчетам, страны «социалистической ориентации» и государства «третьего мира», большая часть которых располагалась на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке, остались должны Москве более $ 160 млрд – значительно больше, чем весь внешний долг СССР и России. Особая история – долги по военно-техническому сотрудничеству. Не существует ни одной ближневосточной страны, бывшей партнером СССР, которой российскому руководству не пришлось бы списывать в новейшее время многомиллиардные долги, с тем чтобы начать с ней сотрудничество «с чистого листа». Бескорыстие такого рода хорошо лишь до определенных пределов, и пределами этими, безусловно, являются стратегические интересы России.
Поставки отечественной военной и гражданской техники остались памятником активности нашей страны в
арабском мире второй половины XX века. Кстати, именно эти мегапроекты в значительной мере обанкротили Советский Союз, подготовив его распад. По самым приблизительным подсчётам, страны «социалистической ориентации» и государства «третьего мира», большая часть которых располагалась на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке, остались должны Москве более $ 160 млрд – значительно больше, чем весь внешний долг СССР и России.
АРАБСКАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ «АЛЬ-ДЖАЗИРА» – основана эмиром Катара шейхом Хамадом, вложившим в проект более одного миллиарда долларов. В отличие от западных телекомпаний не ограничивается одной главной точкой зрения на происходящие события. Крупнейшая арабская телекомпания совершила революцию в мировых СМИ, отказавшись от запретных тем и информационных табу. Телекомпания является крупнейшей на Ближнем Востоке и
арабском мире . «CNN BBC показывают, как стартуют американские ракеты, а «Аль-Джазира» показывает, куда они падают».
Впервые после эпохи Александра Македонского объединившая эллинистическое Средиземноморье с индо-иранским
миром арабская империя – Халифат – стала новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций, который в течение более пяти веков определял уровень мировой цивилизации, как материальной, так и научно-философской. С падением Багдада под натиском монголов в 1258 г. и уничтожением Аббасидского халифата завершился «золотой век» ислама и его цивилизации. На месте прежде фактически единого культурного пространства постепенно стали образовываться относительно самостоятельные культурные ареалы: собственно арабский, иранский, турецкий, ислам на индийском субконтиненте и др.
Связанные понятия (продолжение)
Ара́бская весна ́ (араб. الربيع العربي) — волна протестов и восстаний, проходившая в арабском мире в начале 2011 года. Первые предпосылки были отмечены еще в 2010 году. Произошли революции в Тунисе, в Египте и в Йемене; гражданские войны в Ливии (привела к смене власти) и в Сирии (продолжается); гражданское восстание в Бахрейне; массовые протесты в Алжире, в Ираке, в Иордании, в Марокко и в Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, в Саудовской Аравии, Судане, Джибути и...
Исла́мский фундаментали́зм — «термин используемый для общей характеристики современных мусульманских религиозно-политических движений, идеология которых в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада. В этом же смысле употребляются термины „исламское возрождение“, „мусульманский интегризм“». «На европейском континенте многие исследователи ислама и Ближнего Востока для обозначения нынешней тенденции политической...
Исламская республика — форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство (в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель).
Исламская культура (араб. الثقافة الإسلامية) — многогранный термин, который в узком смысле обозначает средневековую культуру и традиции подвергнутых исламизации стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо-Западной Индии, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В более широкой интерпретации — классическая и современная культура исповедующих ислам народов, которые проживают на территории его распространения. «В обоих смыслах (особенно во втором) она является довольно условным понятием...
Джиха́д (от араб. الجهاد — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру.
Палестино-израильский конфликт — военный конфликт, который продолжается до сих пор между государством Израиль и палестинцами. Он является составной частью более широкого арабо-израильского конфликта. Это спор между двумя группами людей с претензиями на правообладание и суверенитет над одной и той же территорией бывшего британского мандата Палестина. Было много попыток создать на спорной территории два государства: независимое палестинское государство рядом с Израилем.
Арабский социализм (араб. الاشتراكية العربية, al-ishtirākīya al-‘arabīya) — политическая идеология, представляющая собой смешение панарабизма и социализма. Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, появившейся на 50 лет раньше, чем арабский социализм.
Еги́петский диале́кт ара́бского языка ́ (اللهجة المصرية, или еги́петский ара́бский язы́к, اللغه المصريه الحديثه, самоназвание — مصرى, ма́сри) — диалект арабского языка, на котором говорит большая часть населения Египта.
Средний Восток — трансконтинентальный регион с центром в Западной Азии и Египте. В английском языке термин стал широко использоваться в качестве замены Ближнего Востока, начиная с XX века.
Ара́бский литерату́рный язы́к (араб. اللغة العربية الفصحى al-luġatu l-ʿarabīyatu l-fuṣḥā — «выразительный (ясный) арабский язык», кратко (al-)fuṣ-ḥā, ал-фусха) или АЛЯ, также, в западной арабистике, Современный стандартный арабский язык (Modern Standard Arabic или MSA) — наддиалектная разновидность арабского языка, используемая на письме и в формальной речи образованных арабов. Часть арабского макроязыка. Универсальная форма и стандарт «высокого» языка. Официальный язык и язык администрации и образования...
Арабиза́ция (араб. تعريب) — культурная ассимиляция неарабских народов, которые постепенно изменяют этническое самосознание, перенимают арабскую культуру, употребление иностранных слов на арабский манер, с искажением их произношения или значения, употребление арабского языка во всех областях с целью вытеснения всех иностранных языков.
Арабские (арабоязычные) евреи (аль-йахуд аль-’араб; араб. اليهود العرب; ивр. יהודים ערבים, מזרחים, עדות המזרח мизрахи, восточные евреи, восточные общины) — совокупность евреев арабских стран и выходцев из арабских стран, которые говорили на разных диалектах еврейско-арабского языка. В течение 1940—1970 гг. большинство арабских евреев покинули страны своего проживания, переселившись в Израиль и ряд других стран, в результате чего еврейские общины в арабских странах сократились до минимума или...
Разновидности (диалекты) арабского языка (араб. اللهجات العربية) — многочисленные варианты арабского языка, распространённые среди арабоязычных жителей земного шара. Современные диалекты арабского языка подразделяются на пять групп — аравийская, месопотамская, сиро-палестинская, египетская и магрибская группы диалектов. В эти группы не включаются изолированные диалекты на периферии Арабского мира, которые распространены среди узкой группы людей и находятся на грани исчезновения. Все эти разновидности...
За́падный мир , страны Запада или западная цивилизация (Western world, Western civilization) — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Северной Америки и Европы и выделяющих их на фоне других государств мира.
Египетский национализм относится к национализму египтян и египетской культуры. Египетский национализм, как правило, гражданский национализм, подчёркивающий единство египтян, независимо от их этнической принадлежности или религии. Египетский национализм в первую очередь проявляется в фараонизме, который появился в XIX веке и определял Египет как уникальную и независимую политическую единицу в мире со времен фараонов в Древнем Египте. Арабский, на котором говорят в современном Египте, и египетский...
Африка — второй по численности населения и по величине континент после Евразии. Площадь Африки (включая острова) — 30 221 532 км². Африка занимает 6 % от полной поверхности Земли, и 20,4 % от полной площади суши. Население Африки — 1 037 694 509 человек (в 2011) и это составляет приблизительно 14 % всемирного населения. Общее число государств и зависимых территорий в Африке — 62 (из них 54 независимых). Сюда входят 10 островных, 16 внутриконтинентальных и 37 государств с широким выходом в моря и...
Подробнее: Список государств и зависимых территорий Африки
Салафи́я (араб. سلفية от араб. سلف — «предки, предшественники») — направление в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными...
Арабская мирная инициатива — официальная инициатива арабских стран, принятая Лигой арабских государств (ЛАГ) в Бейруте 28 марта 2002 года и направленная, согласно её тексту, на достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта при главном условии отступления Израиля с оккупированных им в 1967 году территорий (включая Голанские высоты и фермы Шебаа) и признания им Государства Палестина на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа со столицей в Восточном Иерусалиме...
Халифа́т (араб. خلافة — замещение, наследование) — первоначально, арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями, наследниками»), а также система теократического исламского государства.
Интифа́да (от араб. انتفاضة — «восстание») — арабское освободительное движение, направленное на освобождение территории Палестины. Движение, стремящееся освободить земли окупированные Израилем для восстановления на его современной территории арабского государства Палестина (в другой интерпретации — движение, направленное на отделение Палестинской автономии от Израиля). Исключение составляют Голанские высоты, признаваемые участниками движения территорией Сирии.
Шии́ты (араб. شيعة; — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ и Кувейте.
Термин «
ось зла » (англ. Axis of evil) был использован президентом США Джорджем Бушем в ежегодном обращении к Конгрессу 29 января 2002 года для описания режимов, спонсирующих, по мнению США, терроризм или разрабатывающих оружие массового поражения и способных передать его террористам. В своей речи в качестве таких государств Буш упомянул Ирак, Иран и КНДР. Информация о разработке к тому времени вышеупомянутыми странами оружия массового поражения широко распространялась американской дипломатией. КНДР...
Хуси́ты , хути (араб. الحوثيون), или Анса́р Алла́х, Ансарулла (араб. أنصار الله) — военизированная группировка шиитов-зейдитов (джарудиты), действующая на территории Йемена.
Насеризм (التيار الناصري: ат-таяр ан-насери - движение Насера) — панарабское социалистическое движение, основателем которого был Гамаль Абдель Насером.
Копты — христианское меньшинство в среде мусульманского большинства Египта — имеют долгую историю. В то время как интегрированная часть древнеегипетского общества обратилась в ислам, копты сохранили культурное и религиозное отличие от своих сограждан.
Подробнее: Коптская идентичность
Палестинские беженцы — арабские беженцы, покинувшие части Палестины, перешедшие под контроль Израиля в ходе арабо-израильской войны 1947—49 гг. и позже в ходе Шестидневной Войны 1967 года. По определению ООН, палестинскими беженцами являются...
Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.
«Сунни́тский треуго́льник » — условный район на территории Ирака к северу и западу от Багдада, получивший известность во время войны в Ираке.
Ливийская Арабская Республика — государство в Северной Африке, созданное после военного переворота в Ливии 1969 года, упразднившего монархию. Существовала с 1969 по 1977 г.
«Аль-Монитор » (англ. Al Monitor) — англоязычное интернет-СМИ, запущенное в феврале 2012 года Джамалем Даниэлем. Базируется в Вашингтоне, США. Издание специализируется на репортажах и аналитических материалах о событиях на Ближний Восток. Редакция использует как оригинальные тексты своих авторов, так и переводные материалы от медиапартнеров. Среди медиапартнеров издания — Едиот Ахронот, Аль-Хаят, Миллиет, «Эль Кабар», «Азаман», «Калькалист», «Аль-Кабас», «Ан-Нахар», «Ас-Сафир», «Аль-Иктисад Валь-Амаль...
Курдский национализм — политическая идеология, а также общественно-политическое движение, выступающее за признание национальной самобытности курдов, в основе которой лежит убежденность в существовании обособленной курдской идентичности, уходящей своими корнями в древнюю историю, а также в необходимости самоопределения курдского народа на его исторической территории, в основном на территории смежных государств: Турции, Ирака, Ирана и Сирии. В наши дни эти территории находятся на севере Ирака (Иракский...
Исход евреев из мусульманских (в основном арабских) стран — массовая эмиграция евреев из арабских и других мусульманских стран в ходе XX века. Репатриация евреев Ближнего Востока и Северной Африки в Страну Израиля началась ещё в конце XIX века и стала массовой после образования Государства Израиль и Войны Израиля за независимость (1948). Катализаторами миграции стали также массовые еврейские погромы 1940-х годов в крупных арабских городах (в Багдаде, Каире, Адене, Триполи, Манаме, Алеппо и ряде других...
Антисемитизм в арабском мире значительно возрос в новое время по многим причинам: распад Османской империи и традиционного исламского общества; Европейское влияние, вызванное западным империализмом и арабами христианами ; нацистская пропаганда; негодование над еврейским национализмом (см. Сионизм); И рост арабского национализма.
Деле́ние ми́ра в исламе — идея географического разделения по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), дар аль-куфр (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или дар аль-худна (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).
Алави́ты (алауи́ты, араб. العلويون — al-'Alawiyūn), также известны как нусайри́ты (по имени основателя; араб. نصيريون — Nuṣayriyūn, тур. Nusayriler), «кызылбаши», «Али-Алла» (обожествляющие Али) — последователи алавизма — эклектической религии, которую можно рассматривать и как эзотерическое ответвление персидского направления ислама и даже шиизма, с которым алавитов объединяет культ зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда Али.
Региона́льная держа́ва — условное, неюридическое обозначение государств, которые благодаря своему экономическому и военному потенциалу оказывают определяющее политическое влияние на систему международных и международно-правовых отношений в отдельных макрорегионах Земли, значительно превышающее таковое у соседних государств вплоть до региональной гегемонии.
Израильские арабы , также арабские граждане Государства Израиль — крупнейшее этноязыковое, а также религиозное меньшинство среди населения этого государства. Большинство из них являются гражданами Израиля с 14 июля 1952 года, так как они не являлись таковыми с момента опубликования декларации независимости государства Израиль 14 мая 1948 года. Израильских арабов не следует путать с родственными им по происхождению жителями палестинских территорий и других стран, не обладающими израильским гражданством...
«Война против терроризма » (англ. War on Terror (WoT)), также Глобальная война против терроризма (англ. Global War on Terrorism (GWOT)); также Борьба с терроризмом, Борьба с международным терроризмом) — словосочетание американского политического лексикона, вошедшее в широкий оборот после террористических актов 11 сентября 2001 года, означающее борьбу США с международным терроризмом. Соединёнными Штатами был проведён ряд зарубежных военных операций, объединённых под общим названием «Несокрушимая свобода...
Исламский либерализм , или Евроислам (араб. al-Islam al-Urubbiyy) — либеральный ислам, или ислам, проникнутый европейской культурой. В России и странах СНГ термин — «исламский либерализм» отождествляется с термином — «просвещенный ислам». Мусульмане-либералы отделяют ритуальную составляющую веры (совершение намаза, ношение хиджаба и т. п.) от морально-мистической и не придают первой существенного значения. Считается что зачатки либерального ислама появились в Турции в эпоху Кемаля Ататюрка на основе...
Женщина в исламе — исследование о положении женщины в мусульманском обществе, а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными институтами. Положение женщины в исламе — традиционный пункт критики социального устройства мусульманского общества.
Хашимиты — потомки Хашима ибн Абд Манафа, прадеда пророка Мухаммада, включая его самого. Вели ожесточенную борьбу за власть с Омейядами. Аббасиды считались хашимитами. Современные династии иорданских и марокканских королей считаются хашимитскими.
Ко́рпус Стра́жей Исла́мской револю́ции (перс. سپاه پاسداران انقلاب اسلامی — Sepâh-e pâsdârân-e enqelâb-e Eslâmi, Сэпа́хе пасдара́не энгела́бе эслами́, сокр. КСИР, встречаются обозначения Революционная гвардия и Пасдаран) — элитное иранское военно-политическое формирование, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, сторонников лидера иранских шиитов великого аятоллы Хомейни. Принимало активное участие в ирано-иракской войне, а также в создании организации...
Сирийская оппозиция (араб. المعارضة السورية) — общий термин, используемый для обозначения различных группировок в Сирии, призывающих тем или иным способом к смене политического режима в стране и выступающих против правления партии Баас. При этом сам термин «оппозиция», как правило, используется в отношении традиционных политических сил, то есть для группировок, имеющих историю борьбы против существующего сирийского режима, а не для обозначения вообще всех участников восстания против президента Башара...
Упоминания в литературе (продолжение)
Национализм конкурирует с религией в деле собирания Арабской империи. «Патриотическая мысль, не имеющая общеарабского содержания, взаимодействия с прошлым, может привести к самоизоляции и замкнутости… – говорил президент Ирака С. Хуссейн. – Ирак – восточное крыло общей арабской родины». Ни одна отдельная страна не в состоянии защитить Палестину. «Ее освобождение – духовная миссия всей арабской нации»[296]. И в национальном восприятии арабов нет вечных границ внутри
арабского мира .
Примечательно, что многие европейские печатные издания поддержали Рим. В частности, немецкая газета консервативного толка «Вельт» (Die Welt) так прокомментировала ситуацию: «Министр иностранных дел Германии одним из первых приветствовал восстания в
арабском мире . Но нельзя аплодировать освободительным революциям, а затем укрываться от их негативных последствий. Италия и Мальта не должны в одиночку расплачиваться за негативные последствия тех изменений, которые в длительной перспективе отвечают интересам всей Европы. Было бы хорошо, если бы Северная Европа проявила великодушие в данном вопросе. Большая проблема для Италии и Мальты становится несерьезной, если ответственность за ее решение берут на себя 27 государств» [Wergin С., 2011]. Немецкий политический еженедельник «Шпигель» отметил, что наплыв нелегальных иммигрантов стал еще одним яблоком раздора в переживающей ныне кризис европейской семье наряду с вопросами финансово-экономического регулирования и военной операцией в Ливии. «Но из всех европейских споров этот, вероятно, будет решить сложнее остальных. Иммиграция – это проблема, которая оказывает большое влияние на избирателей во всех государствах – членах ЕС, что подтверждается подъемом правых популистских партий во Франции, Нидерландах, Швеции, а сейчас еще и в Финляндии. Национальные интересы взяли верх над коллективной солидарностью» [Ehlers F., Rohr M., Schult Ch., 2011]. По существу, эти высказывания соответствуют общему настрою граждан европейских государств, что подтверждают приведенные выше данные опросов общественного мнения: их отношение к наплыву нелегальных иммигрантов и беженцев из Северной Африки оказалось менее радикальным, нежели позиция, занятая национальными политическими элитами, которые в значительной степени действовали по инерции, отказываясь от гибкого подхода к проблеме.
Для теоретиков арабской национальной независимости арабы являются нацией в европейском смысле этого слова, включающей в себя всех людей, находящихся в определенных границах, говорящих по-арабски и хранящих память о былом величии арабов. Есть разные мнения о том, где проходят эти границы. По представлениям одних, они включают в себя только арабоязычные страны Юго-Западной Азии. Другие прибавляют к ним Египет, хотя эта идея вступает в конфликт с мнением множества египтян, которые рассматривают свое стремление к независимости, или патриотизм, с египетской, а не арабской точки зрения. Многие включают туда весь
арабский мир от Марокко до границ Ирана и Турции. Исходя из этой позиции общественные различия между оседлым населением и кочевниками утратили прежнее значение, несмотря на то что в разговорном языке словом «араб» по-прежнему называют бедуинов. Религиозные различия в обществе, в котором долго господствовали теократические принципы, отбросить не так легко. Хотя немногие из идеологов движения готовы это признать, многие арабы до сих пор исключают из своего числа тех, кто хоть и говорит по-арабски, но отказывается от веры арабов и тем самым от большей доли цивилизации, формированию которой она способствовала.
Ислам возник на Аравийском полуострове, где жили преимущественно языческие племена, относительно изолированные от остального мира. Отличительными особенностями региона к моменту возникновения ислама были суеверие и идолопоклонство. С возникновением ислама, с распространением в течение двадцати трех лет проповедей Пророка Мухаммада, в период правления халифов было создано обширное мусульманское государство, которое противостояло двум мощным империям того времени – Византии и Ирану. В
арабском мире , где прежде царствовали нищета и отсталость, благодаря исламу произошли существенные общественные, экономические и политические преобразования, появилась новая великая цивилизация. Арабы за сравнительно короткий период создали общество, в котором строго соблюдались религиозные предписания и в то же время поощрялось развитие науки и культуры, а также происходило осмысление достижений мировой цивилизации[14].
Исламская диаспора Германии не просто чрезвычайно велика, она еще и разнородна: этнически, религиозно (представлены различные направления ислама), по социальному положению и по политическим взглядам. Доминирующая часть постоянно живущих в Германии мусульман – турки, 80 % из них – сунниты. В сравнении с ними мусульмане из
арабского мира представлены гораздо слабее. Кроме шиитов есть также алевиты и ахмади. Социальный и политический спектр чрезвычайно широк: от муфтиев-исламистов до функционеров Рабочей партии Курдистана, от богатейших предпринимателей до нищих беженцев.
Организация «Федаян-е эслам» возникла в первую очередь для борьбы с распространением в иранском обществе антиисламских идей (А. Кясрави), на необходимость которой указывал Хомейни. Н. Сефеви и другие члены «Федаян-е эслам» симпатизировали идеям Джамал ад-Дина аль-Афгани и идеологов первого широкого мусульманского движения в
арабском мире «Братья-мусульмане» (Ихван аль-муслимин). В своей деятельности они опирались на фетвы ряда выдающихся моджтахидов Ирана и Ирака[58].
Идея оказания Соединенными Штатами содействия демократизации и развитию стран РБВСА была выдвинута президентом Джорджем Бушем-мл. в 2002 г. Многие в
арабском мире расценили эту идею как намерение навязать ему силой западную модель демократии.
В
арабском мире сегодня двадцать одна страна. Территория же, которой владеют арабы, в пятьсот раз превышает площадь еврейского государства.