Связанные понятия
Воинская обязанность — обязанность (повинность) мужчин (в некоторых государствах и женщин) нести военную или национальную (альтернативную, гражданскую) службу.
Во́инская до́лжность (в/д) — должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Призывник — лицо, подлежащее по законам государства призыву на военную службу в Вооружённые Силы (ВС), при призывной или смешанной системе комплектования ВС.
Военное время — период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находятся в состоянии войны между собой.
Упоминания в литературе
После Октябрьской революции 1917 г. первоначально Красная Армия комплектовалась на добровольных началах. Однако с началом Гражданской войны был осуществлен переход от добровольчества к обязательной
военной службе . В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. в целях защиты Отечества была установлена всеобщая воинская повинность. С принятием 18 сентября 1925 г. Закона СССР «Об обязательной военной службе» была установлена смешанная система устройства и комплектования Вооруженных сил (постоянная кадровая армия и территориально-милицейские части и соединения), а в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. осуществлен переход к кадровой системе устройства Вооруженных сил. Последующим Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. военная служба была определена как особый вид государственной службы, заключающейся в непосредственном выполнении гражданами конституционной воинской обязанности в составе Вооруженных сил СССР. Советский этап эволюции военной службы как специфической деятельности с оружием в руках в интересах государства характеризуется нормативным закреплением ее как государственной службы особого вида.
для решения вопросов дальнейшего прохождения
военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий (в связи с переводом из Вооруженных Сил РФ в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой – не более чем на три месяца (подп. «д» п. 2 ст. 13);
К способам комплектования военной организации государства, основанным на воинской повинности, т. е. связанным с проявлением властных полномочий государства, относятся рекрутская повинность[669], конскрипция[670] и всеобщая воинская повинность (воинская обязанность). Переход к комплектованию армии и флота России на основе воинской повинности стал результатом проведения военной реформы 60–70 гг. XIX в. Принцип всеобщей воинской обязанности, положенный с 1874 г. в основу системы комплектования русской армии, позволил создать в России массовую армию, способную в условиях военного времени противостоять крупнейшим армиям коалиций европейских держав. Указанный принцип был сохранен и в советский период. В Конституции РФ 1993 г. установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59), а также указание о том, что гражданин РФ несет
военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59). Законами РФ от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе»[671] и от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»[672] была сохранена смешанная система комплектования.
Несмотря на то что в нашей стране правовое положение иностранцев в целом приравнивается к правовому положению российских граждан, статус первых и вторых не может совпадать полностью. Необходимо помнить, что, пребывая на территории России, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством. Поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан, например иностранец не может быть призван на
военную службу (альтернативную и гражданскую), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.
Пункт 1 ч. 1 ст. 83 – призыв работника на
военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Работодатель должен прекратить трудовые отношения с работником на основании копии решения призывной комиссии военного комиссариата о призыве конкретного работника на военную службу либо на основании повестки, по которой призывнику необходимо явиться в определенный день для отправки к месту службы. Днем увольнения будет день работы сотрудника, предшествующий дню, в котором работник обязан явиться для отправки к месту прохождения службы. Необходимо иметь в виду, что гражданам, уволенным с военной службы, устанавливаются дополнительные права на трудоустройство: если лицо до призыва (поступления) на военную службу работало в государственных организациях, то за ним сохраняется право в течение трех месяцев после увольнения с военной службы на поступление на работу в те же организации; если лицо проходило военную службу по призыву, то у него имеется право на прием на работу по должности, не ниже занимаемой им до призыва на военную службу (ст. 23 Федерального закона от 27 мая 2998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[138]).
Связанные понятия (продолжение)
Военнослу́жащий — лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом (при определенных условиях: см. ниже).
До́лжность (в административном праве) — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями, в соответствии с руководящими документами в той или иной сфере деятельности.
Офицер запаса — военнообязанное лицо, имеющее офицерское звание, не находящееся на действительной военной службе.
Мирное время , в отличие от военного времени — состояние отношений между различными социальными субъектами, использующими невооружённые средства для разрешения имеющихся между ними противоречий.
Чин — степень служебного положения лица (человека) на военной, придворной и гражданской службах в Русском царстве и Российской империи.
Во́инское зва́ние — звание военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке), которое определяет положение (права и обязанности) военнослужащих по отношению к другим военнослужащим, персонально присваиваются каждому гражданину, проходящему военную службу (обучавшемуся для прохождения военной службы в военных учебных заведениях и приравненных к ним) в вооружённых силах (ВС) в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск...
Денежное довольствие (ДД) — термин для обозначения денежных выплат военнослужащим в вооружённых силах (ВС), государственные служащие (госл) и гражданский персонал ВС получают заработную плату (зарплату).
Офице́р (нем. Offizier, через позднелатинское officiarius — должностное лицо, от лат. officium — должность) — должностное лицо силовых структур: вооружённых сил, в некоторых государствах полиции (милиции).
Вооружённые си́лы (ВС) — главная вооружённая организация государства или группы государств, предназначенная для обеспечения военной безопасности, защиты государственных интересов при агрессии и ведении войны, недопущения или ликвидации угрозы миру между государствами и безопасности. Кроме выполнения основных функций возложенных на вооружённые силы, они также могут привлекаться к поддержанию порядка в государстве при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф...
Военно-учётная специальность (ВУС) — военная специальность военнослужащего и военнообязанного для его учёта и использования в военном деле России, указание военной и учётной специальности действующего, находящегося в запасе или в отставке военнослужащего ВС России и других войск, сил, спецвойск (спецслужб) и формирований.
Во́инский уста́в — нормативно-правовой акт (устав), регламентирующий функционирование вооружённых сил (ВС).
Звание — устанавливаемое и присваиваемое уполномоченными компетентными органами наименование, свидетельствующее об официальном признании заслуг человека или коллектива либо о профессиональной, служебной, научной или иной квалификации.
Волонтёр (фр. volontaire, от лат. voluntarius) — лицо, добровольно поступившее на военную службу. Также добровольцами называют лиц, принимающих участие в боях на территории государства, гражданами или жителями которого они не являются. После вооруженного конфликта на Украине в ряде стран в 2014—2016 годах введена уголовная ответственность за неоплачиваемое участие граждан в боях на территории другого государства без согласия властей.
Ре́крут (от фр. récruter — набирать войско) — лицо, принятое на военную службу по рекрутской (воинской) повинности или найму.
Вооружённые силы Российской империи — совокупность всех сухопутных, воздушных и морских войсковых контингентов, как для ведения внешней войны, так и для поддержания порядка в стране, современное обозначение сухопутных и морских сил Российской империи, существовавших в период с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году, предназначенная для защиты и обороны России.
Рядовой состав — категория военнослужащих и военнообязанных (граждан в запасе), имеющих воинские звания рядовой, ефрейтор (а по информации из Советской военной энциклопедии в некоторых армиях, например во французской, также капрал) и корабельные звания матрос, старший матрос.
Сбор — слово в военном деле России, означающее процесс собирания личного состава формирования по какому-либо случаю, а также само собрание (например: сбор руководящего состава).
Подробнее: Военные сборы
Мобилизация (М, мобилизационное развёртывание, фр. mobilisation, от mobiliser — приводить в движение) — совокупность мероприятий, направленных на приведение вооружённых сил (ВС) и государственной инфраструктуры (государства) в военное положение в связи с чрезвычайными обстоятельствами в нём или в мире.
Жа́лование или жа́лованье (ист. трактамент) — плата за службу, постоянное денежное пособие, выдаваемое регулярно (обычно ежемесячно). Такое денежное пособие может иметь разные формы, в том числе...
Нижние чины — в России с XVIII века первая, или низшая, степень военных чинов в Вооружённых силах Российской империи (гвардии, армии, флоте, милиции (ополчение), пограничной страже, жандармском корпусе, полиции, земской страже и так далее).
Военное строительство — часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС) государства, взаимосвязанные экономические, социально-политические, военные и другие мероприятий по созданию и совершенствованию военной организации государства.
Военное управление — комплекс мероприятий предпринимаемых государством по созданию вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство вооружёнными силамиНепосредственно само руководство (командование) войсками (силами) внутри вооружённых сил на всех уровнях, называется Управление войск (сил) и не относится к комплексу военного управления.
Курса́нт : воинская должность, на которую назначается гражданин, зачисленный в военное образовательное учреждение профессионального образования (ВОУПО) или учащийся (рядовой) в учебном формировании по какой-либо военно-учётной специальности (знаков различия курсанта не имеет) и не имеющий офицерского воинского звания.
Генерал-гевальдигер (от нем. Gewaldherr) — воинская должность установленная в Вооружённых силах Российской империи в 1711 году и закрепленная Воинским уставом императора России Петра Великого от 30 марта (10 апреля) 1716 года.
Рядово́й , в военном деле: низшее, первое воинское (специальное) звание в Вооружённых Силах (силовых структурах) России и большинства других стран (в некоторых странах — второе снизу звание после рекрута), относящееся к составу солдаты (матросы).
Военная кафедра — учебное формирование вооружённых сил (ВС) государства при гражданском высшем учебном заведении и техникуме, для подготовки военнослужащих категории офицер (ранее в РККА — командир, начальник), сержант или рядовой для родов войск (сил) видов ВС, спецвойск и служб Вооружённых Сил Союза (ВС СССР), позднее России и других постсоветских государств, равнозначное (по статусу) высшему военно-учебному заведению.
Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Граждани́н — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.Также форма устного и письменного обращения к человеку в советском и постсоветском обществе.
Рекрутская повинность — способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1705 году. В итоге к 1708 году вместо едва набиравшихся 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч хорошо вооруженных солдат. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. В России термин рекрут был узаконен в 1705 году.
Воинская часть (В.ч.) — организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица, содержащаяся по установленному штату, в Вооружённых Силах и других войсках (пограничных, внутренних, железнодорожных, гражданской обороны) СССР а также государств бывшего СССР.
Гва́рдия (итал. guardia «охрана, защита») в настоящий момент — отборная, привилегированная часть войск, отборные воинские части.
Классный чин — в Российской Федерации, установленные федеральным законом или иным правовым актом степень, класс, квалификация (одна из трёх в пределах группы должностей или одна из пятнадцати в пределах пяти групп) пригодности должностного лица для той или иной деятельности на основе наличия у него необходимых знаний, навыков и умений.
Прика́з — в административном праве вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, командира или начальника, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчинёнными.
Мобилизационные возможности государства — комплексное понятие, обозначающее наличие людских и материальных ресурсов, которые государство может привлечь для мобилизационного развёртывания вооружённых сил и полноценного обеспечения нужд фронта и тыла, в процессе перевода экономики страны с мирного на военное положение.
Фельдфе́бель (нем. Feldwebel) — воинское звание и должность унтер-офицерского состава в армиях России (до 1917 года) и некоторых других европейских стран.
Инженерные войска (ИВ) — формирование (специальные войска) вооружённых сил (ВС), предназначенные для инженерного обеспечения (оборудования территории, инженерной разведки, строительства переправ, сопровождения войск в наступлении и так далее) военных (боевых) действий.
Флот (фр. flotte, нидерл. vloot) — крупное объединение кораблей и членов их экипажа как правило под единым командованием. Мелкое объединение кораблей (речное или озёрное) обычно называют флотилией. Командующий флотом называется адмиралом. Главный корабль флота именуется флагманом. Иногда, по аналогии используют термин воздушный флот.
Войска связи — специальные войска, предназначенные для развёртывания системы связи и обеспечения управления формированиями (объединениями, соединениями, частями, подразделениями и военнослужащими) вооружённых сил государства в мирное и военное время.
Вое́нное де́ло — собирательный военный термин, охватывающий теоретические и практические вопросы, связанные со строительством, подготовкой и действиями вооружённых сил государства в мирное и военное время, а также подготовкой гражданского населения на случай войны.
Командир взвода (сокр. КВ, Комвзвода, Комвзвод; разг. Взводный) — должностное лицо младшего офицерского состава (реже эту должность занимают прапорщики, старшие прапорщики, фельдфебели и так далее) в Вооруженных Сил большинства стран, осуществляющее командование взводом — подразделением, насчитывающим, как правило, от двух до четырёх отделений, в количестве от 9 до 50 человек.
Тыловое ополчение (т/о) — категория военнообязанных в Советской России и Союзе ССР в 1918—1937 годах.
Военные действия — организованное применение вооружённых сил государства (включая различные военизированные формирования и силовые структуры) для ведения войны на стратегическом уровне.
Пограни́чные войска ́ (пограничная служба, пограничная стража, пограничная охрана и так далее) государства — государственная организация, орган, вооружённое воинское формирование, предназначенное для охраны и обороны внешних границ государства на суше или воде, а также для поддержания соответствующего режима в пограничной зоне.
Отдельный дисциплинарный батальон — специальное формирование в вооружённых силах России и некоторых странах СНГ, воинская часть (отдельный батальон), в котором отбывают наказание осуждённые за уголовные преступления в период прохождения военной службы военнослужащие и курсанты высших военных учебных заведений, до получения ими первичного офицерского звания.
Командир роты , Ротный командир (сокр. Комроты; разг. Ротный) в военном деле — воинская должность младшего офицерского состава в Сухопутных войсках, Военно-воздушных силах и береговых частях Военно-морского флота) Вооруженных сил (ВС) большинства государств.
Упоминания в литературе (продолжение)
Ветеранами
военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств – участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
В соответствии со ст. 15 Положения о порядке прохождения
военной службы военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в т. ч. находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов) в следующих случаях:
Иностранные граждане не могут быть призваны на
военную службу (альтернативную гражданскую службу). Они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом ФСКН России от 3 мая 2005 г. № 144 «Об утверждении Инструкции о порядке приема на службу, испытания при приеме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о службе, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» предусмотрено, что на службу в подразделения, территориальные органы и организации ФСКН России имеют право поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 20 лет, но не старше 40 лет, владеющие русским языком, способные по своим личным и деловым качествам, имеющемуся профессиональному образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы наркоконтроля. Указанные возрастные ограничения на основании п. 2 Указа Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» не распространяются на сотрудников федеральных органов налоговой полиции, органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих, уволенных из указанных органов и с
военной службы в связи с переходом на службу в органы наркоконтроля.
8) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие
военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Отметим, что соответствующая категория льготников дважды отнесена к числу «федеральных», что свидетельствует о несовершенстве юридической техники, применимой при рассмотрении и принятии соответствующего закона;
20) устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которые военнослужащие, проходящие
военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций;
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных Федеральными Законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ). В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и
военной службе » граждане мужского пола в возрасте 18–27 лет, состоящие или обязанные состоять на военном учете, подлежат призыву на военную службу. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
• защита Отечества, при этом правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), образуя тем самым непреложный закон гражданского поведения (гражданин Российской Федерации несет
военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», который определяет порядок призыва, льготы по нему, сроки службы и др.).
В Венгрии система военных судов была упразднена в 1991 году. В настоящее время в соответствии с Актом № 66 от 1997 года об организации и деятельности судов военные судьи принимают участие в рассмотрении уголовных дел в отношении военнослужащих в составе военных коллегий районных судов. Военными судьями должны быть профессиональные офицеры венгерской армии, имеющие высшее юридическое образование, которые после своего назначения на должность военного судьи увольняются с
военной службы . По требованию закона судьи, осуществляющие производство по уголовным делам в отношении военнослужащих, должны являться профессиональными армейскими офицерами, с тем чтобы обеспечить достаточное знание ими военной жизни и необходимые специальные познания.
Коренной перелом в области призыва представителей горских национальностей на
военную службу произошел в конце 1930-х гг., когда в ходе военной реформы советское правительство отказалось от территориальных и национальных формирований и перешло к экстерриториальному принципу комплектования частей, предполагавшего отправку призванных контингентов для прохождения службы вне регионов их проживания. В результате молодой человек проходил действительную срочную службу в местах дислокации части, а не кратковременные сборы по месту жительства. Этим существенно повышалась выучка личного состава частей, обеспечивалось полноценное овладение военнослужащими новыми сложными видами вооружения.
приказ ФСБ России от 30 июня 2008 г. № 312 «Об утверждении Порядка организации выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет военнослужащим, проходящим
военную службу по контракту, и лицам из числа гражданского персонала органов Федеральной службы безопасности, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
5) лица, проходившие
военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных вооруженных Силах СНГ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах по общим правилам.
Статья 51 УК РФ дает понятие ограничения по
военной службе . Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
в ст. 27 Закона о военных судах в отношении кандидатов на должность судьи военного суда – в указанной норме наряду с прочим установлено, что судьей военного суда может быть гражданин, имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении
военной службы .
В качестве примера положения, указывающего на таких «иных» лиц, можно указать на п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим
военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях», устанавливающий, что лицам, работающим в воинских формированиях России, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, оказывается бесплатная юридическая помощь органами военного управления воинских формирований в пределах своих функциональных обязанностей по вопросам трудовой деятельности в воинских формированиях.
2) по признаку объема должностных полномочий. Классификация государственных служащих по роду и месту их службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности: государственный аппарат,
военная служба . В соответствии с этим все государственные служащие подразделяются на две группы: служащие в государственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь можно классифицировать каждую из групп по органам, в которых они трудятся: служащие в органах представительной власти, служащие в органах управления, судьи, работники прокуратуры и т. д. Военнослужащие подразделяются по видам и роду Вооруженных Сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т. д.) и служб, к ним приравненных (внешняя разведка, пограничная служба и другие структуры).
Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу , службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:
Судебная защита прав военнослужащих, как правило, обеспечивается военными судами. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» установил, что военные суды рассматривают административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Кроме того, военные суды вправе признать незаконными нормативные акты Министерства обороны РФ и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена
военная служба , касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
Если убеждения гражданина или его вероисповедание противоречат несению
военной службы (особенно с оружием в руках), военная служба может быть заменена так называемой альтернативной гражданской службой. Обычно такие граждане работают в течение армейского или более длительного срока на стройках, на сельскохозяйственных работах, на работах тяжелых, грязных в качестве санитаров и сиделок в больницах. В некоторых конституциях говорится об обязанности гражданина быть верным государству.
● работы, выполнение которых обусловлено законодательством о воинской обязанности и
военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе (ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»;
В начале февраля 1940 года Бергер сообщил Гиммлеру, что, к большому его удивлению, Главное командование сухопутных войск (ОКХ) заявляет о якобы незнании указа фюрера от 18 мая 1939 года, предоставляющего право на увеличение числа полков «Мертвая голова» и их личного состава; или же оно не имеет представления о численном составе и местах дислокации этих частей[75]. И лишь в мае, почти девять месяцев спустя после начала войны, военные власти подали официальную жалобу на то, что личный состав подразделений «Мертвая голова», не будучи частью армии, носит серозеленые армейские мундиры. В С С ответили, что они имеют на это право, потому что «уполномочены фюрером для несения специальных обязанностей
военной службы » в оккупированных немцами районах, и в любом случае «в настоящее время уже слишком поздно что-то менять»[76].
Гражданин Российской Федерации в случае, если несение
военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Так, военнослужащие согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» могут состоять лишь в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей
военной службы . Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям. Запрет на членство в общественных объединениях, преследующих политические цели, и на участие в их деятельности установлен и для всех категорий прокурорских работников – то есть работников органов прокуратуры, имеющих классные чины, воинские звания (п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
5. Военнослужащие, не имеющие воинского звания офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в период после 01.01.2005 года до 01.01.2008 года, общая продолжительность
военной службы по контракту которых составляет менее трех лет.
Иностранные граждане в Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, если иное не вытекает из Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других актов российского законодательства. Иностранные граждане не могут нести
военную службу и не могут быть приняты на работу в воинские формирования в качестве гражданского персонала (если иное не предусмотрено международным договором). Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они не имеют права поступать на работу на режимные объекты, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации.
В случае, если работник имеет воинскую обязанность, он должен предъявить документы воинского учета. Для граждан, пребывающих в запасе, это военный билет, для подлежащих призыву на
военную службу – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Руководители государственных военизированных организаций вправе передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие с комплектом патронов в количестве, равном емкости двух магазинов (барабанов), отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, т. е. уволенные с
военной службы (со службы) в запас или в отставку[85].
1) работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и
военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
♦ работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и
военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
(ФЗ «О воинской обязанности и
военной службе » от 28 марта 1998 г.; Положение о призыве на военную службу граждан РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г.; постановление Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» от 30 декабря 1998 г.; Указ Президента РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи» от 25 января 1996 г.)
– период прохождения службы военнослужащими пограничной службы РФ на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц
военной службы за три месяца;