Связанные понятия
Вое́нно-морско́й флот (в некоторых государствах — военно-морские силы) — один из видов вооружённых сил, основным назначением которого является решения оперативных и стратегических боевых задач на морских и океанских театрах военных действий. В зависимости от своего состава у той или иной страны может делиться на надводный и подводный флот. В России военно-морским флотом называют военно-морские силы вообще.
Эска́дра (от фр. escadre через итал. squadra от лат. exquadra — четырёхугольный боевой строй) — оперативное объединение в военно-морском флоте, предназначенное для решения оперативных боевых задач на морских и океанских театрах военных действий.
Флотилия — формирование (оперативное объединение) военных кораблей, которые могут быть частью большего военно-морского флота (сил).
Корабль — судно, входящее в состав военно морского флота, имеющее возможность выполнения боевых либо специальных задач. Корабль обладает вооружением и другой военной техникой, имеет экипаж, находящийся на военной службе и несёт военно-морской флаг, определяющий его государственную принадлежность. Для военно-морского флота корабли представляют собой его корабельный состав, их вооружение является основой боевых средств ВМФ. Подводные корабли (подводные лодки) и надводные относятся к разным родам сил...
Морска́я пехо́та (МП) — род сил (войск) ВМФ (ВМС) вооружённых сил государств, предназначенный для участия в морских операциях и использования в качестве ударных отрядов в других видах боевых действий, в задачи которого входит захват береговой линии, портовой инфраструктуры, островов и полуостровов, кораблей и судов, морских баз противника, с воздуха (парашютный десант) и воды.
Упоминания в литературе
Будучи начальником штаба, Тирпиц вновь ввел линейную тактику боя, а также разработал деление
флота на эскадры, в каждую из которых входило не более восьми кораблей. Во время сражения эскадры образовывали общий строй. Новый этап борьбы Тирпица за продвижение во флот линейных кораблей начался в 1894 году. В своих докладах Тирпиц сообщал Морскому ведомству, что именно морской бой (но не дальнее плавание), должен стать главной задачей немецкого флота.
Как известно было Колчаку, в планах японского командования на ведение войны с Россией военные действия на море занимали весьма важное место. На японский
флот возлагалась задача уничтожить дальневосточный русский флот, тем самым обеспечить полное господство на тихоокеанских просторах, прежде всего в Японском, Желтом и Охотском морях, а в итоге беспрепятственную высадку японских сухопутных войск в Корее, на Квантунский полуостров, Сахалин и Владивосток. Особое внимание уделялось фактору внезапности, что, по мнению командующего японским флотом адмирала Х. Того, можно было достичь ночной атакой миноносцами русских кораблей в Порт-Артуре и Чемульпо с последующим уничтожением уцелевших из них огнем артиллерии и захватом главной военно-морской базы русской Тихоокеанской эскадры – Порт-Артура.
1. Великий князь Константин Николаевич Романов. Реформатор российского
флота . После гибели Черноморского флота под Севастополем во время Крымской войны (1853–1856) он менее чем за 10 лет (с 1861 по 1869 г.) создал Балтийский паровой броненосный флот России, который в то время стал третьим в мире по мощи. Этот флот насчитывал 23 корабля, на вооружении которых состояло 162 нарезных орудия крупного калибра – сила, достаточная для обороны морских рубежей страны. Он ввел на флоте систематические общеобразовательные занятия офицерского состава флота с нижними чинами. Даже в императорской семье в политическом отношении на него смотрели, как на опасного либерала [53, с. 39].
С началом войны на английский
флот в Северном море были возложены две главные задачи: на так называемый большой флот под командой адмирала Джелико была возложена борьба с германским флотом, т. е. живой силой противника. Этот флот базировался на шотландские порты Скапа флоу, Разита и Кромарти и состоял из новейших кораблей типа дредноут, лучших крейсеров и миноносцев. Другой флот из более старых судов базировался на порты Ламаншского канала, и его задачей было обеспечить непрерывное и безопасное сообщение между английскими и французскими портами канала, которое было необходимо для непрерывной высадки войск на побережье Франции, для снабжения английской армии всем необходимым и для эвакуации больных и раненых. Чтобы сделать безопасными эти важнейшие операции, англичане поставили поперек всего канала минное поле, охраняемое особым отрядом из контрминоносцев и вооруженных траулеров с базами в Дюнкерке и Дувре. Кроме того, французские и английские патрули ходили по всему каналу и осматривали пролив. Вначале эти меры казались достаточными, но уже в ноябре 1914 года немецкая подводная лодка оказалась в канале, пройдя над заграждениями, и потопила два парохода.
В результате за время петровского правления Россия вошла в число ведущих морских держав мира. Особую роль здесь играл Русский военно-морской
флот ; в состав которого входили линейные корабли, фрегаты, бомбардирские и гребные корабли, вспомогательные суда. В первой четверти XVIII века Петр I решил триединую задачу: подготовил кадры для строительства и использования флота, создал систему военно-морского образования и построил систему базирования Русского флота. За время его правления Россия построила три флота: Балтийский, Азовский и Каспийский.
Связанные понятия (продолжение)
Театр военных действий (сокращённо ТВД) — территория, на которой происходят или могут потенциально происходить военные действия, а также развёрнуты формирования государств, входит в состав Театра войны (ТВ).
Вооружённые си́лы (ВС) — главная вооружённая организация государства или группы государств, предназначенная для обеспечения военной безопасности, защиты государственных интересов при агрессии и ведении войны, недопущения или ликвидации угрозы миру между государствами и безопасности. Кроме выполнения основных функций возложенных на вооружённые силы, они также могут привлекаться к поддержанию порядка в государстве при чрезвычайных ситуациях, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф...
Дивизия, Дивизия кораблей, Дивизия морская (от лат. divisio — разделение) — основное тактическое формирование (соединение, дивизия) флота вооружённых сил (ВС) государств мира.
Матро́с (от нидерл. matroos): Персональное воинское звание ВМФ СССР и ВМФ России, а также в ВМФ и ВМС ряда государств мира, соответствующее званию рядовой сухопутных войск (сил). В более широком значении состав военнослужащих «матрос» равнозначно таковому «солдат» в сухопутных войсках и включает в себя воинские звания матрос и старший матрос.
Война на море или Морская война заключается в вооруженной борьбе на морях и океанах, сюда же относятся военные (боевые) действия на реках, озёрах и искусственных водоёмах.
Род войск (сил) — составная часть вида вооружённых сил государства, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только им основное вооружение и военную технику, а также способы их применения.
Военное время — период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находятся в состоянии войны между собой.
Войска ́ (Си́лы) — собирательное название воинских частей, соединений и объединений и других постоянных или временных воинских формирований, по признаку принадлежности или общности задач.
Вооружённые силы Российской империи — совокупность всех сухопутных, воздушных и морских войсковых контингентов, как для ведения внешней войны, так и для поддержания порядка в стране, современное обозначение сухопутных и морских сил Российской империи, существовавших в период с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году, предназначенная для защиты и обороны России.
Вое́нное де́ло — собирательный военный термин, охватывающий теоретические и практические вопросы, связанные со строительством, подготовкой и действиями вооружённых сил государства в мирное и военное время, а также подготовкой гражданского населения на случай войны.
Военные действия — организованное применение вооружённых сил государства (включая различные военизированные формирования и силовые структуры) для ведения войны на стратегическом уровне.
Отряд — штатное или нештатное (временное) воинское формирование, создаваемое в вооружённых силах многих государств для выполнения боевой или специальной задачи.
Мирное время , в отличие от военного времени — состояние отношений между различными социальными субъектами, использующими невооружённые средства для разрешения имеющихся между ними противоречий.
Вое́нно-морска́я база — район побережья и прилегающего участка моря, обеспечивающий дислокацию (обычно рассредоточенную) и широкий манёвр сил. Способна предоставлять базирующимся все виды обеспечения. Различают как комплекс сооружений и как формирование.
Вооружение — это комплекс технических средств или технологических процессов, предназначенных для поражения живой силы и объектов инфраструктуры противника. К вооружению относятся его элементы...
Дивизио́н корабле́й — постоянное формирование на флоте, первичное тактическое соединение однородных кораблей 2-го, 3-го и 4-го рангов.
Командир корабля — командная должность в военно-воздушных силах России имперского, союзного и современного периодов и военно-морском флоте империи, СССР и России.
Во́инская до́лжность (в/д) — должность (ранее чин) военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке) вооружённых сил государства, которая определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.
Деса́нт (франц. descente — спуск), термин в военном деле России имеет следующие значения...
Офице́р (нем. Offizier, через позднелатинское officiarius — должностное лицо, от лат. officium — должность) — должностное лицо силовых структур: вооружённых сил, в некоторых государствах полиции (милиции).
Сухопу́тные войска ́ — формирование (вид вооружённых сил (ВС)) многих государств мира, наряду с военно-морским флотом (силами) и военно-воздушными силами (флотом).
Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе (космосе), на море и информационном пространстве; военно-теоретическая дисциплина.
Во́инский уста́в — нормативно-правовой акт (устав), регламентирующий функционирование вооружённых сил (ВС).
Воинская часть (В.ч.) — организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица, содержащаяся по установленному штату, в Вооружённых Силах и других войсках (пограничных, внутренних, железнодорожных, гражданской обороны) СССР а также государств бывшего СССР.
Берегова́я оборо́на (БО) — совокупность сил и средств флота с фортификационными укреплениями и системой противодесантных и противовоздушных сооружений, предназначенные для защиты военно-морских баз, портов и важных прибрежных районов.
Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.
Боевые действия — организованное применение сил и средств для выполнения боевых задач частями, соединениями и объединениями родов войск (сил) видов Вооруженных Сил, отдельных родов войск, специальных войск и служб, то есть ведение войны на оперативном, оперативно-тактическом и тактическом уровнях.
Моря́к — работник морского транспорта. Ранее применялись слова мореход, мореплаватель.
Береговая охрана — специализированные военизированные службы ряда государств, предназначенные для контроля за соблюдением правового режима территориальных и внутренних вод, морской экономической зоны и континентального шельфа, находящегося под юрисдикцией государства, обеспечения безопасности плавания в территориальных водах, оказания помощи судам и летательным аппаратам, терпящим бедствие, разведки погоды, охраны рыболовства, а также борьбы с контрабандой.
Во́инское зва́ние — звание военнослужащего или военнообязанного в запасе (отставке), которое определяет положение (права и обязанности) военнослужащих по отношению к другим военнослужащим, персонально присваиваются каждому гражданину, проходящему военную службу (обучавшемуся для прохождения военной службы в военных учебных заведениях и приравненных к ним) в вооружённых силах (ВС) в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск...
Боевая готовность — способность войск (вооружённых сил), конкретного военного формирования приступить к выполнению боевых задач в соответствии с их предназначением в заданные сроки.
Морской десант — специально назначенная группировка сил морской пехоты и/или сухопутных войск, которая высаживается на защищаемый противником участок побережья и предпринимает наступательные действия с моря на сушу.
Экспедицио́нная а́рмия — временное формирование (войск (сил)), часть вооружённых сил одной страны (государства) или коалиции государств, переброшенных на территорию другой страны для проведения операций или иных мероприятий.
Десантный корабль — класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.
Сигнальщик — строевой нижний чин специалиста 1-го, 2-го и 3-го разрядов Русского флота, должность и лицо находящееся на ней, матрос или старшина на корабле или береговом посту, выполняющий обязанности по ведению наблюдения и передаче сигналов.
Армейский флот , галерный флот, гребной флот — наименование составной части армии, позднее флота вооружённых сил Российской империи (военно-морского флота), формирований кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (морского) флота, основным движителем которых были паруса.
Су́дно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Суда могут быть как самоходными, так и несамоходными.
Рядовой состав — категория военнослужащих и военнообязанных (граждан в запасе), имеющих воинские звания рядовой, ефрейтор (а по информации из Советской военной энциклопедии в некоторых армиях, например во французской, также капрал) и корабельные звания матрос, старший матрос.
Формирова́ние (воинское формирование) — обобщённое наименование подразделений, воинских частей, соединений, объединений и других структурных единиц вооружённых сил а также других войск, которые имеют специфические особенности предназначения, формирования и комплектования.
Военное строительство — часть военного дела, включающая в себя теорию и практику создания, то есть строительства (формирования, реформирования), в соответствии с внешними и внутренними условиями в мире и стране, вооружённых сил (ВС) государства, взаимосвязанные экономические, социально-политические, военные и другие мероприятий по созданию и совершенствованию военной организации государства.
Военный транспорт — транспорт в вооружённых силах государств, обеспечивающий перевозки войск (сил), вооружения и военной техники, а также снабжение войск (сил) всем необходимым для их жизнедеятельности.
Команда (фр. commande, от лат. commando — «поручаю», «приказываю») — термин в военном деле, который может иметь следующие понятия...
Военнослу́жащий — лицо (человек), исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом (при определенных условиях: см. ниже).
Специальные войска (С.в., СпецВ) — формирования (органы управления, подразделения, части, соединения, учреждения, заведения и предприятия) в родах войск (сил) видах вооружённых сил (ВС), тылу и отдельных родах войск государств, предназначенные для управления, боевого или тылового обеспечения, либо выполнения других специальных задач.
Упоминания в литературе (продолжение)
Рассмотрим это на примере не всего советского ВМФ, а в части, касающейся сил Черноморского
флота (ЧФ). Кстати, любопытно, что при столь высокой оценке действий в минувшей войне всего ВМФ только два командующих флотами из четырех были удостоены Золотых Звезд Героев Советского Союза, а именно – командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский (наст. Иванов) и командующий Тихоокеанским флотом адмирал Иван Степанович Юмашев (флот которого показал высокие результаты в боях против Японии в Дальневосточной кампании осенью 1945 года под главным командованием кавалера двух орденов «Победа», дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского). Другие же командующие флотов, и в частности, Северного, адмирал Арсений Григорьевич Головко, который силами вверенного флота действительно обеспечивал охрану коммуникаций по доставке конвоями союзников вооружений, боеприпасов, боевой техники и стратегического сырья, – подобной награды не получили! Как и командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Федорович Трибуц.
Для того чтобы понять причины, в результате которых Черноморский
флот не мог выполнить поставленные перед ним задачи, необходимо рассмотреть его боевые действия на морских сообщениях таманской группировки немецко-фашистских войск в 1943 году. Напомним, что, несмотря на понесенные потери за два минувших года войны, Черноморский флот по-прежнему полностью доминировал на море. В его составе были линейный корабль, четыре крейсера, десяток эсминцев, десятки подводных лодок, торпедных и иных катеров. Авиация флота была полностью переоснащена новейшими типами самолетов.
Второй
флот Японии под командованием вице – адмирала Нобутакэ Кондо, предназначенный для поддержки операций в юго – западной части Тихого океана, собрался во Внутреннем Японском море в середине ноября, вышел оттуда 23 ноября и направился к Формозе, где получил директиву о дне «Д». Этот флот (организация флота в японских военно – морских силах была гибкой, и его сила сильно варьировалась) первоначально состоял из линкоров «Харуна» и «Конго» и тяжелых крейсеров «Такао», «Атаго», «Чокай» и «Мая», но для проведения операции он был усилен другими крейсерами и легкими судами. Главная часть, которая выполняла функцию только общей поддержки, состояла из двух линейных кораблей, двух тяжелых крейсеров и четырех эсминцев. Филиппинская островная группа, разделенная на четыре группировки специального назначения для обеспечения поддержки, защиты перевозок и выполнения других заданий, состояла из шести тяжелых, трех легких крейсеров, 46 эсминцев и вспомогательных судов. 11–й воздушный флот со штаб – квартирой в Такао на Формозе обеспечивал поддержку Филиппинской операции с помощью около 300 самолетов, базировавшихся на Формозе. Около 150 самолетов сухопутных сил Японии также поддерживали филиппинские операции. До тех пор пока не были захвачены военно – воздушные базы на Филиппинах, дальность полета самолетов сухопутных войск Японии не позволяла им действовать над Центральным Лусоном или в районе Манила – Батаан. После вторжения воздушные части сухопутных сил были переброшены в Лаоаг и Виган, но аэродромы там оказались непригодными, и японские самолеты впоследствии базировались на захваченных аэродромах Кларк и Николс – Филдз.
Апофеоз лжи и обмана на Северном
флоте пришелся на 1996 год, когда военачальники рапортовали «о блистательном походе» в Средиземное море отряда боевых кораблей в составе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», эсминца «Бесстрашный», сторожевого корабля «Пылкий» и девяти судов обеспечения. Поход посвящался 300-летию Российского флота. Я уже рассказывал, в каком бедственном положении в то время находились все флоты нашей страны. Руководство ВМФ для подготовки этого похода направило практически все бюджетные деньги, выделявшиеся на содержание кораблей ВМФ, на Северный флот. Запасы корабельного топлива, которое предназначалось для всех кораблей флотов, были отправлены на Северный флот. Такие действия «флотоводцев» Главного штаба ВМФ поставили Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты на грань полной утраты боеготовности.
В 1928 году главнокомандующим германским военно-морским
флотом был назначен адмирал Эрих Редер. Он занимал эту должность вплоть до 1943 года, когда ушел в отставку из-за принципиального несогласия с Гитлером в вопросе использования надводных судов для поддержки операций подводных лодок против торгового судоходства союзников. Именно Редер занимался восстановлением немецкого ВМФ и планированием его стратегии во Второй мировой войне. Во время Первой мировой войны он отличился, находясь в штабе адмирала Хиппера, командовавшего линейными крейсерами «Флота открытого моря» во время Ютландского сражения, и на главный пост ВМФ пришел с вполне определенными представлениями о крейсерской войне. В частности, он написал первые два тома официальной германской истории морских войн, в которых рассматривались крейсерские операции в иностранных водах, и это, вероятно, помогло ему окончательно оформить свою позицию. Через три года после того, как началось планирование «этапов», в военно-морском бюджете на их финансирование стали тайно выделяться средства.
Пока на Западном фронте царило затишье, немцы попытались вести морские операции с целью помешать снабжению Англии, нарушить ее заморскую торговлю и вызвать тем затруднения в ее экономической жизни. В директиве Гитлера германскому военно-морскому
флоту о ведении войны против Англии указывалось: «Военно-морской флот ведет борьбу с торговым флотом противника, главным образом с английским»[49]. На первых порах германский военно-морской флот достиг некоторых успехов. За четыре месяца войны в 1939 г. было потоплено 222 торговых судна, принадлежавших Англии, ее союзникам и нейтральным государствам общим водоизмещением в 755392 тонны. За первые три месяца 1940 г. – 181 судно общим водоизмещением в 548435 тонн[50].
Конец 1904 года не внес особого беспокойства в работу управляющего Морским министерством вице-адмирала Ф. К. Авелана, несмотря на катастрофическую ситуацию и неудачи
флота в Порт-Артуре. Под огнем японских 280-мм орудий гибли последние броненосцы Тихоокеанского флота, а на рейде Владивостока стоял единственный боеспособный крейсер «Россия». Оптимизм в военно-морских кругах официального Петербурга поддерживался тем, что в пути на Дальний Восток находилась 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием контр-адмирала З. П. Рожественского. Надеялись на выдающиеся личные качества «боярина Зиновия и дружины его». Полагали, что потери японского флота значительно ослабили его мощь. Мало того, вдогонку 2-й эскадре Николай II разрешил ассигновать 2 миллиона золотых рублей на снаряжение 3-й эскадры флота Тихого океана и ее отправку на Дальний Восток. Решение о ее посылке принималось в развитие предложения командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Н. И. Скрыдлова для наращивания морских сил на Дальнем Востоке. План поддержали Ф. К. Авелан и Е. И. Алексеев.
Военно-морской
флот до войны имел свой наркомат, руководствовавшийся общими оперативными и мобилизационными планами, которые разрабатывал Генштаб. Перед столкновением с фашистами наш флот имел 3 линкора, 7 крейсеров, 7 лидеров, 249 эсминцев, 211 подводных лодок, 279 торпедных катеров, свыше 1000 орудий береговой обороны. Однако слабым местом всех флотов были противовоздушная оборона и минно-торпедное вооружение. В общем учения и отработка взаимодействий с сухопутными войсками проводились на достаточно хорошем уровне. Вместе с тем намечалось проводить самостоятельные операции надводным флотом далеко в открытых морях, в длительном автономном плавании, тогда как ни реальных сил, ни возможностей для этого не было.
Тем временем Балтийский
флот расширял зону поисков неуловимого врага, а советское правительство продолжало оказывать давление на руководство Эстонии, принуждая его к заключению выгодного для СССР договора. В 20-х числах сентября советские моряки несколько раз «замечали» в Лужской губе перескопы неопознанных субмарин, а лидер «Ленинград» даже обстрелял в заливе Эру-Лахт, неподалеку от Таллина, «секретную» базу врага. Но самое главное заключалось в том, что СССР начал всерьез готовиться к войне…с Эстонией! Тому имеются документальные подтверждения, в частности, существует приказ штаба Балтийского флота, в котором регламентируются различные флотские мероприятия на случай начала войны с прибалтийским соседом. Все силы флота были приведены в повышенную боевую готовность. Тральщики проверили фарватеры в южной части Финского залива, авиация флота непрерывно вела разведку района. Подводные лодки начали развертывание у эстонского побережья, в море вышли надводные корабли…
Только после того, как Западный фронт перешел к позиционной войне, германский военно-морской
флот попытался нанести удар по британским морским коммуникациям. В феврале 1915 г. началась неограниченная подводная война, но после некоторых начальных успехов она была прекращена из-за малочисленности подводного флота и колебаний политической стратегии Германии. Британскому флоту не требовалось вести боевые действия в германских водах для защиты собственных морских коммуникаций, и именно теперь германский флот должен был принудить неприятеля к активным действиям.
Корабли базировались в Вильгельмсхафене, Киле, Данциге. Но в германском
флоте было слишком много начальников. За постройку кораблей отвечал гроссадмирал Тирпиц. Флотом Открытого моря командовал фон Ингеноль, общие директивы издавал начальник генерального морского штаба фон Поль, а важные решения принимал только сам кайзер. Флот был его любимым детищем, подставлять его под удары Вильгельм не желал. Предписывалось вести против Англии «малую войну» миноносцами, субмаринами, минами, а главным силам разрешалось вступить в бой лишь при угрозе побережью Германии.
Необходимо отметить, что полноценных войск морской пехоты в предвоенный период не было. Несмотря на то что нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов в предвоенные годы неоднократно ставил вопрос перед Генеральным штабом РККА о создании на
флоте морской пехоты, к началу войны имелась только одна бригада морской пехоты на Балтийском флоте и по одной роте морской пехоты в составе Дунайской и Пинской военных флотилий. Отсутствие значительного количества морской пехоты как рода сил Военно-морского флота, непонимание ее роли в будущей войне, недостаточная разработанность теории и практики ее развития и боевого применения, а также отсутствие в составе ВМФ специальных десантных кораблей и десантно-высадочных средств явились серьезными упущениями в подготовке флота к войне, что оказало отрицательное влияние на характер боевых действий, особенно в начальном периоде Великой Отечественной войны[106].
Увы, нападение англичан на Кольский полуостров ничему не научило наших адмиралов и министров. Они ничего не делали ни для обороны Русского Севера, ни для создания там операционной базы крейсерских судов. Ведь в случае войны с Англией Балтийский и Черноморский
флоты оказывались запертыми в своих базах и лишь фрегаты и корветы, базировавшиеся в Екатерининской бухте, могли свободно в любое время года выходить в Атлантику на коммуникации противника.
После первых неудач в русско-японской войне 1904–1905 гг. и блокирования японским
флотом главных сил 1-й Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре на Дальний Восток в октябре 1904 г. были направлены дополнительные силы русского флота – 2-я эскадра во главе с вице-адмиралом 3. П. Рожественским. Корабли (38 вымпелов) шли во Владивосток, но в Цусимском проливе 14 мая 1905 г. были атакованы японским флотом во главе с адмиралом X. Того.
В действиях на побережье огромную роль приобретал
флот . Имея два вступивших в строй дредноута, адмирал А. А. Эбергард мог обеспечить прикрытие крупных перевозок по морю. Транспортные возможности для этого были уже достаточны. На начало января 1916 г. во флотилии вицеадмирала А. А. Хоменко насчитывалось 10 отрядов – всего 95 пароходов7. Значительно возросла и безопасность русских морских коммуникаций, хотя нельзя было сказать, что она полностью была сведена на нет. 25 февраля (10 марта) 1916 г. у Варны взорвался эскадренный миноносец «Лейтенант Пущин» – это был третий боевой корабль, потерянный с начала войны на Черном море8. Командование объявило, что он затонул в результате атаки подводной лодки. Впрочем, в штабе Эбергарда главным своим противником по-прежнему считали «Гебен» и надеялись выманить его из Босфора и уничтожить9. Немцы предпочли не рисковать столь ценным кораблем, но после того, как наступление на Трапезунд стало уже очевидным, они все же были вынуждены предпринять что-нибудь для поддержки турок.
Теперь у японцев было сложное положение. Их престиж поднялся благодаря неожиданной атаке на русский
флот , но разгромить этот флот они не сумели. Отдельная эскадра крейсеров по-прежнему существовала во Владивостоке, и четыре крейсера в сопровождении ледоколов вышли из гавани 9 февраля и приблизились к берегам Японии в поисках японских военных кораблей. Они затопили один торговый корабль и повредили другой. Главные силы русского флота теперь были в безопасности в закрытой гавани Порт-Артура, защищенные мощными береговыми батареями. Правда, ремонтные мощности доков Порт-Артура никогда не отвечали требованиям морской базы, но русские показали достаточную компетентность в ремонте военных кораблей собственными средствами. Адмирал Того понимал, что для решающего удара по русскому флоту необходима сухопутная военная экспедиция против Порт-Артура, прежде чем русский флот сумеет отремонтировать свои корабли и подготовиться к новому сражению.
Несмотря на мнение адмиралтейства о том, что для «субмарины более естественной является защита», королевский
флот начал создавать «заморские субмарины», но произошло это только в 1908 году. А во время появления меморандума уже велось строительство подлодок класса Е, ставших опорой британского флота в будущем военном конфликте.
В результате принятых мер Россия могла сосредоточить в Средиземном море к 1807 г. эскадру под командованием Д. Н. Сенявина в составе 14 линейных кораблей, 5 фрегатов и 15 легких судов, имевших на борту 13 тыс. десантных войск[255]. Эта эскадра нанесла крупное поражение турецкому
флоту у Дарданелл и под Афоном и освободила Ионические и Далматинские острова. Заключение Тильзитского мира не позволило России использовать результаты победы в Средиземном море.
Командиры боевых частей и служб – Н. Новицкий, С. Аннин, М. Крупский – всемерно поддерживали новые начинания, которые заводились на корабле. Когда понадобилось перевести один из линейных кораблей на Черное море, то командование
флотом предложило линкор «Парижская Коммуна». Этот корабль и в боевой, и в политической подготовке выделялся среди других кораблей эскадры; его и предложили как лучший к переводу на Черноморский флот, что и было выполнено.
Эскадра, состоящая из линкоров «Гнейзенау» и «Шарнхорст», тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» и 4 эсминцев, в назначенное время вышла из Киля и прошла через пролив Большой Бельт. В проливе Скагеррак, в Северном и Норвежском морях было много английских подводных лодок, однако благодаря радиоразведке их позиции удалось обойти. Помогли и советы офицера штаба оперативного руководства войны на море, знавшего потенциальные возможности английской воздушной разведки, поэтому командующему
флотом удалось вывести свои корабли в Норвежское море незаметно для противника. Поскольку сведения о противнике так и не поступили, командующий флотом был вынужден во время заправки эсминцев горючим со специально выделенного судна «Дитмаршен» созвать на своем флагманском корабле совещание, в котором приняли участие командующий разведывательными силами флота, командующий эсминцами и другие высшие командиры флота. Им были даны указания о порядке прорыва в Вогс-фьорд и обстрела Харстада. Обстановка в районе предполагаемых действий была совершенно неясной из-за плотной низкой облачности у берегов Северной Норвегии, а об обстановке на море командующий был более или менее информирован по данным радиоразведки, а также от действующих над морем германских самолетов.
На вооружении германского военно-морского
флота в западных водах к 29 июня, согласно информации, предоставленной Дёницем в Берхтесгаден, имелось не более одного торпедного катера, 12 патрульных катеров и 8 подводных лодок, оборудованных приспособлением, препятствующим обнаружению подводных лодок радарами противника. Большое число береговых баз во Франции, число которых не отвечало ни размеру германского флота, ни выполняемым в море задачам, привносило еще большую неразбериху в и без того хаотичную обстановку в системе управления. Примером такого беспорядка была система управления огнем береговой артиллерии. Военно-морские силы брали на себя ответственность за огонь береговой артиллерии до тех пор, пока войска вторжения находились в море, но после высадки армия должна была брать на себя командование всей береговой артиллерией. Это вело к несогласованности на этапах планирования между принципами артиллерийской тактики флота и армии, особенно в таких вопросах, как размещение орудий и наблюдательных постов, а также собственно обслуживания орудий.
Первый морской лорд непосредственно общался с командующими и адмиралами. Что касается «домашнего
флота » – флота метрополии, когда флагманский корабль находился в Скапа-Флоу, он всегда был соединен с адмиралтейством прямой телефонной и телетайпной линиями, чтобы командующий имел возможность обсуждать вопросы лично с первым лордом. Такой привилегией не обладал ни один другой командующий. Неплохо было организовано и сотрудничество с авиацией. Адмиралтейство имело тесные связи с командующим береговой авиации, входящей в состав королевских ВВС. Его штаб размещался в Нортвуде. Кроме того, был организован объединенный территориальный штаб в Питриви (недалеко от Розита), где моряки и летчики работали вместе. С ними командующий флотом метрополии общался ежедневно. Если появлялась необходимость в дополнительном самолете, ему следовало обратиться с просьбой в адмиралтейство, откуда она сразу передавалась командующему береговой авиацией, который оперативно решал возникающие вопросы. Основной проблемой первых месяцев войны была нехватка самолетов, только это мешало наладить взаимодействие между двумя службами. Большую роль в укреплении сотрудничества между ними сыграл командующий береговой авиацией. Генерал авиации Чарльз Боухилл начал свою карьеру на море и всю жизнь хорошо понимал проблемы моряков.
Таким образом, возможности подводных лодок как наступательного оружия явились после начала войны некоторой неожиданностью для обеих воюющих сторон. Между тем существование этих кораблей оказало значительное влияние на морскую стратегию и тактику. Пока
флот при его выходах в море не был обеспечен достаточной противолодочной охраной из эскадренных миноносцев, он подвергался серьезному риску атак подводных лодок. Только во второй половине 1915 г. число эскадренных миноносцев, приписанных к Гранд-Флиту[1], оказалось достаточным для соответствующего охранения линейного флота, а противолодочная охрана для крейсеров не смогла быть обеспечена до конца 1916 г.
Новая книга известного флотского писателя капитана 1-го ранга Владимира Шигина посвящена победам российского
флота при Афоне и Дарданеллах в 1807 году. До сегодняшнего дня эти блестящие победы, одержанные нашими моряками под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина, являются классическим образцом ведения маневренного боя парусным флотом в открытом море. Опираясь на высокую профессиональную подготовку своих подчиненных, используя новые тактические приемы, вице-адмирал Сенявин смог нанести сокрушительные поражения турецкому флоту у самого входа в Дарданеллы, тем самым внеся весомый вклад в окончательную победу над Турцией в той войне.
В основе британской военно-морской стратегии лежал принцип, согласно которому военно-морские силы Туманного Альбиона для гегемонии в мировом океане должны были превосходить два
флота наиболее сильных морских держав, вместе взятых. Германское руководство задалось целью построить флот, размер которого составлял бы две трети от размера британского. В 1897 году военно-морские силы Германской империи существенно уступали британскому флоту. У британцев было 57 броненосцев I–III класса, у немцев – 14, у британцев 15 броненосцев береговой обороны, у немцев – 8, у британцев 18 броненосных крейсеров, у немцев – 4, у британцев 125 крейсеров I–III класса, у немцев – всего 32. В марте 1898 года рейхстаг принимает «Закон о флоте», который предусматривал резкое увеличение расходов на строительство флота. Всего в течение шести лет планировали ввести в строй 11 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 17 бронепалубных крейсеров и 63 миноносца. В 1900, 1906, 1908, 1912 годах кораблестроительная программа Германии корректировалась в сторону увеличения. Так, в 1912 году численность флота немцы решили довести до 41 линкора, 20 броненосных крейсеров, 40 легких крейсеров, 144 миноносца, 72 подводных лодки. Особенно большое внимание уделяли линейным кораблям: в период с 1908 г. по 1912 г. в Германии ежегодно закладывали по 4 линкора (в предыдущие годы – по два).
Со стороны Советского Союза контроль над Черным морем обеспечивался Черноморским
флотом и береговыми силами, располагавшимися главным образом в Одессе и в Крыму, прежде всего в Севастополе. Основу наземных сил составляли войска Одесского военного округа, который вплоть до начала войны считался второстепенным несмотря на то, что граничил с враждебной к СССР Румынией. Взаимодействие сухопутных войск с силами Черноморского флота традиционно было довольно слабым, так как сухопутчики руководствовались указаниями Генерального штаба РККА, а флотские начальники – Главного штаба ВМФ.
В ответ на эту просьбу в тот же день было отдано распоряжение на время перехода кораблей снова подчинить командующему ВВС
флота всю морскую авиацию, ранее приданную сухопутным войскам, временно передать Кронштадтской военно-морской базе восемь катеров типа «МО» из частей морской обороны Ленинграда и Озерного района. Но полностью осуществить все это не удалось: было слишком поздно, флот уже выходил в море.
Операция «Сё», ставшая последней надеждой Японии выиграть решающее морское сражение и приведенная в действие американским вторжением на остров Лейте, явилась предприятием, состоявшим из трех задач. С места стоянки в Линге, к югу от Сингапура, должны были прибыть корабли 1-й ударной эскадры Японии. Ожидалось, что главные силы
флота под командованием вице-адмирала Такэо Куриты, включая линкоры «Ямато» и «Мусаси», пройдут через пролив Сан-Бернардино в Филиппинском архипелаге и 25 октября нанесут удар по американскому десанту с севера. Одновременно десант должен был подвергнуться нападению с юга из пролива Суригао эскадры крейсеров и эсминцев 5-го флота под командованием вице-адмирала Киёхиды Симы, которой следовало из своей базы в Японии пересечь Южно-Китайское море. К этой эскадре должно было примкнуть соединение из устаревших линкоров, крейсера и нескольких эсминцев, выделенное из состава главных сил адмирала Куриты, под командованием вице-адмирала Сёдзи Нисимуры.
Ураганы и тайфуны способны уничтожить сразу целый
флот . В сентябре 1954 г. тайфун у берегов Японии потопил 876 судов. На одном из них – морском железнодорожном пароме погибло 1172 человека. Однако тайфуны и ураганы топят не только торговые суда, но и военные корабли, в том числе во время войны, внося тем самым существенные коррективы в ее ход. Например, во время англоиспанской войны 1586–1604 гг. Испания создала крупную эскадру военных и торговых судов для переброски в Англию десанта и уничтожения английского флота. Эскадра называлась «Непобедимая армада» и состояла из 128 судов, в том числе 75 военных кораблей – галионов. На кораблях имелось 2430 орудий небольших калибров, расположенных главным образом в носу и на корме. В мае 1588 г. «Непобедимая армада», имея на кораблях и десантных судах более 30 тыс. человек (в том числе 8 тыс. матросов, 19 тыс. солдат и более 2 тыс. человек невольников-гребцов), направилась к берегам Англии, где потерпела сокрушительное поражение в морском Гравелинском сражении. На обратном пути оставшиеся корабли и суда (осталось менее половины) попали в ураган и «Непобедимая армада» практически полностью была уничтожена стихией. Ее гибель подорвала военно-морское могущество Испании.[133] В декабре 1944 г. Третий американский флот стал жертвой тайфуна к востоку от филиппинского острова Лусон. 150 самолетов были уничтожены или унесены ветром с палуб авианосцев, словно пылинки. Три эскадренных миноносца с командами, насчитывающими 800 человек, пошли ко дну. Тяжкие повреждения взлетных палуб получили авианосцы, особенно «Беннингтон». Запланированное наступление против японцев было сорвано.[134]
Впрочем, пока лодка строилась и испытывалась, необходимость в обороне Порт-Артура отпала. Тем не менее накопленный опыт в самом конце XIX века привел командование Военно-морским
флотом и высшее руководство России к заключению о необходимости введения подводных лодок в состав флота. С подачи контр-адмирала В. К. Витгефта император Николай II 19 (6) марта 1906 года подписал соответствующий указ. Именно с этой даты и отсчитывается официальная дата рождения российского подводного флота.
В конце сентября 1941 года командующий императорским
флотом Страны восходящего солнца адмирал Исороку Ямамото вызвал своего коллегу по морским делам вице-адмирала Тюити Нагумо и поставил задачу сколотить ударное соединение японского императорского флота для проведения одной очень важной операции.
Когда Рим пал, длительное время не было морской силы, способной удерживать господство на море.
Флот Византии являлся средством обороны берегов, армады викингов и славян собирались на время похода и затем исчезали. Только когда развитие торговли потребовало защиты морских путей от набегов пиратов и враждебных государств, появились постоянные флотилии. Первоначально они включали гребные суда-галеры, предназначенные для боя у берегов. Неповоротливые парусники также вооружали артиллерией для самозащиты. Со временем корабли усовершенствовали. Великие географические открытия совершали уже на более мореходных и маневренных каравеллах и подобных судах. В XVI веке появились боевые парусные корабли с пушками по бортам, а к концу следующего столетия сражения вели преимущественно линейные корабли специальной постройки. Соответственно, вырабатывалась и линейная тактика, при которой два флота выстраивались в кильватерные линии и вели перестрелку бортовыми орудиями, изредка прибегая к абордажу.