Сенсорные сады: теория и практика

Наталия Анатольевна Вукович

Монография основана на результатах научно-исследовательских проектов и объединяет международный и российский опыт, теоретический и практический подходы к созданию сенсорной среды в садах и парках. Сенсорные сады – это новое направление развитие садово-паркового искусства. Cенсорный сад является междисциплинарным объектом исследования и объединяет архитектурную, педагогическую, медицинскую составляющую. В монографии рассмотрена история возникновения и развития сенсорных садов в мире и России.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сенсорные сады: теория и практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1.История создания сенсорных садов и их основные функции

Человечество начало использовали садовую терапию с древних времен: сенсорные были неотъемлемой частью территориальной организации реабилитационных учреждений и зоны отдыха общего доступа1. Считалось, что природа обладает целительными свойствами, элементы которой: растения, солнечный свет, вода, песок, пение птиц, животные и многие другие ее компоненты, использовались в качестве терапевтического дополнения к традиционному методу лечения. На всем протяжении развития человечества познание пространства представляло собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой для получения чувственного опыта.

Так, в Древнем мире искусство врачевания включало в себя знания о стихиях — первоэлементах природы (это учение было свойственно натурфилософам Древней Индии, Греции и Рима) и учения о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела. Позже они были заимствованы арабской и европейской медициной. С водой жители Дальнего Востока связывали представление об очищении внутреннем и внешнем. Вода была универсальным лекарством, особенно дождевая вода и роса, которые у многих народов считались пришедшими с неба. Омовение водами рек было частью священного ритуала. «Воды полны исцеления, воды исцеляют болезнь» — говорится в Атхарваведе2.

О лечении музыкой повествуют мифы и древние медицинские тексты многих народов. Исцеляющее действие «истинной» музыки древних, несущей уравновешенность и гармонию инь и ян, отражено в сочинениях философов и врачей Древнего Китая. В « Каноне о внутреннем» («Хуанди нэйцзин», III в. до н.э.), одном из древнейших произведений китайской медицины, содержится глава, представляющая собой параллель к сочинению «О воздухе, водах и местностях».

В Древнем Египте животные часто призывались на помощь людям в терапевтических целях.

Особый интерес представляют монастырские сады. Согласно христианским представлениям, первооснова сада — рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. «Еще одна характерная черта рая — это, в представлениях всех времен, наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию — всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.»3.

В Европе сенсорные сады впервые появились в контексте садов, позволяющих людям с ограниченными возможностями проводить реабилитационные мероприятия. В интервью, которое исследователь провел с Jane Stoneham4 (9-го августа 2006), автор книги, «Ландшафтный дизайн для Пожилых и инвалидов»5, утверждала, что начальная идея сенсорных садов была получена из садоводческой терапии, которая возникла в Соединенном Королевстве в 1970-х. Садоводческая терапия фокусировалась на специальных средах, т.е. больницах и модулях реабилитации и, в результате разрабатывалась более быстро, чем сенсорные сады. Stoneham добавила, однако, было уделено не достаточно внимания проекту этих садов. Первые сенсорные сады часто располагались в общедоступных парках, потому что местные власти решили, что это был способ показать, что они реализовывали стратегии доступной среды. Однако действительность была такова, что они были расположенными небольшими зонами, часто как «Сад для Слепых». Со временем отношение общества к нетрудоспособности изменилось, также, как и функция, и пользователи сенсорного сада. Любой проект для инвалидов должен стремиться помогать преодолевать стереотипы.

С середины 1970-х общество Великобритании изменило отношение к сенсорным садам. В 1978, Министр Соединенного Королевства по вопросам людей с ограниченными возможностями, Alfred Morris сказал, «Самый простой способ вызвать бунт в любой местности в Великобритании будет состоять в том, чтобы обращать внимание на здоровых людей в диагностических целях и применять те же методы, которые теперь применяются к людям с ограниченными возможностями. Stoneham6 (2006) добавила, что в 1980-х, слабовидящие люди бросили вызов начальным идеям о «садах для слепых», потому что проблема того, чтобы быть отдельными от здоровых людей начинала оспариваться. Теперь широко подразумевается, что инвалиды не хотят быть отдельными от здоровых людей. Идея состоит в том, чтобы интегрировать зеленые области, которые позволяют расширять процесс восприятия общими для людей с разными возможностями (O’Connell и Spurgeon, 1996)6.

Подводя итог исторической справке, напрашивается сделать вывод о том, что в процессе формирования подходов и методов восстановительного лечения сложилось единое направление — экотерапия (природотерапия), включающая в себя: натуротерапию, климатотерапию, контакт с живой и неживой природой7. Также можно предположить, что итогом историко-педагогических, медицинских, философских, социально-политических поисков формы и образа терапевтически ориентированного сенсорного пространства может стать полисенсорный сенсорный сад, ориентированный на разные группы пользователей. Сенсорный сад — это взаимодополняющие и взаиморазвивающие шесть сенсорных составляющих (осязание, обоняние, вкус, слух, зрение, земное тяготение), существующих в едином сенсорном пространстве10. Каждое сенсорное пространство предполагает определенные типы общения. В этом смысле любое сенсорное пространство социально, оно создает определённый план бытия социума8. Объединив высказывания в области коррекционной педагогики и такие понятия, как предметно-пространственная среда и визуальная среда, можно предположить, что сенсорное пространство (от лат. sensus — чувство, ощущение) — это особая организация окружающей среды, состоящей из совокупности различного рода стимуляторов, воздействующих на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы9. В процессе изучения предметно-пространственных ситуаций происходит совершенствование, развитие и усвоение зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий, формирующие сенсорные эталоны.

Сенсорный эталон — понятие, разработанное в России А. В. Запорожцем, в рамках теории формирования перцептивных действий, и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественно-исторического развития и затем предложены ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств10.

Особую роль в появлении в России сенсорных садов сыграл Вернадский В. И. Его стратегия, по мнению многих ученых нашего времени, должна стать стратегией выхода человечества из экологического тупика истории»11. Отметим, что под ноосферным образованием мы понимаем опережающее образование, создающее условия для развития Человека с коэволюционным мировоззрением, чувствующего и осознающего себя частью Космоса, несущего ответственность за жизнь в любом ее проявлении12.

В мировой научной литературе сенсорный сад начал изучаться примерно в то же время что и в России. Он рассматривается как автономная территория, которая концентрирует широкий спектр процессов восприятия. Такая территория, обеспечивает ценный ресурс для широкого спектра пользователей, от образования до воссоздания“13. Shoemaker14 утверждал, что „сенсорный сад не может быть разработан, не рассматривая человека. В отличие от традиционных садов, которые предназначаются, чтобы наблюдаться издалека, сенсорные сады вовлекают посетителя в касание, запах и активно связывают сад со всеми чувствами человека. Что делает сенсорный сад отличающимся от какого-либо другого сада? «Единственная разница в сенсорном саду — то, что все эти компоненты, (трудное и мягкое озеленение, цвета, текстуры и дикая природа), должен быть тщательно выбран и разработан, чтобы обратиться к смыслам таким способом, которым они обеспечивают максимальную сенсорную стимуляцию»15.

В последние годы в мире возрос интерес к сенсорному развитию человека, особенно применительно к детям, имеющим умственные и физические отклонения1.

На сегодняшний день в США и Великобритании садовая терапия широко используется при реабилитации людей всех возрастов и различной специфики заболевания.

В России актуальность «Сенсорного сада» («Сада ощущений») только набирает обороты. Запущена государственная программа «Доступная среда» на 2011—2015 гг. Благодаря активистам и волонтёрам разрабатываются и воплощаются в жизнь проекты сенсорной среды: «Сенсорный сад» для детей с физическими недостатками в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке, в Псковской области16.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сенсорные сады: теория и практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

ДинееваА. М. Сенсорный сад как неотъемлемая часть территориальной организации реабилитационных учреждений и зоны отдыха общего доступа // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. Вып. №3 (16).С.11—14

2

Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский дом, 2003. 272 с.

3

Лихачев Д. С. О садах. Сад и культура Европы: избр. соч.: в 3 т. Л.: Худож. лит., 1987. Т.3. 520 с.

4

Stoneham, J. (1997) Health benefit. Landscape design: Journal of Landscape Institute, No 249, February 1997

5

Stoneham, J. (1996) Grounds for sharing: A guide to developing special school sites. Winchester: Learning through Landscapes.

6

O’Connell, J. and Spurgeon, T. (1996) Gardens for all. Landscape design: Journal of Landscape Institute, No. 249, April 1996.

7

Киселева Т. В., Грунина С. О. Экотерапия как средство коррекции страхов детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата: учебно-методическое пособие / М.: ФОРУМ, 2011. 64 с. (Высшее образование).

8

Пигров К. С. Философия в сенсорных пространствах // Звучащая философия: сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 147—158.

9

Дизайн: Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.; под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004. 288 с.

10

Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.

11

Вернадский В. И. и ноосферная парадигма…, 2013, т. 1, с. 20

12

Сикорская Г. П. Первый шаг в ноосферу: от экологического образования к ноосферной модели развития школы / Г. П. Сикорская, В. А. Ипполитова. — Екатеринбург: Раритет, 2007. — 85 с.

13

Sensory Trust http://www.sensorytrust.org.uk (Assessed Sept 2010)

14

Shoemaker, C.A (2002) Interaction by Design: Bringing people and plants together for health and well-being. An international symposium. Ames: Iowa State Press.

15

Lambe, L. (1995) Gardening: A multisensory experience. In J. Hogg and J.Cavet (eds.) Making leisure provision for people with profound and multiple learning disabilities. London: Chapman and Hall.

16

Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: книга для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 144 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я