Взгляд на субъективные факторы как на играющие решающую роль в историческом процессе и в организации
человеческих объединений был доминирующим в истории социальной мысли и остаётся таковым в современном западном мире.
Наиболее высоко развитые
человеческие объединения стали превращаться в сборище социальных актёров.
Они суть законы
человеческих объединений, структурирования этих объединений, функционирования и взаимоотношений их частей, поведения людей как членов этих объединений и т. д., короче говоря – законы социальных объектов.
Для самосохранения
человеческих объединений, для упорядочивания совместной жизни больших масс людей и для управления ими жизненно важно то, что и как люди думают о социальных явлениях.
Идеология навязывается членам
человеческих объединений и так или иначе препятствует познанию социальных явлений.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хмелевод — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Возможности
человеческого объединения удовлетворять потребности своих членов неравномерны.
Выделение этносов среди других
человеческих объединений осложняется отсутствием чётких критериев для их вычленения, разнобоем во мнениях учёных по этому вопросу.
По-видимому, вполне оправданно считать таким более общим понятием
человеческое объединение.
Или, например, если вы в определение понятия «общество» включили в качестве одного из определяющих признаков наличие в
человеческом объединении государственной власти, то из этого следует, что всякое общество имеет государственную власть, и если в объединении нет такой власти, то объединение не есть общество.
Главная трудность в сфере социальных исследований состоит не в том, чтобы делать какие-то сенсационные открытия неведомых фактов, наподобие микрочастиц, хромосом, генов и т. п. в естественных науках, а в том, чтобы увидеть значимость общеизвестных и привычных явлений, осмыслить их и обнаружить именно в них закономерности грандиозных исторических процессов и огромных
человеческих объединений.
Они суть нормальный и абсолютно необходимый элемент
человеческих объединений.
Именно потому, что представляет собой государственное образование, качественно отличающееся от
человеческих объединений догосударственного типа.
Любое
человеческое объединение существует постольку, поскольку в нём есть отношения между индивидами.
В
человеческих объединениях возникают и функционируют различные идеологии, обладающие различными характеристиками.
Так что можно говорить об идеологическом состоянии
человеческих объединений.
Но и просто
человеческие объединения начались с достаточно тоталитарных условий.
Здесь нужно отметить, что суфии не утверждают, будто их группы каким-то образом стоят выше всех остальных разновидностей
человеческих объединений.
Без неё публичная власть вообще не могла бы существовать в условиях сложнейших
человеческих объединений, какими являются западные страны.
Формы
человеческих объединений разнообразны: дружба, производственные нужды, фирмы, клубы, церкви, секты, братства; объединяются иногда люди и в преступных, и в военных целях.
Ничто не мешает обществоведам выделять особые типы взаимодействия между людьми и строить на них относительно простые теории взаимодействия между людьми и возникающие на их основе качественно различные
человеческие объединения.
По общепринятому мнению (но есть и другие точки зрения), в результате этнотрансформационных процессов произошло разделение
человеческих объединений на этнические общности: племена, народности, народы.
Только с позиций специальных юридических познаний о государстве понятно, что процесс повышения успешности человеческого поведения сопряжён с объективной необходимостью двух оптимизаций: между пространственными условиями и организованностью
человеческого объединения и между потребностью человека и организованностью общества для извлечения пользы от ресурсов пространства.
Таким образом, широкий смысл слова «социальное», пригодный для теоретических построений, может означать «скоррелированное», раскрывая механизм возникновения
человеческих объединений.
Эта аналогия уже использовалась при построении совокупности абстрактных
человеческих объединений, возникающих на основе различных видов общения.
По мере развития производства и общественных отношений, проходя этапы создания и распада
человеческих объединений, общество неуклонно движется по пути глобализации: от племён к государствам, далее – к союзам государств и, наконец, к всемирному содружеству народов, которое как любая дееспособная система нуждается в подчинении эффективному управляющему органу.
Вполне осознанные попытки выявить и систематизировать средства достижения эффективного функционирования
человеческих объединений – политических, хозяйственных, образовательных – можно встретить уже в самых ранних памятниках письменности.
Потому что у разных авторов, пишущих о
человеческих объединениях вообще и руководстве и подчинении в частности, интерпретации одних и тех же процессов и явлений зачастую не то что не совпадают, но прямо противоречат друг другу.
Более подробно о том, что может влиять на развитие кооперативного взаимодействия и по каким показателям можно судить о внутренней динамике
человеческих объединений, мы будем говорить в главе 6.
Этот феномен прослеживается на разных уровнях человеческих общностей – и в узком кругу близких людей, и в многолюдных деловых компаниях, и в крупномасштабных
человеческих объединениях, и в отдельных государствах, и в глобальном мире.
Так целью науки, т.е. теоретического освоения мира как неисчерпаемого ансамбля предметов, является установление истины, т.е. суждения, соответствующего сущности тех или иных предметов, входящих в тот или иной объект человечества как субъекта, а целью морали как практического отношения людей к человеческому миру выступает создание, развитие и сохранение человеческой (адекватной для развития человека) иерархии ценностей, могущих и долженствующих выступать однозначными общечеловеческими ориентирами в отношениях друг другу как отдельных людей, так и этносов, обществ и любых других исторических
человеческих объединений, т.е. в сфере нравственности.
Виртуальные действия, будучи действиями в самых различных сферах
человеческого объединения, выполняют идеологическую функцию.
Указывает, что время отдельных личностей прошло и настала пора
человеческих объединений: партий, союзов, международных корпораций и т. д.
Все социальное, не относящееся к деловым функциям клеточек, вынесено во вне и образует в масштабах
человеческого объединения то, что называют гражданским обществом, гражданской демократией.
– Все
человеческие объединения выстраиваются по принципу пирамиды.
Все от плодородных земель, водных, лесных и других огромных богатств до
человеческого объединения наций, находится там.
Каждая такая частица вещает сама себя другим, участвуя в создании поля ноосферы невиданной прежде плотности и разношёрстности, где переплетается в одном сложном рисунке духотворчество, дьяволотворчество и богосотворчество
человеческих объединений и одиночек.
Старейшины, короли, лидеры, полководцы, те, кто возглавлял
человеческие объединения, имели много имён.
Наконец, здесь уместно напомнить и о движении за создание новой культуры – «культуры
человеческого объединения», получившей отклик среди части американской молодёжи [Reich, 1971].
Я различил коммунизм идеологический (коммунистический идеал) и коммунизм реальный, т. е. тот социальный строй (или тип социальной организации
человеческих объединений), который получается на самом деле при попытке воплотить идеал в жизнь, причём получается в силу объективных социальных законов, не зависящих от сознания и воли людей.
Они суть законы
человеческих объединений, структурирования этих объединений, функционирования взаимоотношений их частей, поведения людей как членов этих объединений и т.п., короче говоря, – законы социальных объектов.
При этом, поскольку полис в любом случае был высшей формой
человеческого объединения, его надо было сохранить.
Несмотря на многочисленные расхождения в трактовке этого термина большинство исследователей признают её необходимость, как составного элемента
человеческого объединения.
Всё более глубоко изучается известная зависимость биосферы и социальной организации
человеческих объединений от непосредственного воздействия солнечной активности, её ритмичности, асимметрии, вспышек, влияния лунных циклов и других космических факторов.
Первая – упомянутые группы возникали не изолированно от общества вроде первобытных племён, а уже в достаточно развитых
человеческих объединениях.