Глупый критик и глупый читатель всегда видит в писателе не лицо его, а обязательно бородавки или родинки.
Под их <критиков> руками большие писатели делаются маленькими, глубокие — мелкими и мудрые — глупыми.
Белинский, бесспорно, обладал главными качествами великого критика… <…>Эстетическое чутье было в нем почти непогрешительно; взгляд его проникал глубоко и никогда не становился туманным. Белинский не обманывался внешностью, обстановкой — не подчинялся никаким влияниям и веяниям; он сразу узнавал прекрасное и безобразное, истинное и ложное и с бестрепетной смелостью высказывал свой приговор — высказывал его вполне, без урезок, горячо и сильно, со всей стремительной уверенностью убеждения.
Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время.
Истинного и сильного таланта не убьет суровость критики, так же как незначительного не подымет ее привет.
Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же.
Критика у нас считается самым лёгким ремеслом; за неё берутся все с особенной охотой, и редко кому входит в голову, что для критики нужно иметь талант, вкус, познания, начитанность, нужно уметь владеть языком.
Наша критика должна быть гувернёром общества и на простом языке говорить высокие истины.
Творчество, по своей сущности, требует безусловной свободы в выборе предметов не только от критиков, но и от самого художника.
Самый гений имеет надобность в критике, показующей его совершенства и недостатки.
Если есть хоть один человек, не доступный критике, это не гласность. Если есть хоть одно событие, о котором нельзя говорить, это не гласность. Если в тюрьме сидит хоть один человек заведомо невиновный, это не гласность. Если есть хоть одна запрещенная книга, это не гласность. Если есть хоть одно имя, которое нельзя упоминать (Сахаров или Брежнев — неважно), это не гласность.
Право критики налагает обязанность беспощадно критиковать не только действия врагов, но и недостатки друзей.
Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
Бездарные люди — обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного, и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.
Но как же критика Хавроньей ни назвать,
Который, что ни станет разбирать,
Имеет дар худое только видеть?
Таланты истинны за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты;
Одни поддельные цветы
Дождя боятся.
Как жесткого подрезает слабые крылья резкая, хотя бы и справедливая, критика и какую бодрость и надежду вливает иногда незначительная похвала.
Критика — это производственное совещанье,
А не банкет и не суд полевой.
Литература без критики подобна улице без фонарей.
Мы всех зовем,
чтоб в лоб,
а не пятясь,
критика
дрянь
косила.
И это
лучшее из доказательств
нашей
чистоты и силы.
Критика — не только суд над прошлым и настоящим, но и предсказание будущего: пророчество.
Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия, распадается в прах от движения воздуха.
Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы.
Кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями.
Народ — судья искусству. И задача критики — быть выразителем высших художественных требований народа.
Но если уж человеческий дух решится понять и оценить то, чем пленяется невольно, дознаться причин собственного наслаждения, то непростительно ему остановиться на полдороге: бесстрашная добросовестность и отчетливость до конца — вот главные достоинства критики в обширном смысле, которая, несмотря на вопли ее противников, никому еще не сделала зла.
Для аналитика, будь он человек ученый или критик, метод составляет половину таланта.
Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов
КРИ́ТИК, -а, м. 1. Тот, кто подвергает разбору, оценке чьи-л. действия, поведение и т. п.
Все значения слова «критик»Недаром остро стоит вопрос, что такое современная литературная критика, есть ли она, нужна ли вообще.
Оптимистическая идея линейно—поступательного развития человечества стала подвергаться критике.
Каждый мог подвергать критике любой проект, предложенный кем-либо из коллег.