Как мир
человеческой субъективности он гораздо более богат, чем мир человеческих чувств, мыслей, переживаний.
Но тогда приходится признать, что природа есть то, что обусловлено
человеческой субъективностью.
Она возникает на пересечении
человеческой субъективности и независимой бытийственности произведения.
Запоздалое обретение этих базовых научных категорий происходило на фоне открытий более общего характера, сделанных для себя отечественной исторической наукой перестроечного и постперестроечного времени, в числе которых одним из самых заметных стала проблема
человеческой субъективности в истории.
По мере углубления в сферу
человеческой субъективности античные философы всё больше задавались вопросами: какова природа человека?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сиенитовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Специфика культуры – в её роли опосредования мира бесчеловечной объективности природы и мира спонтанной
человеческой субъективности, в результате чего возникает третий мир объективированных, вписанных в природу человеческих импульсов и очеловеченной природы.
Чем дальше и глубже продвигается этот процесс, тем более развитой оказывается
человеческая субъективность.
Неискоренимая двойственность эпикуреизма – выдвижение в нём на первый план
человеческой субъективности и одновременно «умаление» человека – отразилась и на понимании философии.
Понятно, что таким сущим является лишь человеку и в философии формируется поэтому новая онтология – онтология
человеческой субъективности, бытия человека в мире.
Но, к сожалению, полностью предохранить систему от проникновения
человеческой субъективности и противоречий, от которых, как предполагается, эта система и должна защищать, невозможно, и в этом – самая большая её слабость.
Ведь реальность, описываемая гуманитарным знанием, не только не может существовать без человека как духовного субъекта, но и сама, будучи результатом духовного созидания со стороны человека, содержит как частицу духа, так и частицу
человеческой субъективности.
Ведь освобождение от внешних принуждений и необходимостей в философской традиции означало лишь беспрекословное подчинение внутренней необходимости, внутренней очевидности, внутренней логике, собственному разуму, которые почему-то считались аутентичным выражением
человеческой субъективности.
Разум же воспринимается как стержень
человеческой субъективности.
Утверждалось, что
человеческая субъективность формируется взглядами, интересами, вкусами.
Проблемыдуховности, развитой
человеческой субъективности волновали русских религиозных мыслителей.
Осмысливается
человеческая субъективность, присущий человеку мир мысли, воли, чувств…
Идея независимости и особости различных ипостасей
человеческой субъективности постепенно входила в сознание европейских мыслителей.
Под
человеческой субъективностью понимаются богатство внутреннего мира человека, разнообразие и глубина его интеллекта, волии чувств.
Данная работа посвящена исследованию структур
человеческой субъективности.
Подобное избегание темы
человеческой субъективности едва ли вызывает большое удивление.
Что
человеческая субъективность является самостоятельным, сложным и многомерным измерением, заслуживающим отдельного изучения.
Благодаря этим открытиям на наших глазах происходит сближение психоанализа как исследования
человеческой субъективности с экспериментальной нейронаукой, изучающей материальный субстрат этой субъективности.
Так, в четвёртой главе речь пойдёт о том, как нюансированная концепция
человеческой субъективности помогает более глубокому пониманию современных религиозных процессов.
Во время путешествия вы становитесь объективным свидетелем
человеческой субъективности.
Вновь перед нами игнорирование
человеческой субъективности, которая оказывается ненужной в этой погоне за статусом и престижем.
Предыдущая глава закончилась осторожной критикой в адрес нейропсихоанализа, связанной, в частности, с его недостаточным вниманием к специфике и уникальности
человеческой субъективности.
Знак заменяет систему, прокси заменяет реальность, а игрушечная модель заменяет бесконечную сложность
человеческой субъективности.
В обобщённом виде понятие «цивилизация» может рассматриваться нами как обусловленный природными основами жизни, с одной стороны, и объективно-историческими её предпосылками, с другой, уровень развития
человеческой субъективности, проявляющийся в образе жизни индивидов, в способе их общения с природой и себе подобными.
Многие из нас пришли к осознанию того, что абсолютный детерминизм, линейные связи и зависимость от эксплицитно выраженных характеристик сциентистского толка плохо сочетаются с реальностью
человеческой субъективности – основной сферы приложения наших усилий.
В своём стремлении ограничиться сферой строгой науки он сам, на мой взгляд, не во всём логичен, когда выводит за её пределы
человеческую субъективность и условия её формирования.
Однако от человека, т. е. от «меры», можно вновь вернуться к самим вещам, теперь уже измеренным
человеческой субъективностью, чтобы попытаться найти в них отклик и согласие.
Поскольку интуиция вселенной (как «насыщенного феномена») превосходит гипотетическое суммирование всех её частей, которые в любом случае недоступны
человеческой субъективности, предпринимающей подобное суммирование, идея последовательного синтеза должна быть заменена тем, что могло бы быть названо «моментальным синтезом» («синтезом сопричастия»), который «предшествует» и трансцендирует все возможные (ненаблюдаемые и воображаемые) компоненты вселенной, заменяя таким образом интегрирование образа вселенной посредством разнесённых во времени актов осознания: «предвидение», как обращённое во времени синтезирование данных сознания, заменено экзистенциальным синтезом переживания фактичности существования в сопричастии со вселенной.
Но, если внимательно присмотреться, то отчётливо видно, что строгость дискурсивного вывода здесь заменена другой модальностью
человеческой субъективности – верованием в существование ансамбля миров.
XX век стал эрой прорыва и технологических чудес во всех сферах; но он является также и эрой глубокой интроспекции и исследования нашей общей
человеческой субъективности, а результат этого исследования воплотился в том, что сегодня известно нам как глубинная психология.
Все смутные идеи, считал он, – продукты сугубо
человеческой субъективности, поэтому они ложны.
Основой неоплатонизма является, несомненно, феноменология
человеческой субъективности.
Именно в русской философии (конкретно, в философии всеединства) наиболее полно воскрешаются и творчески развиваются главные принципы «платоновской» модели
человеческой субъективности.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на огромную литературу, посвящённую теме «сознания» и «субъективного», тем не менее, не существует полной и всеобъемлющей теории
человеческой субъективности (основанной на данных интроспекции), которая бы систематически, с единых позиций давала описание и истолкование строения, состава, и фундаментальных онтологических свойств сферы субъективного человека.
Она характеризуется рядом свойств, таких как отмеченная выше рефлексивность, а также произвольность (способность к саморегуляции, самодетерминации), способность использования абстракций сколь угодно высокого уровня (это свойство, в частности, отличает
человеческую субъективность от весьма вероятно также существующей субъективности животных – хотя животные способны пользоваться абстракциями, но уровень доступных им абстракций всегда ограничен).
Именно в философии немецкого идеализма впервые можно наблюдать, каким образом история из простого описания фактов и событий возвышается до универсального обозначения особого, созидаемого
человеческой субъективностью мира – мира, противоположного природному и охваченного духовными преобразованиями.
Нижняя граница социального универсума – это тот предел дробления
человеческой субъективности на дурную бесконечность социальных функций, при которой человек …вполне созрел для того, чтобы его утратить в пользу уже не социальной, а телесно-технологической вещи – машины…
Отличительной особенностью
человеческой субъективности является то, что наряду с эмоциональным компонентом в оценке информации существенную роль играют словесные символы.
Самостоятельность познающего сознания выражается как противостояние
человеческой субъективности объективному ходу вещей, в сознании присутствует то, что его отличает от объективной истины, – моментне-истины, иллюзорности.
Диалектическое постижение действительности требует снятия отчуждения, поскольку истина состоит в том, чтобы вести себя в сфере вещей не так, как будто это нечто чуждое
человеческой субъективности.
Художественный материал в процессе игрового отношения с мастером приобретает новые «очеловеченные свойства», т. е. он начинает нести на себе печать
человеческой субъективности; в художественном творчестве происходит становление художника как мастера искусной деятельности.
Человеческая субъективность охватывает все – от великого до незначительного.
Смысл – категория
человеческой субъективности, и при увязывании смыслов с переживанием и оценкой опыта становится понятно, что затруднительно раскрыть категорию «смысл», не обращаясь, в частности, к понятиям «субъективность», «экзистенция», «индивидуальная психология» и «социальная психология», ибо в смыслах имеется и трезво, рационально выраженное содержание, и содержание, духовно и душевно, трепетно и пристрастно выношенное натурами людей.
Особенно под действием внутренней самоорганизации со стороны
человеческой субъективности.