Представленная книга-первая научная монография по дифференциальной психофизиологии и психологии в их интеграции с психологией
целостной индивидуальности.
Так именно дифференциальная психофизиология стала лейтмотивом новой субъектоцентрированной психологии
целостной индивидуальности.
Они, по современной методологии, могут быть познаны только при включённости
целостной индивидуальности в развивающуюся деятельность.
Представленная читателю работа посвящена типологическим аспектам психологии и психофизиологии
целостной индивидуальности.
Эти факты отражают единство индивидных и общеличностных характеристик
целостной индивидуальности в поведении.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вмуровывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если использовать критерий абсолютности познания, то
целостная индивидуальность, подчиняющаяся одной и той же интегральной закономерности, должна, по-видимому, исключать всякую специфику.
Специальное изучение новой для типологических исследований проблемы
целостной индивидуальности имело в отечественной психологии непростую судьбу.
Введением в науку нового объекта изучения –
целостной индивидуальности, где интегративные свойства нервной системы изучались в деятельности, в поведении – тем самым приобретали качества системности.
Ответы на эти вопросы читатель сможет сформулировать, ознакомившись с результатами обобщённых в монографии многолетних системных исследований
целостной индивидуальности.
Наши теоретико-экспериментальные разработки в области исследования
целостной индивидуальности позволяют применять их в практике.
Наши собственные исследования составили отдельное – субъектоцентрированное – направление изучения психофизиологии и психологии
целостной индивидуальности.
Иной вариант
целостной индивидуальности рассматривал B.C. Мерлин.
Разработанный им принцип детерминизма психического позволяет рассматривать «совокупность внутренних условий», или
целостную индивидуальность, в многоаспектных качествах, в плане соотношения внешнего и внутреннего, всеобщего, особенного и единичного, а также в ракурсе общепсихологических проблем психологии развития.
Дифференциальная психофизиология и её «смежные» отрасли – дифференциальная психология, генетическая психофизиология, психогенетика, психология
целостной индивидуальности, экологическая психология индивидуальности, дифференциальная акмеология – до сих пор идеологизированными специалистами ошибочно воспринимается как физиология, не имеющая отношения к открытию фундаментальных законов психики.
Кроме того, специальные исследования открыли реабилитацию людей в профессиональном эколого-психическом выгорании, в создании стрессоустойчивости человека как типологического качества психологии
целостной индивидуальности.
Эти предвидения, отражённые, конкретизированные и валидизированные в теоретико-экспериментальных работах моего направления, сбылись в результатах представленных в книге 40-летних академических исследований субъектоцентрированной психологии
целостной индивидуальности.
Поскольку конкретные исследования 50 лет, изложенные в данной монографии, являются развитием дифференциальной психофизиологии для фиксации законов зарождения и развития психологии
целостной индивидуальности, я посчитала необходимым уже в предисловии к книге ответить на вопрос, поставленные в названии главы.
Изучение
целостной индивидуальности как нового объекта типологических исследований стало необходимым из-за кризиса традиционных аналитических представлений о «мозаике» основных свойств нервной системы при отсутствии их внятного психологического отражения.
Резюмируя представленные материалы, подчеркну, что способностью образовывать своеобразие
целостной индивидуальности обладает субъект, имеющий в «жёстких» звеньях индивидуальности эволюционно «слитые» паттерны свойств организма, индивида и личности, которые образуют единство (целостность) в субъекте психической деятельности.
Создано новое направление психологических наук – дифференциальная акмеология, объект которой – гармоничность
целостной индивидуальности как предиктор результативности, эффективности, продуктивности деятельности и, шире, жизнедеятельности зрелой личности.
Представленная глава – попытка рассмотреть сегодня традиции и тенденции развития дифференциальной психофизиологии с новым её объектом исследований – типологическим своеобразием психологии и психофизиологии
целостной индивидуальности.
Это «имя», этот «символ
целостной индивидуальности» человек учится «произносить» своей собственной содержательной и полнокровной жизнью, для чего он стремится осознать и мудро соединить части своей личности в единое целое.
Важно подчеркнуть априорную аксиому всего представленного в работе: типологический ракурс многогранных проблем
целостной индивидуальности включает непременный системный аспект их анализа.
Автор выражает искреннюю благодарность сотрудничающим со мной учёным, научным сотрудникам, аспирантам, которые участвовали в реализации плана исследования, создавая временные творческие коллективы на каждом этапе проработки проблем психологии и психофизиологии
целостной индивидуальности.
Но в то же время напряженность диалектического сопряжения полюсов: я и все – в гегелевской
целостной индивидуальности раскрывает очень существенную жизненную основу художественного произведения, духовный источник становления и существования его внутреннего мира, который опирается на первичное единство всех и каждого, их неизбежное обособление и общение на основе все-таки сохраняющейся глубинной неделимости в абсолютном духе.
Поскольку конкретный ремесленник в результате своего труда опредмечивает свою
целостную индивидуальность, «постольку большинству из них была присуща не только функционально–утилитарная обоснованность, но и эстетическо–эмоциональная выразительность».
Диалектика человеческого рода и индивида в
целостной индивидуальности порождает одновременную и взаимосвязанную актуализацию понятий: поэтическое произведение и поэтический род.
Таким образом,
целостная индивидуальность представляет собою первоначальное единство, саморазвивающееся обособление и глубинную неделимость абсолютного духа и его явлений в многоразличии человеческих существований и «формирований действительности».
Человек, проявляющийся как
целостная индивидуальность, – таков центр содержания и формы произведения как художественного целого: «„Новым святым“ современного искусства становится Humanus – глубины и высоты человеческой души как таковой, общечеловеческое в радостях и страданиях, в стремлениях, деяниях и судьбах» (т. 2, с. 318), и это общечеловеческое содержание предстаёт в художественном произведении как реально объединяющее множество индивидов.