В священной истории средневековая
христианская мысль впервые ввела различие между настоящим и прошлым, радикально отличным от настоящего.
Христианская мысль дала чёткий ответ на вопрос о том, чтолежит в основе сущего.
Моей долгосрочной целью было изучить взаимоотношения
христианской мысли с естественными науками.
Разъяснив смысл сущности в рамках вероучительной системы,
христианская мысль стала терять своё «единогласие».
Однако философское претворение софийного мировосприятия на путях
христианской мысли оказывается трудной задачей, к тому же связанной, как мы видели, с изощрённой теологической проблематикой.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сиводушка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понятие личности считается во многом достижением
христианской мысли, тесно связанным с развитием триадологии и христологии в древней церкви.
Хотя в различных областях знания и практики парадигмами называют разные феномены, в принципе все эти понятия коррелируют с рождённым античной и
христианской мыслью смысловым ядром, суть которого в том, что наше познание (как минимум; как максимум – и внешняя реальность тоже) содержит образец (образцы) и созданные по этому образцу (этим образцам) творения, копии.
Важнейшей особенностью новгородско-московской ереси были характерная для всех реформационных движений рационалистическая критика послебиблейского «предания» и стремление вернуться к источникам
христианской мысли.
В строгие времена и там, где за оттенками
христианской мысли бдительно следила инквизиция, их за это вполне обоснованно могли бы обвинить в пантеизме.
Отсюда
христианская мысль, имея дело с последовательностью конкретных событий или явлений, предпринимала настойчивые попытки соотнести их с универсалиями, прибегая к средствам философии или поэзии, типологии, анагогии или аналогии, – для этих целей существовал впечатляющий, даже грандиозный набор средств.
И это необходимо помнить, когда изучается развитие
христианской мысли.
На протяжении всей истории
христианской мысли учение о добродетели постоянно развивалось; многие богословы развёртывали своё видение состава этой комплексной категории, сами эти составляющие неоднократно переосмысливались.
Совершенно неприемлемой, с точки зрения исторической достоверности, была трактовка несторианства (как, впрочем, и ряда других течений ранней
христианской мысли) в советской атеистической литературе.
Наиболее известные мыслители, титаны, так сказать, классической
христианской мысли оказались на стороне реформатской позиции.
– Течения
христианской мысли, предшествовавшие II Ватиканскому собору, отчасти подготовившие его и развитые в ходе его работы, выражали стремление преодолеть существующее положение вещей, глубоко укоренившееся в богословии и часто его тревожащее.
В то же время не подлежит сомнению, что с полной искренностью верующего чувства и
христианской мысли принимал он “чудес ное” в сообщаемых им явлениях и видениях.
Для осуществления на деле этой благочестивой и истинно
христианской мысли необходимо было тогда же указать место и основать пустынь, наподобие древних скитов с уставом пустынножительства.
Теперь, если мне удалось показать, что мы вправе рассматривать натурализм как вполне оформившуюся традицию, вернёмся к разговору об эпистемологическом статусе
христианской мысли.
Действительно, они позаимствовали (точнее – унаследовали) у
христианской мысли важнейшие свои принципы и положения – универсальность истории, закономерность истории, периодизацию истории (каждый период отличается от предшествующего и имеет специфические особенности, в целом история делится на две эпохи – мрака и света), провиденциальность истории – и, следовательно, определённую её направленность, однократность, неповторимость любого события и т.д.
Итак, II–IV вв. – период формирования
христианской мысли на основе усвоения и критики античной философской традиции.
Отметим, что IV в. – это и новая глава в истории христианской церкви, и начало становления первого этапа
христианской мысли.
С позиций античной философской культуры зарождающаяся
христианская мысль представляет собой очевидный упадок.
Однако, в рамках
христианской мысли есть противоположные мнения, опирающиеся на общепризнанные христианами священные тексты.
Независимо от приверженности к расставляемым акцентам, христианское сообщество осознавалось
христианской мыслью не только как своеобразное мистическое тело, пребывающее в умиротворённом гармонизированном состоянии, но и как определённое устройство, в котором мирское начало, так или иначе, сосуществует с духовным в «республике верующих».
Те понятия, которые были существенны для веры наших отцов (рай, чистилище, ад, заслуга, жертва, исправление, душа, искупление, суд…), словно претерпели какое-то странное затмение в обыденной
христианской мысли и проповеди.
Но меня поразило, сколько святых отцов почерпнуло у него мудрости, и как они перевели его сочинения на язык
христианской мысли.
Масштаб, с которым
христианская мысль подходит к человеку, – святость как преображение имманентного трансцендентным – таков, что в круге света оказывается не сила (тела, души, ума), а чистота.
С точки зрения этого учения далеко не все новации
христианской мысли можно было отнести к историческим заслугам.
Везде, где мы встречаемся с опытом систематизации понятий,
христианская мысль достаточно прилежно вторит античной онтологии, свидетельствуя тем самым, что она ищет уразумения той же самой реальности творения, которая – в модусе естественной досягаемости – была несокрыта и от язычников.
– Да… Это одна из главных жил
христианской мысли.
История показывает нам, что дала философия
христианской мысли, как послужила она школой мысли средневековой, как возродила и обновила она духовные силы европейского человечества, освободив его мысль от догматических пут, после того как средневековое христианство уклонилось от первоначальных чистых норм и застыло во временных, полуязыческих формах.
Исключение составляет ранняя эпоха
христианской мысли, над изучением которой трудились столько поколений учёных историков церкви и христианского богословия.
Мне хотелось описать этот переворот в жизни и сознании, это всеобщее потрясение, которое вызвала
христианская мысль, ставшая антиподом всему, что говорилось или писалось ранее.
Я не настолько разбираюсь в мировых религиях, чтобы судить, насколько фундаментально подобный нью эйдж расходится с основной
христианской мыслью, но должен сказать, что пока что ни одна философия, в том числе и христианская, не заставила меня окончательно и бесповоротно уверовать во что-то.
Вот только
христианская мысль всегда умела идти в ногу с историческим контекстом.
Какие
христианские мысли занимают мою голову, – на миг я задумался и сразу забыл, что она здесь.
Тому, кто пытается провести непредвзятый логический анализ истории христианства, бросается в глаза, что развитие
христианской мысли шло путём многообразно варьируемого разъяснения языковыми средствами того, что было заложено в первоисточнике, хотя там это и не было предусмотрено.
И как много поместится ещё из восстановленного наследия предков и достижений третьего тысячелетия
христианской мысли.
Более того, замаскировал и передал
христианскую мысль через дальневосточную премудрость.
Эта жизнь, по своему состоянию, остаётся для нас недоведомой (почему и чрезмерное о ней любопытствование является духовно нездоровым, переводящим
христианскую мысль на рельсы оккультизма).
Эти критерии лично я нашёл в области истории
христианской мысли.
В своё время меня очень беспокоил «хор» титанов классической
христианской мысли, в один голос исповедовавших пред-определение.
Эта волна породила другую волну – большое число западных исследований (особенно немецких) по истории русской средневековой
христианской мысли, по истории монашества и религиозно-политических представлений, по истории «ересей» и староверия, а особенно – по истории «иудейская мудрствующих» (жидовствующих) конца XV века.