Неточные совпадения
Я теперь передаю на память главную
мысль Витберга, она у него была разработана до мелких подробностей и везде совершенно последовательно
христианской теодицее и архитектурному изяществу.
Такова судьба всего истинно социального, оно невольно влечет к круговой поруке народов… Отчуждаясь, обособляясь, одни остаются при диком общинном быте, другие — при отвлеченной
мысли коммунизма, которая, как
христианская душа, носится над разлагающимся телом.
Я часто узнавал
мысли, знакомые мне из чтения Я. Бёме и других
христианских мистиков-теософов.
Я всегда колебался между аскетической настроенностью, не только
христианской, но и толстовской и революционной, и радостью жизни, любовью, искусством, красотой, торжеством
мысли.
Мои друзья католики в конце концов поняли, что меня нельзя считать выразителем православной церковной
мысли, что меня следует рассматривать как индивидуального
христианского философа.
Совершенно то же я встречал в западных
христианских течениях, в
мысли католической и протестантской, которая охвачена была жаждой возврата к истокам прошлого (томизм, бартианство).
В эпоху наших интерконфессиональных собраний в
христианской настроенности и
мысли Запада начали преобладать скорее консервативные течения.
Русской
мысли ближе была немецкая
христианская теософия, чем ортодоксальная католическая и протестантская
мысль.
Я старался повысить умственные интересы русской
христианской молодежи, пробудить интерес хотя бы к истории русской религиозной
мысли, привить вкус к свободе, обратить внимание на социальные последствия христианства.
Но в отношении к социальной проекции христианства католическая и протестантская
мысль полевела и приблизилась к тем или иным формам
христианского социализма, во всяком случае, пришла к социальному христианству.
Новое
христианское сознание я не
мыслил в форме создания новых таинств.
Особенно в Англии ценили мои
мысли, связанные с
христианским решением социального вопроса.
Со свойственным ему радикализмом
мысли и искренностью он признается, что осуществление
христианской правды в жизни общества привело бы к уродству, и он, в сущности, не хочет этого осуществления.
Несмелов, скромный профессор Казанской духовной академии, намечает возможность своеобразной и во многом новой
христианской философии [Я, кажется, первый обратил внимание на Несмелова в статье «Опыт философского оправдания христианства», напечатанной в «Русской
мысли» 35 лет тому назад.].
И Н. Лосский, и С. Франк, в конце концов, переходят к
христианской философии и входят в общее русло нашей религиозно-философской
мысли начала века.
Но Вл. Соловьев не был народником, и, в отличие от других представителей русской
мысли, он признает положительную миссию государства, требуя только, чтобы государство было подчинено
христианским началам.
Многие
мысли его схожи с русскими
мыслями, с русскими
христианскими упованиями.
Память смертная, о которой есть
христианская молитва, у него всегда была, он жил и
мыслил перед лицом смерти, не его собственной, а других людей, всех умерших людей за всю историю.
Но
христианский закон, одержав победу над мучительством, покорил самих мучителей и ныне остается во свидетельство неложное, что гонение на
мысли и мнения не токмо не в силах оные истребить, но укореняет их и распространяет.
Несмысленные! не ведали, что, истребляя превратное или глупое истолкование
христианского учения и запрещая разуму трудитися в исследовании каких-либо мнений, они остановляли его шествие; у истины отнимали сильную опору, различие мнений, прения и невозбранное
мыслей своих изречение.
Но ни в Греции, ни в Риме, нигде примера не находим, чтобы избран был судия
мысли, чтобы кто дерзнул сказать: у меня просите дозволения, если уста ваши отверзать хотите на велеречие; у нас клеймится разум, науки и просвещение, и все, что без нашего клейма явится в свет, объявляем заранее глупым, мерзким, негодным. Таковое постыдное изобретение предоставлено было
христианскому священству, и ценсура была современна инквизиции.
Какой нравственности нужно еще сверх вашей жизни, и последнее хрипение, с которым вы отдадите последний атом жизни, выслушивая утешения князя, который непременно дойдет в своих
христианских доказательствах до счастливой
мысли, что, в сущности, оно даже и лучше, что вы умираете.
Ведь только оттого, что это состояние всеобщего вооружения и воинской повинности наступило шаг за шагом, незаметно и что для поддержания его правительствами употребляются все находящиеся в их власти средства устрашения, подкупа, одурения и насилия, мы не видим вопиющего противоречия этого состояния с теми
христианскими чувствами и
мыслями, которыми действительно проникнуты все люди нашего времени.
Мы, все
христианские народы, живущие одной духовной жизнью, так что всякая добрая, плодотворная
мысль, возникающая на одном конце мира, тотчас же сообщаясь всему
христианскому человечеству, вызывает одинаковые чувства радости и гордости независимо от национальности; мы, любящие не только мыслителей, благодетелей, поэтов, ученых чужих народов; мы, гордящиеся подвигом Дамиана, как своим собственным; мы, просто любящие людей чужих национальностей: французов, немцев, американцев, англичан; мы, не только уважающие их качества, но радующиеся, когда встречаемся с ними, радостно улыбающиеся им, не могущие не только считать подвигом войну с этими людьми, но не могущие без ужаса подумать о том, чтобы между этими людьми и нами могло возникнуть такое разногласие, которое должно бы было быть разрешено взаимным убийством, — мы все призваны к участию в убийстве, которое неизбежно, не нынче, так завтра должно совершиться.
Говорят об освобождении
христианской церкви от государства, о даровании или недаровании свободы христианам. В этих
мыслях и выражениях есть какое-то странное недоразумение. Свобода не может быть дарована или отнята у христианина или христиан. Свобода есть неотъемлемое свойство христианина.
Мы все знаем и не можем не знать, если бы даже мы никогда и не слыхали и не читали ясно выраженной этой
мысли и никогда сами не выражали ее, мы, всосав это носящееся в
христианском воздухе сознание, — все, всем сердцем знаем и не можем не знать ту основную истину
христианского учения, ту, что мы все сыны одного отца, все, где бы мы ни жили и на каком бы языке ни говорили, — все братья и подлежим только одному закону любви, общим отцом нашим вложенному в наши сердца.
— Это будет настоящий
христианский подвиг, Татьяна Власьевна, — проговорил он, собираясь с
мыслями. — Видите, только вы сказали еще одно слово, а дух разделения уже оставил Гордея Евстратыча.
«Купель
христианская, освятив душу Владимира, не могла вдруг очистить народных нравов», — говорит Карамзин (том I, стр. 154). Ту же
мысль подробнее развивает г. Соловьев в следующих словах...
Граф. Отчего же там и не продолжать службы?.. На каком основании и на каких данных пришла вам в голову
мысль искать настоящего места? Здесь надобно иметь
христианские чувства,
христианское направление.
Христианское учение не знает таких молитв. Оно учит тому, что молитва необходима не как средство избавления от мирских бедствий и приобретения мирских благ, а как средство укрепления человека в добрых
мыслях.
Правда, риторическое и расплывчатое изложение Шлейермахера, особенно при дальнейшем развитии его
мысли, допускает различные истолкования, приближающие его учение то к спинозизму (Франк) [Имеется в виду предисловие С. Л. Франка к переведенным им «Речам о религии к образованным людям, ее презирающим» Ф. Шлейермахера (М., 1911).], то к
христианской ортодоксии, от которой лично он вообще не отступал и особенно приблизился к ней в позднейших своих сочинениях.
«Очистим чувствия и узрим» — этими словами
христианского песнопения можно выразить основную
мысль платонизма: истина открывается только любви, эротическому безумию, экстазу.
Тем не менее участники мистерий нечто получали — какую-то природную благодать, но какова она, трудно выразить в категориях
христианской религиозной
мысли, и мы не ставим себе эту задачу.
Мысль эту Франк подкрепляет и разъясняет многочисленными ссылками на языческих и
христианских писателей (Сенека, Платон, Аристотель, Цицерон и др., Дионисий Ареопагит, Таулер, Иоанн Дамаскин, Бернард и др.).
Влияния неоплатонизма, сознательные или бессознательные, обладают большой живучестью и в
христианском богословии — неоплатонический уклон
мысли и чувства есть опасность, постоянно подстерегающая и
христианскую философию.
(Плотин даже оспаривает эту
мысль против якобы
христианских гностиков.)
Эта связь, которая для меня и ранее неизменно намечалась в общих очертаниях, здесь раскрывается более конкретно, и история новой философии предстает в своем подлинном религиозном естестве, как
христианская ересеология, а постольку и как трагедия
мысли, не находящей для себя исхода» (Вестник РСХД.
Историческое человечество, по
мысли Федорова, не должно ничего оставлять на дело Сына Человеческого, кроме благого примера, а
христианское откровение о Св.
Во-вторых, у стариков-мыслителей пессимизм составляет не шалтай-болтай, как у нас с вами, а мировую боль, страдание; он у них имеет
христианскую подкладку, потому что вытекает из любви к человеку и из
мыслей о человеке и совсем лишен того эгоизма, какой замечается у виртуозов.
Такой человек, как Бл. Августин, написал трактат о браке, очень напоминающий систему скотоводства, он даже не подозревает о существовании любви и ничего не может об этом сказать, как и все
христианские учителя, которые, по моему глубокому убеждению, всегда высказывали безнравственные
мысли в своем морализме, то есть
мысли, глубоко противные истине персонализма, рассматривали личность, как средство родовой жизни.
У М. Шелера были интересные
мысли о различии любви
христианской и любви платонистической, любви, направленной на конкретную личность, и любви, направленной на идею.
Традиционное теологическое понимание отрицает существование
христианской трагедии и боится самой
мысли о ней.
Русская творческая религиозная
мысль выносила идею Богочеловечества; подобно тому, как в Иисусе Христе Богочеловеке произошло индивидуальное воплощение Бога в человеке, в
христианском человечестве должно произойти коллективное, соборное воплощение Бога.
Схоластики пытаются совместить в философии наследие греческой
мысли с богословским учением, вдохновленным
христианским откровением.
Но
христианскому откровению чужды наивный реализм и логический универсализм философской
мысли.
Но все-таки проблема о Духе Святом и об Его отношении к Духу вообще существует для
мысли христианской, и она центральна.
— Его величество сам пошел навстречу вопросу, выразив
мысль, что нашему ордену ничего более не остается, как отступив от своего монашеского устройства и необходимого соединения с ним выборного начала власти, признать над собой наследственную власть одной из царствующих в Европе
христианских династий, что только при таком условии орден найдет полную поддержку со стороны
христианских государей.
Христианская мистерия искупления на известной ступени развития человечества объективируется, представляется внеположной, трансцендентной человеку и его внутреннему духовному пути [Всем сердцем, всею
мыслью, всеми действиями, т. е. всеми силами и способностями всех сынов человеческих совершаемое, и есть исполнение этого завета Христа — Сына Божия и вместе Сына Человеческого» (с. 32).
Нельзя отождествлять великий католический мир, необыкновенно богатый и многообразный, с соблазнами и уклонами папской теократической идеи: в нем были св. Франциск и великие святые и мистики, была сложная религиозная
мысль, была подлинная
христианская жизнь.
Романтическая творческая тоска глубоко связана с
христианским чувством жизни, с
христианской потусторонностью [Интересные
мысли о романтизме и классицизме можно найти в книжке Жуссэна «Романтизм и эволюция творчества», написанной в духе философии Бергсона.