О чем молчат саентологи, или О некоторых особенностях религиозных убеждений последователей Саентологии

Сергей Игоревич Иваненко

Пожалуй, это наиболее полная книга в современном мире о Саентологии, написанная в СНГ – многолетнее исследование религиоведа, доктора философских наук Иваненко Сергея Игоревича.Ряд теоретических выкладок, а также истории саентологов – Иваненко провел мощное исследование.Хотите узнать его детали?Это легко: все написано в этой книге!Она ждет Вас!

Оглавление

Моё знакомство с саентологами в качестве религиоведа

Я привык называть себя религиоведом, потому что это моя основная профессия и я занимаюсь изучением разных религий около 40 лет. Сейчас, как впрочем и прежде, иногда возникает дискуссия, что такое религиоведение, зачем оно нужно, было ли религиоведение в СССР, кого можно считать религиоведом, а кто — самозванец. Кратко выскажу свою точку зрения, не претендуя на её абсолютную правильность. Религиоведение — это наука о религии, сформировавшаяся во второй половине XIX века. Одним из первых в России слово «религиоведение» употребил Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Во время разговора с одним из посетителей он сказал, что занимается сейчас религиоведением — это самая нужная наука, а у нас её до сих пор нет14. С той поры много воды утекло, и религиоведение в нашей стране появилось. Существовало религиоведение и во времена СССР. В 1975 году я закончил философский факультет Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова15 и с тех пор профессионально занимаюсь изучением разных религий.

14 См.: Юрий Пущаев. Как в СССР изучали религию, чтобы с ней бороться // православный журнал «Фома». 2013. 4 декабря (http://foma.ru/kak-v-sssr- ).

15 М. В. Ломоносов (1711—1765) внёс значительный вклад в объективное изучение религии, в его «Древней Российской истории» даётся описание дохристианских верований и мифологии восточных славян в сравнении с античным язычеством, а также приводятся ключевые события церковной истории.

Во время обучения специализировался на кафедре истории и теории атеизма и религии (ныне называется кафедра философии религии и религиоведения).

При кафедре был научно — методический кабинет, где была и Библия, и немало богословской и религиозно-философской литературы. У любознательных студентов была возможность познакомиться и со Священным Писанием, и с авторитетными комментариями к Библии. Я в полной мере воспользовался этими возможностями и постарался уже на студенческой скамье проштудировать Библию.

Иногда несведущие люди утверждают, что в СССР не было науки религиоведения, а существовал только научный атеизм. Это не так. Мой научный руководитель Дмитрий Модестович Угринович (1923—1990) ещё в 1973 году выпустил книгу «Введение в теоретическое религиоведение» (М.: издательство «Мысль» — 239 с.).

От советского времени осталось немало интересных и содержательных религиоведческих трудов. Их не стоит идеализировать, в этих работах применяется (или, по крайней мере, декларируется) марксистский подход к изучению религии. Но немало и реальных фактов, документов, объективных и здравых оценок16.

Убеждён, что религиовед — это специалист, учёный, который объективно изучает религии. Исходный и основополагающий принцип религиоведа — объективность в сочетании с конкретно — историческим анализом той или иной религии.

В религиоведческом исследовании не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым «тёмная» или «светлая» краска предназначается для описания той или иной религии, а истина считается достоянием какой-то одной конфессии. Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты; используются результаты, полученные в мировом и отечественном религиоведении. Подбор и изложение материала осуществляются с намерением как можно более точно воспроизвести историю и современное состояние изучаемой религии без того, чтобы в ней искусственно образовывались «белые» пятна17. Не менее важный принцип — использование языка веротерпимости18.

В своей религиоведческой работе, в том числе кандидатской19 и докторской20 диссертациях, я всегда стремился следовать принципам объективного подхода к разным религиям. Занимаясь проблемами религиоведения, исходил из того, что религиоведение может помочь людям преодолеть межрелигиозную нетерпимость, жить в мире, любви и согласии.

Религиоведение в такой многоконфессиональной стране, как Россия — не роскошь, а наука, необходимая для нормального существования и развития государства и общества, преодоления угрозы межрелигиозных конфликтов, гибельных для всех нас.

Убеждён, что каждая религия заслуживает внимательного изучения. Особенно пристальный интерес у религиоведов должна вызывать новая для страны религия. Важно разобраться, что принесёт в российскую духовную жизнь, культуру, систему ценностей та или иная религия. В какой степени её вероучение и религиозная практика соответствуют социокультурным особенностям России? Насколько её лидеры и последователи настроены на межрелигиозный диалог и сотрудничество? В поисках ответов на эти и другие вопросы религиовед и изучает разные религии, в том числе новые.

Мне довелось познакомиться с саентологами при подготовке в качестве руководителя авторского коллектива первого в стране справочника религиозных организаций Российской Федерации, который был издан в 1993 году21.

Надо пояснить, что в Советском Союзе не было справочников, посвящённых религиозным организациям страны (даже «для служебного пользования»). В результате появления в СССР и РСФСР законов, гарантирующих свободу совести22, и, особенно, после распада СССР, религиозная жизнь стала гораздо динамичнее, в России в изобилии появились самые разные религиозные миссии, движения и объединения. Поэтому работы у составителей справочника было очень много.

16 Приведу только один пример — фундаментальную работу Сергея Александровича Токарева (1899—1985) «Религия в истории народов мира». — М.: Политиздат, 1964. — 559 с.

17 Подробнее о религиоведческих методах исследования см.: И. Н. Яблоков. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь — минимум по религиоведению. — М.: Гардарики, 2000. — С. 22—24; История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник / В. В. Винокуров, А. П. Забияко, З. Г. Лапина и др.; Под общей ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 2002. — С. 9—15.

18 Принципиальной позицией религиоведа является признание норм и принципов свободы совести, содержащихся в Конституции Российской Федерации, а также в международных правовых документах о свободе мысли, совести, религии и убеждений, в том числе во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией объединённых наций 10 декабря 1948 года и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

19 В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-гносеологический анализ религиозной веры» (на материалах русского православия).

20 В 2002 году стал доктором философских наук, тема диссертации «Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России (социально-философский анализ)».

21 Справочник назывался «Религиозные организации России», он был издан в виде специального выпуска журнала «Обозреватель» (1993. №12 (16). 79 с. (Составители: С. И. Иваненко, А. И. Полосин, В. Н. Савельев). Затем справочник дорабатывался и переиздавался ещё четыре раза, последнее, наиболее полное издание: Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. Под общей редакцией М. М. Прусака; В. В. Борщева; Составитель С. И. Иваненко и другие. М.: Республика, 1996. — 271 с.

22 Закон СССР от 1 октября 1990 года №1689—1 «О свободе совести и религиозных организациях»; Закон РСФСР от 25 октября 1990 года №267—1 «О свободе вероисповеданий» (принят Верховным Советом РСФСР; утратил силу с 26 сентября 1997 года в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

В мои обязанности входило, в частности, изучение новых религиозных организаций, включая составление статей для справочника, поэтому в 1992 году мне довелось побывать в скромном офисе саентологов в Москве, на Воробьёвых горах.

Не зря говорят, что первое впечатление — самое сильное. Первый вопрос, который задала мне Берта, гражданка Дании, отвечавшая за общественные связи в московском офисе саентологов в этот период, сильно меня удивил. «Помните ли Вы, — спросила эта милая женщина, — что мы с Вами уже встречались полтора миллиона лет назад на Юпитере?»

Религиоведа трудно поразить каким-то вопросом, поэтому я ответил, что, безусловно, помню нашу встречу, так как её невозможно забыть.

Мой ответ понравился Берте, и я получил от неё и других сотрудников необходимую для справочника информацию.

Это знакомство с саентологами разожгло моё любопытство. На протяжении ряда лет я издал несколько книг и статей о Саентологии23, а в этой книге решил подробнее разобраться, что представляет собой Саентология в качестве религии, в какого Бога верят саентологи, в чём заключается их учение о человеке и его предназначении.

Должен предупредить читателя, что Саентология обладает собственной системой понятий, без уяснения смысла которых невозможно правильно постичь учение этой религии, а также понять, во что именно верят саентологи.

В связи с этим следующие три главы книги посвящены представлениям саентологов о Боге, учению этой религии о человеке и «Мосту к полной свободе», предназначение которого — дать возможность последователям Саентологии достичь спасения духа. И только после этого экскурса в учение Саентологической церкви у нас будет возможность подробнее рассказать о религиозных представлениях конкретных саентологов, с которыми мне довелось беседовать.

На сбор и анализ информации ушло значительное время, надеюсь, что полученные результаты будут интересны читателям.

23 См., например: С. И. Иваненко. Саентология и бизнес. Санкт-Петербург, издательство «Древо Жизни», 2011. — 152 с.; С. И. Иваненко. 30 лет служения людям. К юбилею Саентологической церкви Санкт-Петербурга. Санкт — Петербург, издательство «Древо Жизни», 2014. — 89 с.; С. И. Иваненко. Особенности деятельности по распространению Саентологии и социального служения Саентологической церкви в России // Религиозные миссии на общественной арене: российский и зарубежный опыт (коллективная монография); под редакцией А. А. Красикова и Р. Н. Лункина. — М.: Институт Европы Российской академии наук, 2016. — С. 305—313.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я