Использовались
схоластические методы обучения, когда учитель читал текст, а ученики запоминали его.
В сочинениях авторов VIII–IX вв. обнаруживаются рационалистические мотивы, важные для становления
схоластических методов познания и передачи знания, без которых невозможно представить себе становления новой – схоластической – системы образования.
Более всего его угнетал
схоластический метод обучения.
Со времени подъёма католического богословия с 1930-х годов и до настоящего времени литература по истории
схоластического метода стала более обширной, чем в предыдущие века.
Конечно, как уже отмечалось, историю и развитие
схоластического метода придётся черпать главным образом из работ самих схоластов, из их практической научной процедуры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: палеобиология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сама «Эвлогия» – очень интересное, характерное достижение
схоластического метода преподавания и изложения в начале последней четверти XII века.
Помимо трудов самих схоластов, вспомогательными источниками для историка
схоластического метода являются средневековые литературно-исторические попытки, педагогико-дидактические сочинения и особенно документы, касающиеся внешнего функционирования и техники преподавания, прежде всего учебные планы и уставы университетов, а также уставы доминиканских и францисканских орденов, занимавшихся вопросами высшего образования.
Модернизм, опирающийся на кантовскую философию и либерально-протестантскую теологию, прямо и резко противостоит самой сути
схоластического метода.
В этом предварительном определении
схоластического метода мы должны будем также отвергнуть некоторые неверные и односторонние взгляды и некоторые априорные построения, которые не соответствуют исторической действительности.
Схоластический метод являлся стержнем преподавания в средневековом университете.
Такое пренебрежительное отношение на самом деле не направлено против внутренней сути, против ядра
схоластического метода.
Эти формальные источники
схоластического метода стали более обильными в XII веке, во времена ранней схоластики.
Вторая тенденция не только присвоила основные элементы
схоластического метода, но и выступала за максимально широкое применение внешней техники схоластики в философской и богословской областях.
Если мы хотим осветить позицию церковного авторитета в отношении
схоластического метода в историческом обзоре, мы должны обратиться к Epistola: «Tacti dolore» ad Theologos Parisienses Gregors IX. от 7 июля 1228 г.
Это время первых зачатков, основания
схоластического метода как стремления приблизить тайны веры к рациональному мышлению, представить их как совокупность и единство, как систему и разрешить возникающие трудности и возражения.
При этом проблема состоит в том, что националисты полностью отрицают какое-либо другое, альтернативное трактование исторических вопросов, используя
схоластические методы, считают любую отличную от их собственной точку зрения априори ложной и не требующей дополнительных доказательств и анализа.
Такой взгляд на действительную природу
схоластического метода также объясняет различные проявления и выражения средневековой философской и теологической учёности.
Правда, в досхоластической литературе эти фактические и формальные источники
схоластического метода встречаются нечасто.
Это заметно отличает такого рода сводки от тех, которые стали появляться в пору освоения систематикой
схоластического метода в XVI–XVIII веках (см. 3.4), но они замечательным образом предвосхищают идеал «всеохватной» систематики эмпириков XIX–XX столетий (см. 5.2).
Поэтому будет нелишним более подробно рассмотреть общую характеристику
схоластического метода в XII веке, изучив научные классификации и научные доктрины этого периода, тем более что мы можем предположить, что такие трактаты содержат методологические утверждения.
Таков краткий обзор форм и способов влияния мистицизма на развитие и формирование
схоластического метода.
Из этого сжатого обзора, который носит лишь характер предварительной сводки, должна быть достаточно очевидна необходимость систематического рассмотрения и обработки ненапечатанных источников с целью изложения и оценки
схоластического метода и доктрины, отвечающей реальным обстоятельствам.
Внешняя техника
схоластического метода кратко описана в теории и применена на практике в «Flores biblici Radulfi», сохранившейся в мюнхенском манускрипте.
Он следовал лучшему, что мог дать
схоластический метод обучения, но в то же время демонстрировал самостоятельность, причём не только в порядке изложения материала, но и в его интерпретациях.
Буркард также рассмотрел
схоластический метод в работе о методе в теологической дисциплине, но без исторической глубины.
Со
схоластическим методом тесно соотносилась и основная форма университетского преподавания —лекция, целью которой, как следовало из названия, было чтение, устная передача готового знания для последующей буквальной записи студентами.
Стилистически она отлична от более раннего Scriptum и более поздней Summa theologiaeтем, что не придерживается
схоластического метода.
Если физика, химия, астрономия начинают активно применять и разрабатывать математические методы, то систематика, всерьёз осваивает
схоластический метод классифицирования (см. 3.2).
Из этого видно, что данные категории введены как часть
схоластического метода и потому являются по преимуществу логическими (Stafleu, 1969).
Данное учение было развито
схоластическим методом.
В случае, когда отсутствует способность производить действительное мышление, тогда, используя определённые
схоластические методы, можно взять некие «камни», определить их размеры, содержание, посчитать их количество, а в последующем из них можно образовать мёртвую определительную конструкцию.
Схоластический метод исследования состоял в следующем: автор задавался вопросом, а затем писал длинное и подробное изложение своего мнения относительно этого вопроса, которое должно было быть опровергнуто или переосмыслено.
Чтобы получить правильное и всестороннее представление об учёном методе «Magister sententiarum» и, в частности, ответить на вопрос, основал ли и в какой степени знаменитый парижский богослов и епископ
схоластический метод или развил его, нам придётся рассмотреть, какое место занимают разум и диалектика в «Книге сентенций» и, в частности, объяснить внешнюю технику, используемую в этом произведении.
Это предотвращало опасность и обоснованную подозрительность рационалистических тенденций и делало
схоластический метод преподавания и изложения приемлемым для позитивных и строго консервативных теологов.
Это замечание в значительной степени справедливо, если понимать
схоластический метод как внешнюю технику, внешнюю форму изложения схоластики.
В этом смысле мы можем назвать его основателем или, скорее, популяризатором
схоластического метода.
Собственная работа комментатора представлена в виде quaestiones, articuli, quaestiunculae и т. д., организованных в соответствии с развитым
схоластическим методом преподавания и изложения.
Мы должны рассмотреть систему преподавания лишь постольку, поскольку это необходимо и полезно для исторического понимания
схоластического метода.
Из всего этого можно сделать вывод, что в школах диалектики ещё до XII века и в начале нынешнего столетия проводились занятия, представляющие собой по крайней мере элементарные формы и зачатки более позднего
схоластического метода ведения диспута.
Для историка
схоластического метода интересно, если после того, как он набросал и разработал максимально чёткую картину развития, природы и ценности средневекового стремления к знанию с помощью глубокого изучения источников, он может воспринять многообразные суждения и озарения объекта своего исследования со стороны ведущих современных умов и соотнести их с эталоном реальности, распознанным с помощью исследования источников.
Эти часто расходящиеся, часто диаметрально противоположные оценочные суждения, поток вопросов, поставленных и отвеченных самым разнообразным образом, иногда вопиющий контраст этих суждений с источниками – всё это даёт историку
схоластического метода гарантию того, что история схоластики, основанная на источниках, sine ira et studio и выполненная исключительно по строго научным стандартам, – не лишняя, а очень своевременная работа.
Посмотрев, как оценивают схоластику и
схоластический метод ведущие некатолические философы современности, мы должны ознакомиться и с взглядами протестантских теологов на этот предмет, по крайней мере, в основных видах.
Ришар также подчёркивает большие дидактические преимущества
схоластического метода для преподавания и изучения науки и полезность этого метода для классификации и систематизации научных областей.
Такая негативная точка зрения отчасти основана на том, что средневековой схоластике не хватает исторического подхода, психологического понимания и научного знания, и что поэтому
схоластический метод не подходит для философских и богословских задач современности, хотя его историческое значение нельзя отрицать.
Это определение верно, если
схоластический метод понимается здесь в более узком смысле как метод преподавания, принятый в XIII веке, в частности, как внешняя техника преподавания и в значительной степени литературной деятельности этого периода.
Здесь имеется в виду формальная организация схоластики, внешняя форма, которую
схоластический метод принимал в средневековом школьном образовании.
Постепенно развиваясь,
схоластический метод создал для себя некую внешнюю технику, внешнюю форму, как бы чувственно и телесно оформил себя.
Основными источниками для изложения
схоластического метода собственно схоластики, как ранней, так и высокой, являются печатные и непечатные работы самих схоластов, рассматриваемые с точки зрения метода, научного способа работы.
Если после рассмотрения источников по истории
схоластического метода перейти к обсуждению литературы, то эта литература, если понимать под ней общие или специальные изложения истории схоластики на основе источников, должна быть охарактеризована как скудная и крайне неполная.
В «Пролегоменах» к «Догматам теологии» Петавиуса есть материал для обоснования
схоластического метода в патристике.