Рассмотрим, какие культурфилософские идеи были в первую очередь выдвинуты преобразователями
трансцендентального метода.
Трансцендентальный метод обоснования должен, по замыслу его авторов, придать всей области человеческого познания и – шире – всей человеческой культуре законосообразное рациональное единство: «Это значит: необходимо показать и в чистом виде формулировать законосообразное основание, единство логоса, ratio, во всякой такой творческой работе культуры».
В-двенадцатых, введение
трансцендентального метода отменяет старую метафору, которая описывает философию как служанку теологии, и заменяет её совершенно определённым фактом.
Этот подход называется
трансцендентальным методом философии.
Трансцендентальный метод марбургской школы включает в себя два главных элемента.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гаплоидный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Согласно марбуржцам,
трансцендентальный метод является «критическим», поскольку противопоставляет себя любой форме «догматизма», под которым понимается допущение о существовании какого бы то ни было инициирующего познание предмета помимо самого процесса познания.
Допуская последнюю, Кант сам был не свободен от догматизма и шёл в разрез с собственными принципами критического
трансцендентального метода.
В-третьих, в процедурах человеческого разума мы выявим
трансцендентальный метод, то есть базовый паттерн операций, осуществляемых в любом познавательном начинании.
В-четвёртых, мы укажем на значимость
трансцендентального метода в формулировании других, более специальных методов, соответствующих конкретным областям.
Там, где другие методы призваны соответствовать требованиям, предъявляемым конкретными областями, и использовать предоставляемые ими возможности,
трансцендентальный метод соотносится с требованиями и возможностями самого человеческого сознания.
В некотором смысле каждый знает и применяет
трансцендентальный метод, а именно – в той мере, в какой является внимательным, умным, разумным, ответственным.
Но в другом смысле освоиться с
трансцендентальным методом довольно трудно, ибо он усваивается не путём чтения книг, слушания лекций или анализа языка: он требует взвесить собственное сознание, объективировав его, а это, в конечном счёте, каждый должен сделать в самом себе и для себя.
В той мере, в какой
трансцендентальный метод объективируется, он определяет набор базовых терминов и отношений, а именно, терминов, относящихся к операциям когнитивного процесса, и отношений, которые связывают эти операции между собой.
Итак,
трансцендентальный метод выполняет эвристическую функцию.
Лишь поскольку специальные методы признают своей собственной сердцевиной
трансцендентальный метод, постольку получают признание общенаучные нормы, достигается надёжная основа для подступа к междисциплинарным задачам, и науки призываются к объединению в более широкое единство способов выражения, идей и направлений, где они получают возможность внести действительно значительный вклад в решение фундаментальных проблем.
В-восьмых,
трансцендентальный метод значим для теологии.
В-десятых, указание на роль
трансцендентального метода в теологии не добавляет теологии нового ресурса, но лишь привлекает внимание к ресурсу, которым она пользовалась всегда.
В-одиннадцатых,
трансцендентальный метод даёт ключ к единой науке.
Через самопознание, самоприсвоение и самовладение, благодаря которым выявляется базовый нормативный паттерн повторяющихся и взаимосвязанных операций человеческого когнитивного процесса, становится возможным разглядеть будущее, когда все, кто трудится во всех этих областях, смогут найти в
трансцендентальном методе общие нормы, основания и систематику, а также общие критические, диалектические и эвристические процедуры.
Ещё раз:
трансцендентальный метод совпадает со значительной частью того, что считали философией, но это не философия или не вся философия.
Оказывается, однако, что
трансцендентальный метод составляет лишь часть богословского метода: он поставляет базовый антропологический компонент, но не поставляет специфически религиозного компонента.
Следуя
трансцендентальному методу, понятие первичной причинности должно пройти чисто формальную обработку.
Этот актуальный метод есть в логике актуальный
трансцендентальный метод, который в математике или психологии конкретизируется в актуальный математический или психологический метод.
Трансцендентальный метод направлен на априорные основания возможности опыта.
Реальным исходным пунктом
трансцендентальных методов должно быть не математическое знание или так называемые синтетические суждения, априорно содержащиеся в предложениях чистого естествознания, а лишь наиболее общие определения нашего познания в единстве контекста нашего опыта.
Характерной чертой
трансцендентального метода было, по его мнению, постулирование существования каузального агентства в субъекте, агентства или деятельности, чья функция заключалась в синтезе данных чувства в объекты опыта.
Поэтому введение
трансцендентального метода не означает введения нового ресурса в теологию: ведь теологи всегда обладали разумом и всегда им пользовались.