При обсуждении результатов исследования предпочитаемых референтов
социального сравнения, а также его мотивационно-целевых и аффективных аспектов анализируются возрастные особенности проявляющихся тенденций, отмеченные у дошкольников, подростков и взрослых субъектов.
Мы подошли к механизму
социального сравнения.
Анализируются современные зарубежные концепции и методология эмпирических исследований
социального сравнения, а также результаты собственных работ автора в этой области, осуществлённых с использованием разнообразного методического аппарата: эксперимента, специально разработанных опросников, полуструктурированного интервью.
Например, в детском саду яркая эмоциональность других детей побуждает дошкольника вступить в игровые отношения с ними и освоить опыт взаимоотношений между людьми как представителями различных социальных позиций; в компаниях подростков растущий человек получает возможность
социального сравнения с «равными другими» и в результате начинает лучше понимать себя – эмоциональное переживание сходных проблем и радостей способствует формированию интереса к внутреннему миру других людей, тем самым содействуя развитию самосознания, и т. п.
Мы также можем быть подвержены эффекту
социального сравнения, когда мы сравниваем себя с другими людьми и стремимся приобрести то, что они имеют.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фанатически — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нисходящее
социальное сравнение в действительности не помогает нам, а вредит.
Социальное сравнение может вызвать чувство неуверенности в себе как родителе.
Вместо того чтобы заниматься
социальным сравнением, направьте свои мысли в более позитивное и продуктивное русло.
Отнесение себя к конкретной группе необходимо вызывает формирование феномена
социального сравнения различных групп и их представителей.
Зацикленные на
социальном сравнении используют свои знания для разработки умных и изматывающих ваши нервы способов конкуренции.
Теория
социального сравнения говорит о том, что людей привлекают те, кто на них похож в чём-то важном для них.
Люди с низкой самооценкой могут с большей вероятностью участвовать в так называемом восходящем
социальном сравнении или сравнивать себя с людьми, которые, по их мнению, лучше их самих.
Неважно, часто ли вы делаете
социальные сравнения или нет, можете быть уверены, что ваша дочь «маринуется» в них все дни напролёт.
В усилении стресса, даже при условии высоких доходов, играют роль и другие факторы, например, ценность материальных вещей, дополнительные материальные чаяния, оставшиеся нереализованными, усилившийся процесс
социального сравнения и иные жизненные перемены, ставшие следствием повышения дохода – к примеру, рождение новых детей в семье или жизнь в более дорогих районах (Barr, 2018).
Однако, как и все явления в психологии,
социальное сравнение имеет свои плюсы и минусы.
Социальное сравнение иногда может выполнять положительную функцию и повышать самоощущение человека.
Таким образом, самооценки изменяются не только в зависимости от содержания и успешности выполняемой деятельности, но и от внешних факторов
социального сравнения.
Независимо от того, насколько мы успешны, мы можем сунуть руку в карман и найти инструмент
социального сравнения, называемый смартфоном, который послушно покажет нам, что у других, по-видимому, дела обстоят гораздо лучше.
Как
социальные сравнения влияют на нашу самооценку?
Многие исследования
социальных сравнений в экономике базируются на предположении, что мы сравниваем себя с людьми, которые в чём-то на нас похожи, например по возрасту или полу.
Экономическая теория девиантности соединяет в себе теорию экономической депрессии, теорию экономической экспансии, теорию
социального сравнения.
Стремление увидеть других в негативном свете, чтобы почувствовать своё превосходство, психологи обозначают термином «нисходящее
социальное сравнение».
Восходящее
социальное сравнение не всегда плохо.
Через
социальное сравнение могут инициироваться конфликты, формироваться тенденция поддерживать, «оправдывать себя» в конфликте (так как, чтобы победить, считается необходимым оценивать себя как «положительную группу, которая правильно поступает», и отрицательно оценивать чужую группу).