Однако ему удалось конкретизировать в психологии теорию
социальной детерминации психики и разработать представление о формировании психики ребёнка в нелокальных интерпсихических взаимодействиях между людьми.
Далее сформулированы выводы, в которых, в частности, продемонстрирована возможность многомерного подхода к интерпретации полученных эмпирических результатов и обозначено направление исследовательского движения от установления взаимосвязей аспектов социальной среды с интеллектом и креативностью детей к пониманию возможных механизмов
социальной детерминации способностей.
Исходя из общепсихологических представлений об активности субъекта, его поведении и деятельности, субъективных отношениях личности,
социальной детерминации личности в обществе, в пространстве активности субъекта, впроцессе проектирования и эксплуатации технического объекта следует выделять три главные области или сферы: сферу индивидуальной активностии отношений к техническому объекту; сферу межличностных взаимодействийи групповых отношений; сферу социальной активностии отношений с социальной средой и обществом.
Взаимосвязи структурного и регуляторного понимания сознания отразились в том, что переход от функции «натуральной» к «высшей» одновременно означал и её переструктурирование, и изменение уровней осознанностии произвольности– на основе освоения стимулов-средств и перехода к «автостимуляции», воплотившей идею интраиндивидуального развития в представления о механизмах
социальной детерминации сознания.
При этом не надо думать, что я говорю о сплошной
социальной детерминации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кеш-флоу — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вместе с тем подлинная
социальная детерминация такова, что содержит в себе культурную самодетерминацию.
Скорее всего, восприятие– лишь один из этапов развития сферы
социальной детерминации психики, который заключается в познании человеком образа отражения.
Однако, похоже, установкой последний этап
социальной детерминации психики не ограничивается.
Формирование сильной программы «социологии научного знания» лишь усугубило проблему подмены изучения каузальных отношений между фактами и убеждениями описанием конститутивных отношений между сознанием и «институционализированными верованиями относительно фактов» [32], распространив изначально противоречивые модели
социальной детерминации знания на область естественных и точных наук.
Социальная детерминация процесса ориентации школьников на ценности общества имеет, по крайней мере, два аспекта: содержательный и функциональный.
Но при всём этом, даже самым осторожный исследователь не может избежать грубого и обескураживающего факта, что старый социальный уклад утвердился, представляя собой острый вопрос о влиянии
социальной детерминации на характер человеческих идей и поведения.
Эти два направления вторжения социальной среды в психику существуют параллельно на всём протяжении
социальной детерминации психической деятельности.
К внешним причинам развития обычно относят деятельность как единство воздействия на субъект объектно-социальной среды и его ответных внешних практических действий, а также социальное взаимодействие (обучение), либо только деятельность, трактуя её при этом в широком смысле слова с включением в содержание деятельности
социальной детерминации в общении и обучении (Ильясов, 2006).
Социальная детерминация может рассматриваться и как активное содействие общественной системы возникновению чего-либо, и как ограничение свободы человеческих действий, как установление нормативных, организационных, технологических пределов для целеполагания и целеосуществления.
Рациональным поведением с точки зрения подобного типа сознания является наиболее успешное решение возникающих перед людьми задач в непреложно заданных рамках внешней
социальной детерминации.
Тезис о «мире как совокупности моих ощущений», сопряжённый с познавательным релятивизмом, имеет латентную
социальную детерминацию в социальном солипсизме.
Похоже, что деформация ценностных ориентаций имеет место на последней стадии
социальной детерминации психики, когда субъективно-привлекательные представления о ценностях закрепляются и человек уже готов действовать с учётом закреплённых ценностных ориентаций.
Но поскольку
социальная детерминация возникает не только из опыта, а и из вновь поступившей информации, в последней мы можем найти и информацию установочного плана, закрепляющую и усиливающую установку; и информацию антиустановочного характера, которая может изменить установку, повлиять на неё.
Некоторые авторы пытаются расширить понятие мотива путём включения в определение
социальной детерминации побуждения: мотив – это «сформировавшееся под влиянием социальной среды и жизненного опыта личности побуждение» к действию.
Разводя эти два понятия, мы фиксируем две линии
социальной детерминации.
Прежде чем объединяться, инсайдерам и аутсайдерам, возможно, лучше было бы вступить в диалог, чтобы лучше понять
социальную детерминацию их разных перспектив, а также следствия, вытекающие из этих перспектив в свете того, что они втягиваются друг с другом в общее силовое поле.
Человеческий субъект – изначально необусловленная данность; его действия в мире и смыслы, которые он вносит, обусловлены системой
социальной детерминации.
Гетерохронность развитияразных подструктур человеческого организма и личности, имеющих разный уровень
социальной детерминации, создаёт ряд проблем адаптации человека как субъекта деятельности, приводит к трудностям функционирования и взаимодействия личности на разных возрастных ступенях.
Он писал, что общение определяет характер
социальной детерминации индивидуального развития личности и участвует в формировании всей психической организации человека.
Указанные идеи о
социальной детерминации психики человека в то же время содержат ряд не бесспорных положений, вызвавших серьёзные дискуссии в психологии [28].
Выделение ценностных ориентаций не разрешает проблемы сферы
социальной детерминации психики и её динамики, поскольку процесс развития психической сферы чрезвычайно сложен, и на примере мотивационной сферы мы в этом убедились.
Вместе с тем среда обитания несёт с собой в психику и прежний социальный опыт самого субъекта, который корректирует и отражение действительности, и следующие за ним этапы
социальной детерминации психики.
Обращаясь к
социальной детерминации процесса ориентации школьников на социально значимые ценности в современных условиях развития общества, необходимо уяснить характер современных общественных процессов.
На основании изложенного сферы
социальной детерминации психики могут быть представлены следующим образом (рис. 5).