Ранние этапы
онтогенеза человека являются во многом решающими в его дальнейшем развитии.
Людям с низкой творческой потенцией нужны большие усилия, чтобы преодолеть сформированные в процессе
онтогенеза установки на жёсткую упорядоченность и однозначность связей между предметами и явлениями.
В раннем
онтогенезе человек обычно использует обучение путём наблюдения, с возрастом начинает превалировать викарное обучение.
Тем самым возникает возможность использовать модель при анализе разных видов речевых актов, а также сделать её своего рода базовой схемой для сравнения разных этапов речевого
онтогенеза, что и будет показано ниже.
Семья имеет огромное значение для психического развития ребёнка в различные периоды
онтогенеза, но особенно важна её роль в период возрастных кризисов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наскучаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Неассоциативное, стимулзависимое обучение наблюдается на ранних стадиях
онтогенеза, является реакцией на стабильный набор внешних стимулов и не требует ассоциации поведения с внешними сигналами.
Рассмотрим также динамику процесса формирования самооценки в ходе
онтогенеза.
На самых ранних этапах
онтогенеза ребёнок ещё не может различать себя и других.
С этой целью в пособие включены задания на обследование звуков позднего
онтогенеза, тренировочные слоговые упражнения и чисто-говорки.
Важно выявить, каков характер последовательности созревания и развития психических функций, как он соотносится с закономерностями
онтогенеза.
Игры и задания, приведённые в книге, варьируются и постепенно усложняются в соответствии с возрастающими в ходе обучения произносительными возможностями детей и особенностями
онтогенеза речи.
Приводятся экспериментальные данные, полученные автором при исследовании
онтогенеза интерсенсорных связей.
Таким образом, психический
онтогенез может быть представлен как континуум взаимосвязанных и синхронно развёртывающихся, изменяющихся во времени функциональных систем во всём их уровневом своеобразии.
Если проблемам зрительного восприятия, раннего
онтогенеза зрения и их системному анализу был посвящён основной период научного творчества, то анализу категории субъекта – лишь последнее десятилетие.
Правильно оценить биологический возраст можно только при глубоком и правильном понимании индивидуального
онтогенеза, закономерностей и механизмов, лежащих в его основе.
Развитие функциональных механизмов подчиняется законам
онтогенеза.
Популярное биологическое объяснение якобы установленного факта, что неевропейские народы не смогли развиться так полно, как европейские, представлено «биогенетической» доктриной, в соответствии с которой индивидуальное развитие повторяет историю вида (
онтогенез повторяет филогенез).
Этноид имеет как пространственную составляющую – отношения к элементам этносреды, так и историческую, временную составляющую – развитие отношений к содержанию исторических этапов развития этносреды отражённых в
онтогенезе личности (см. главу 2).
Он считал, что вершиной эволюции игровой деятельности в
онтогенезе является сюжетная или ролевая игра – «мнимая ситуация», которая тесно связана с правилами.
Но вернёмся ненадолго к понятию
онтогенеза.
Сравнивая культурно-исторический подход в современной отечественной и зарубежной науке с этнофункциональным, отметим их сходство в том, что в первом также выделяется роль исторического развития культуры в
онтогенезе психики человека (Выготский, Лурия, 1993; Коул, 1997; Лурия, 1974).
Кроме того, нейромоторный комплекс основан на методе замещающего
онтогенеза (МЗО) и теории функциональных блоков мозга, а также может являться частью сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции.
Критериями оценки биологического возраста могут быть морфологические, функциональные, биохимические, иммунологические, цитохимические параметры, ценность которых в определении степени созревания организма меняется в зависимости от этапов постнатального
онтогенеза.
Методика логопедической работы определяется таким образом, чтобы направить и «выстроить» процесс формирования речевой деятельности в строгом соответствии с закономерностями формирования речевой способности в ходе общего
онтогенеза (ненарушенного развития).
Следует также отметить, что создание идеальной модели отклоняющегося развития (дизонтогенеза) в её противопоставлении модели идеального
онтогенеза – в первую очередь теоретическая задача.
Исследование становления интеллектуальной деятельности в индивидуальном
онтогенезе позволяет прояснить, как формируется пространство мышления, какую роль имеет в этом процессе взаимодействие ребёнка со взрослым, являющимся для него проводником в «мир интеллектуальной функции».
Именно на уровне «реальной» модели
онтогенеза или дизонтогенеза наиболее широко и аморфно представлена группа «пограничных» нарушений.
На всём отрезке
онтогенеза (от 9 до 10 лет) девочки более зрелые, к 12 годам они опережают сверстников мужского пола на 2,5 года.
Проблема
онтогенеза древних славян обычно ограничивается IV–V веками нашей эры.
Прослеживая генезис значения от его простейших форм до наиболее развитой формы – научного понятия, исследователь по сути дела получает возможность изучать
онтогенез сознания.
Тем самым не удаётся отделить
онтогенез интеллекта от процессов мышления.
Рост критичности в процессе
онтогенеза приводит к росту креативности, однако связанное с ним снижение внушаемости обусловливает трудности контроля за поведением детей.
Замечу только, что начавшееся тщательное изучение филогенеза и
онтогенеза мышления фактически раздвинуло границы психологического исследования.
Развитие ребёнка в
онтогенезе представляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является основой последующих ступеней или стадий развития.
А это – филэмбриогенез, то есть эволюция
онтогенеза – процесса индивидуального развития.
Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс
онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, т. е. своевременно не создаются необходимые взаимодействия между отдельными системами.
Развитие корковых речевых центров является не спонтанным результатом генетической программы
онтогенеза, а жизненного опыта, обучения и воспитания, это касается и гностических центров коры головного мозга.
Здесь выделяются такие моменты
онтогенеза, которые связаны с приобщением ребёнка к социокультурным образцам данного общества, с его жизнедеятельностью в различных социальных группах – взрослых и детских.
С точки зрения
онтогенеза происходит некая запрограммированность и неизбежность пассионарных процессов.
Во-первых, это была теория
онтогенеза, в которой человеческое сообщество рассматривалось как единственное уникальное целое, тогда как дарвинизм был теорией филогенеза, в рамках которой исследовалось происхождение особей и видов.
Развитие коррекционной педагогики тесно связано с успехами детской неврологии, зародившейся на стыке невропатологии и педиатрии, благодаря которой оказалось возможным изучение
онтогенеза нервной системы ребёнка, соответствия развития нервно-психических функций возрасту и выявлению причин задержек и искажений развития, а также изменений нервной системы при различных патологических состояниях и роли нервной системы в патогенезе заболеваний детского возраста.
В процессе
онтогенеза организм трансформируется: дитя превращается в старца – это и есть бесконечное движение вперёд.
Структуры являются живыми с момента появления и остаются таковыми во время
онтогенеза.
К этим работам естественно примыкают некоторые выводы и факты американской сравнительно-нейрологической школы, изучавшей на протяжении ряда десятилетий
онтогенез нервной деятельности позвоночных.
Он позволяет рассматривать
онтогенез как двунаправленный, а точнее как одновременно разнонаправленный, разно-Качественный динамизм.
Среди них можно назвать проблемы регуляции клубнеобразования у клубненосных видов, в первую очередь картофеля; гормонального контроля проявления пола у растений; взаимодействия трофических, гормональных и генных механизмов в регуляции роста и развития, а также роли межорганной коммуникации для нормального
онтогенеза растительного организма.
Ученые-генетики приходят к выводу, что в ходе
онтогенеза восприятие человеком социальной программы опирается на его генетические особенности, что универсализация человека в рамках национальной культуры имеет природную (генетическую) базу.
И давай вмещать весь филогенез в части
онтогенеза: учимся с колёс, по ходу, на коленке.
Потому-то мы и не говорим о личности новорождённого или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях
онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах.
Общение живых существ в фило- и
онтогенезе развивается.