Русская интеллигенция ухитрилась из самого трезвого, пресного и тупого учения, из самой бескрылой утопии – марксизма – создать повод для чисто
религиозных переживаний и для религиозного мученичества.
Оно никогда не замыкалось в сфере
религиозных переживаний, высоко ставило миссию человека в этом мире и его близость богам, ценило юмор, имея глубокую жизненную основу.
Люди смотрят их снова и снова, словно ожидая своего рода
религиозного переживания.
Часто приходилось наблюдать, как
религиозные переживания пациентов, соприкосновение с миром духовным воспринимались врачами именно как патология, от которой человека следует обязательно освободить.
Но оно призывает нас к радостному торжеству, открывает великую тайну, подготавливает к
религиозному переживанию праздника.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сфантазированный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Физиологический механизм
религиозных переживаний соотносится с образованием застойного очага возбуждения в коре головного мозга.
Впоследствии он утверждал, что испытал сильное
религиозное переживание впервые в возрасте 11 лет.
Этого типа исследователи, естественно, не идут дальше формального описания
религиозных переживаний.
О характере
религиозных переживаний и откровений, о состояниях глубокой радости, любви, о получении даров прозрения, исцелений и познания того, как пишет великий святой прп.
Истинным содержанием канонического произведения является, в сущности, особое
религиозное переживание, скажем так, мистический опыт (понимая мистику очень широко, как сферу соприкосновения со сверхприродными (поистине метафизическими) энергиями).
Такое определение формы и содержания
религиозного переживания поможет нам в дальнейшем разграничивать здоровое и больное в религиозной жизни человека, истинно религиозное и псевдорелигиозное.
Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление о опаляющем огне
религиозного переживания даётся мыслью…
Напротив, рекомендует от этого воздерживаться, иначе может случиться, что вместо подлинных благодатных
религиозных переживаний мы будем чувствовать то, что себе внушили.
Психиатрические гипотезы, психологические обобщения и теории не адекватны для объяснения
религиозных переживаний (так же, как и для объяснения поэтического, музыкального и художественного творчества).
Для этого переживания характерна «целостность восприятия»:
религиозное переживание открывается одновременно как «дух и жизнь» (Ин 6:63), как «духовность, излучающая в область иррационального, как иррациональная жизнь, соединяющаяся с духовностью».
В этом плане будут иметь особо важное значение следующие характеристики
религиозного переживания.
Тем более сложна реконструкция
религиозных переживаний, чувств, эмоций.
Родоначальникам русской интеллигенции легко было отрываться от религиозной традиции, потому что такой традиции, в смысле живых
религиозных переживаний, вовсе не имелось налицо.
Цитаты и примеры личных
религиозных переживаний я буду брать из книг, которые всякий из вас держал в руках, – и думаю, что это не умалит значения моих выводов.
А такое свойство будет ярче всего выражено в самых односторонних, ненормально ярких и интенсивных
религиозных переживаниях.
И для него древность произведения становилась гарантией подлинного
религиозного переживания?
Несмотря на то что в ранних преданиях патриархи общались со своим богом почти так же, как их современники-язычники, в этих сюжетах впервые проявляется новый тип
религиозных переживаний.
То есть для нея неким подобием
религиозного переживания было воспоминание о мёртвых.
Может, думаю я, его
религиозные переживания как-то связаны с приступами?
Религиозное переживание всегда лично, индивидуально и конкретно.
Ho когда
религиозные переживания достигают высшей степени развития, не может быть вопроса, каковы они.
Даже внезапное проявление души во взрыве смеха является уже в некоторой степени
религиозным переживанием.
Пиетисты придавали большое значение внутренним
религиозным переживаниям и личному благочестию.
Однако обилие дискуссий методологического характера позволяет заключить, что вопрос о способах исследования
религиозных переживаний остаётся по-прежнему нерешённым.
Впрочем, обычно, хотя и не всегда, под «мистиками» подразумеваются те, кто пережил некий особый «мистической опыт», то есть испытал личные глубокие
религиозные переживания.
Ведь он тоже только так решается: если ты имеешь личный опыт
религиозного переживания, неважно в какой форме он к тебе пришёл – сна или откровения – если ты однажды что-то почувствовал, то потом тебя уже никто не переубедит и с этого пути не собьёт, потому что у тебя есть собственный опыт, пережитое тобой.
И всё же не даёт покоя в сердцах произнесённое: «Нет, это я нарисовал!» – и весь богатейший опыт мистического
религиозного переживания (столь ярко явленный горничной) уступает место обыкновенно-обыденному объяснению.
То же верно и в отношении
религиозного переживания.
Главным препятствием на пути экспериментальных и даже квазиэкспериментальных исследований
религиозных переживаний оставалась (и, видимо, остаётся) проблема их индукции в лабораторных условиях.
Редчайший случай: достаточно традиционно выстроенное произведение на поверку оказывается чем-то принципиально другим, нежели просто романом, скорее – переданным через архетипические образы индивидуальным
религиозным переживанием.
Суммировать опыт применения психометрии в области исследования
религиозных переживаний можно следующим образом.
Это чувство до грехопадения находилось на степени духовного видения, а затем оно осталось в душе как возможность
религиозного переживания.
В ходе повседневной жизни мы получаем эту чудесную возможность: разделить
религиозные переживания других людей, воспользоваться другими языками, восхититься великими музыкальными произведениями прошлого, постичь величайшие научные открытия – словом, объединиться с духовным миром другого, даже если тот жил сотни или тысячи лет назад.
Религиозное переживание должно качественно отличаться от смежных и соприкасающихся с ним областей жизни духа.
Религиозное переживание удостоверяет человека в реальности иного, божественного мира не тем, что доказывает его существование или разными доводами убеждает в необходимости последнего, но тем, что приводит его в живую, непосредственную связь с религиозной действительностью, ему её показывает.
Хорошо бы нам избежать соблазна задаться вопросами о том, противоречат ли
религиозные переживания логике (рациональному мышлению человека) или науке (рациональному мышлению человечества).
Чем различаются
религиозные переживания у разных людей?
Роща, о которой здесь идёт речь, внушает германцам постоянно гнетущий ужас, и именно это чувство панического ужаса составляет для них суть
религиозного переживания.
Кроме того, проблематична сама операционализация понятия «религиозный опыт»: мы сталкиваемся, с одной стороны, с попытками отделить «религиозное» от «духовного», «мистического», «экстатического», «аномального», «паранормального» и провести границу между «опытом» и «чувством», «эмоциями», «состояниями/актами сознания» и т. д., с другой стороны – с поиском универсальных «критериев» или исчерпывающих классификаций и типологий
религиозных переживаний.
Пока
религиозные переживания влияют на жизнь людей, исследования опытного измерения религиозности не теряют своей актуальности и для психологов религии.
Безусловно, степень акцента на патологических и биологических аспектах
религиозных переживаний существенно варьировалась у различных представителей психофизиологического подхода, однако мы не будем подробнее останавливаться ни на их теориях и наблюдениях, ни на критике их концепций и методологии – эта тема чрезвычайно интересна, но она увела бы нас в сторону дискуссий о религиозном и патологическом и сместила бы фокус с психологии религии на психиатрию.
Во-вторых, интерес к генезису
религиозных переживаний, их биологическому субстрату и воздействию на психофизиологическое состояние субъектов.
На наивысших точках языческого религиозного сознания, там, где человек поднимается над уровнем примитивных
религиозных переживаний, пробуждается мистическое религиозное чувство.