Направляющей силой этого течения стали сутры как выражение нового
религиозного сознания.
Плюрализм псевдорелигиозного опыта в сектах, психологических школах личностного роста и т. п. структурах манипулирует
религиозным сознанием людей.
Ценности каждой из этих систем, комбинируясь между собой, и породили концепцию священной войны в русском
религиозном сознании XV–XVI вв.
Культ растительного мира – одна из древнейших форм
религиозного сознания.
Несколько примеров могут, на наш взгляд, достаточно красноречиво описать состояние
религиозного сознания обществ того времени.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бэк-вокалист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эта роковая особенность народного
религиозного сознания стала ведущей причиной самосожжений.
Затем на смену
религиозному сознанию приходит философское, основанное на научном познании и опыте.
Собственно, дальше к этому образу
религиозное сознание будет постоянно обращаться, вплоть до наших дней.
Второе занимало едва ли не главное место в
религиозном сознании язычников.
Естественно, что и монархизм возможен только и исключительно в качестве неотъемлемой части
религиозного сознания.
Нельзя забывать, что общие принципы фикха вырабатывались мусульманским
религиозным сознанием.
Следовательно,
религиозное сознание является действенным катализатором исторического развития, оказывает реальное и непосредственное влияние на развитие конкретных исторических событий.
Один из главных результатов разделения человечества: два разных образа жизни породили два типа
религиозного сознания.
К произведениям этих авторов мы будем постоянно обращаться в последующих главах, а здесь лишь скажем: если изучение язычества рассматривать как самостоятельную область исторической науки, то вышеназванные историки заложили её фундамент и определили основные направления исторических исследований – от формирования
религиозного сознания язычников до их дара поэтического восприятия природы.
Мы говорили, что примерно за 8 тысяч лет до нашей эры начинается процесс постепенного перехода человека от присваивания себе даров природы к воспроизведению пищи, и следствием этого, в частности, стала трансформация
религиозного сознания.
Поглощение деревни городом, доминирование техники и её абсолютизация, кризис
религиозного сознания, стремление к мировому господству – эти черты фиксировались немецким исследователем ещё в 1918 году (за 21 год до начала новой мировой войны).
Научное исследование различных проявлений
религиозного сознания может вызвать отторжение у читателя, для которого святые неотделимы от текстов, в которых о них рассказывается, соответственно, любой критический подход к материалу воспринимается как критика и негативизм в отношении самого святого.
Для язычника практически всё вокруг было свято и достойно поклонения, что формировало не поверхностное, а глубокое
религиозное сознание, которое впоследствии приведёт к становлению и развитию русской православной цивилизации, не противопоставлявшей в сознании верующих мирское и религиозное, а напротив, сплетающее их в прочную ткань духовного бытия народа.
Божества, созданные
религиозным сознанием древних индусов, являются, таким образом, олицетворёнными силами природы: «свет, воздух, огонь – зарождение, существование, разрушение».
Психология религии– отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности
религиозного сознания, его структуру и функции.
– Именно это и происходит у большинства клира и православного духовенства для того, кто созерцает точку расположения фокуса современного
религиозного сознания.
Отрицая христианские истины, западное
религиозное сознание выступает уже реакционной силой, порождающей массовое стремление максимально секуляризировать научную мысль и духовную основу бытия.
Совокупность религиозного опыта и религиозного мышления составляет содержание
религиозного сознания.
Дело в том, что, как бы на него ни смотреть по существу, существует известная эволюция
религиозного сознания.
Обращение к умершим так, словно они находятся здесь же, слышат и благословляют ораторов и всех присутствующих, – отличительная черта именно
религиозного сознания.
Но мы можем и должны идти дальше, в ту область, в которую зовёт нас этот вопрос, – в область истории
религиозного сознания.
Пришельцы размещаются у неё в области
религиозного сознания, о них не надо рассуждать – в них надо верить.
Эти четыре кольца служат как элементами
религиозного сознания отдельной личности, так и последовательными этапами развития самой христианской церкви.
Со стороны объективной это содержание есть откровение божественного начала как действительного предмета
религиозного сознания.
Так, например, идеологи народных ересей, выступая против самих основ феодального строя, обычно не выходили за границы
религиозного сознания.
Однако наряду с господством
религиозного сознания зарождается идея о человеке как источнике творчества.
Уровням
религиозного сознания соответствуют и уровни религиозного мировоззрения, важнейшее различие между которыми заключается в степени их системности.
Истинное освобождение то и дело мелькало где-то на горизонте на востоке, но незрелое
религиозное сознание народа играло с ними злую шутку: их идеализм хоть и вёл дальше, но материализм постоянно тормозил.
Перед
религиозным сознанием человечества выявилась необходимость нового религиозного синтеза, ещё ищущего новых форм в новых условиях жизни.
Единственное, чего она не позволяет, – рассматривать ребёнка, учителя и вообще человека как реального носителя
религиозного сознания.
Особенный интерес представляет изучение
религиозного сознания верующих – т. н. «староцерковников» и обновленцев со стороны оппонирующей точки зрения.
Можно считать такое обожествление собирательного понятия логическим фетишизмом и видеть в нём низшую ступень
религиозного сознания, но нельзя отвергать религиозных черт, ему присущих.
Игра на
религиозном сознании масс простых людей, – недоинформированных и не имеющих способности, возможности или желания к образованию, – всегда выходила на первый план в любых политических системах.
Между тем, хотя утверждение религиозного плюрализма не привело к радикальному изменению правового статуса традиционных религий, его последствия сказались в другой сфере – в сфере
религиозного сознания, которое стало переходить в стадию эрозии в силу настойчивого вытеснения из общественной сферы традиционных религиозных ценностей как нормы взаимоотношений.
Или, другими словами: воззрение, которое у нецивилизованного дикаря показывает, быть может, довольно развитое
религиозное сознание и как таковое заслуживает внимания, в устах образованного человека нашего времени, очень вероятно, покажется смешным суеверием.
Когда сегодня на обломках материалистической идеологии её разрушители пытаются угнездить ныне в наших сердцах мелочное средневековое
религиозное сознание, долдоня о необходимости «нравственности», «воспитания», «духовности» – это всего лишь жалкая ложь.
Так что надежду «не заметить» новые результаты исследований околосмертных состояний вряд ли можно считать оправданной, а решение не учитывать их влияния на вопросы
религиозного сознания признать дальновидным.
Хотя назначение этого труда – обновление религии, но, по сути, речь идёт об обновлении
религиозного сознания современных мусульман.
Это новаторская для истории философии идея, которая до этого была проявлена только в религиозной мысли, да и то на первых этапах становления
религиозного сознания, потом же она терялась в институционализированной религии с её коллективизмом.
Нужно выводить основные темы философского размышления из шиитского
религиозного сознания.
Он полагает фетишизм первой стадией
религиозного сознания, одновременно и более непосредственной и более логичной, чем две остальные (политеизм и монотеизм).
Он возможен потому, что
религиозное сознание создаёт свою специфическую «объективную» реальность, смысл и значение которой для верующего такие же (а зачастую и выше), как факты реальной жизни.
Таким образом, в текущем столетии трансформации молодёжного
религиозного сознания становятся предметом особого интереса российских и зарубежных учёных.
Подобные анимистические представления и вера в магию, которые, собственно, и заложили базис для образования религии, сейчас присущи всем мировым религиям, а значит, анимизм и магия оставались и всё ещё остаются активными составляющими
религиозного сознания.