Изучение закономерностей
психического развития ребёнка составляет основной предмет детской психологии.
В следующей главе этого раздела даётся подробное описание работы с детьми с общей задержкой
психического развития, а также находящихся на лечении в онкологических клиниках.
Следствием этих особенностей
психического развития человека было возникновение социоантропоморфического мировоззрения, представляющего проецирование на все явления мироздания свойств, присущих самому человеку.
Системный анализ закономерностей
психического развития ребёнка используется в отечественной психологии и медицине.
Безусловно, эти технологии не могут быть реализованы в чистом виде, поэтому они адаптированы с учётом особенностей
психического развития детей рассматриваемых категорий.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ризограф — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
При этом, по мнению специалистов, речь идёт не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении
психического развития ребёнка.
Уровень
психического развития взрослого человека является устойчивым и сформированным.
Её задача заключалась в феноменологическом описании процессов
психического развития ребёнка и их симптомов, а основная стратегия заключалась, соответственно, в наблюдении за процессами развития.
Известно, что условием нормального
психического развития является общение с людьми.
Так происходит интеграция двигательного и общего
психического развития.
Проблема
психического развития занимает в психологии одно из центральных мест и имеет глубокое общепсихологическое содержание.
Известно, что подростки и при нормальном ходе
психического развития имеют определённые возрастные проблемы, обусловленные физическими, психологическими и социальными факторами.
Нравственные ориентации человека, с одной стороны, детерминированы факторами среды и воспитания, с другой – индивидуальностью и уровнем
психического развития личности.
Движущие силы
психического развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.
Самая главная цель практикума-хрестоматии – показать читателю возможности методического решения вопроса об уровне и норме
психического развития конкретного человека.
Каждая стадия
психического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма.
Докажите, что социализация является одним из основных факторов
психического развития человека.
Формируясь на самых начальных ступенях
психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни.
Изучение
психического развития ребёнка возможно только при наличии определённых предельно общих представлений о том, что такое человек и в чём состоят его сущностные характеристики.
Основаниями их классификационной систематики являются закономерности периодизации
психического развития, смена иерархии элементов и межсистемных перестроек.
Эволюционный подход предполагает развитие субъектности с самых ранних этапов
психического развития человека.
Немаловажным условием для полноценного
психического развития является созревание нервной системы.
Без сомнения, современная разработка проблем детерминации
психического развития вписана в более сложную модель мультидисциплинарных и межпарадигмальных решений.
В медицине такое состояние называется задержкой темпа
психического развития.
Именно на базе найденных и определённых закономерностей и условий
психического развития личности ребёнка складываются теоретические и практические положения дошкольной и школьной отраслей педагогики.
Используя данные критерии, раскройте механизм
психического развития человека.
Ориентируясь на это понятие, можно говорить и о применимости трехкомпонентной модели анализа
психического развития к развитию отклоняющемуся.
Настоящая книга посвящена обоснованию возможностей создания интегративной, унитарной концепции
психического развития.
Не использовать эти возможности – значит нанести серьёзный ущерб дальнейшему
психическому развитию ребёнка.
Тем самым складывается иная ситуация, обеспечивающая возможность перехода на новую ступень
психического развития.
Во-первых, значительное число критических замечаний касается распространения на общую теорию
психического развития результатов, полученных ими в ходе работы с трудными, клиническими случаями.
Второй подход – средовой – заключается в изучении влияния естественной или специально созданной социальной среды на различные показатели
психического развития.
Эмоционально защищённый ребёнок более эффективен в своём исследовательском поведении, ему открыты пути здорового
психического развития.
Исследование
психического развития ребёнка предполагает не только описание наблюдаемых фактов, но и их объяснение, интерпретацию.
Третья задача состоит в оценке динамики
психического развития ребёнка с аномальным развитием, что необходимо для определения эффективности методов, содержания и средств обучения.
Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретическими моделями коррекции
психического развития, которые весьма разнообразны.
Отличие развивающих программ от традиционной программы состоит в том, что в них путём специального структурирования содержания на базе основных законов
психического развития создаётся зона ближайшего развития школьников.
Важное значение для понимания
психического развития имеет принцип детерминизма.
С другой стороны, она позволяет сопоставить факты и особенности различных вариантов аномального
психического развития.
Такие шкалы диагностического исследования ребёнка показали, что дефекты его
психического развития могут быть легко обнаружены с помощью дифференцированной системы диагностических проб, которые позволяют установить, в каких именно психических процессах (память, быстрота сообразительности, абстракции, общий круг знаний) обнаруживаются наибольшие дефекты.
Совокупность внутренних условий, которая выражает собственную логику развития индивида и определяет социальный склад личности, структуры её сознания, формируется и развивается в процессе реального общественного бытия субъекта, в ходе конкретных видов деятельности и общения, являющихся основным источником
психического развития человека, основной формой связи его с объективной действительностью.
Возрастное
психическое развитие – это процесс становления психики (её роста, развития) ребёнка от момента рождения до созревания его как личности, наступления его социальной зрелости.
Анализ исторических тенденций изменений соотношения детерминант
психического развития в течение XX и начала XXI в. показал, что в континууме «биологическое – социальное» в разные исторические периоды соотношение основных детерминант изменялось.
Материал главы позволяет, в частности, хорошо развести позиции психологии и психиатрии при исследовании аномалий
психического развития человека и вместе с тем достаточно точно определить роль и значение собственно психологического анализа в проведении их диагноза.
Исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют, что присущее детям данной категории значительное своеобразие
психического развития, обусловленное различным сочетанием первичных нарушений, может быть сглажено или скорригировано только в результате направленного психолого-педагогического воздействия, включающего как создание специальной образовательной среды, так и систематическую коррекционную и развивающую работу специалистов.
Оценка базовых структур
психического развития также может быть проведена исключительно через наблюдаемую деятельность ребёнка (познавательную, поведенческую, проявления эмоций, отношения и т. п.).
Если сопоставить описания особенностей психической деятельности при различных вариантах
психического развития, то легко обнаружить значительное количество совпадений, из-за которых трудно выявить специфику, характерную для данной конкретной аномалии.
Исходя из своих представлений о природе
психического развития ребёнка, которое протекает под активным воздействием обучения, он высказал предположение, что в нормальных условиях умственное развитие происходит в процессе усвоения ребёнком опыта взрослого; то, что ребёнок в данный момент может сделать с помощью взрослого (учителя), завтра он сможет сделать самостоятельно.
Центральными идеями для понимания механизмов отклоняющегося
психического развития и принципов его исправления в системе психологической помощи стали представления о социализации ребёнка как процессе освоения идеальных форм культуры и овладении человеческими формами деятельности, а также формировании высших психических функций.
Необходимо выделять две линии
психического развития ребёнка – «натуральное» и «культурное» развитие.