При этом, по мнению специалистов, речь идёт не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении
психического развития ребёнка.
В следующей главе этого раздела даётся подробное описание работы с детьми с общей задержкой
психического развития, а также находящихся на лечении в онкологических клиниках.
Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, то есть науки, изучающей возрастные закономерности
психического развития человека.
Но, к сожалению, это особое нарушение
психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам, и семьи, имеющие аутичных детей, зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь.
Таким образом, нельзя оценивать особенности
психического развития ребёнка тотально, следует дифференцировать развитие различных сфер психики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: марафетиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Изучение закономерностей
психического развития ребёнка составляет основной предмет детской психологии.
Уровень
психического развития взрослого человека является устойчивым и сформированным.
Представленная схема завершается переходом последнего блока к первому, таким образом отражая циклический характер процесса
психического развития ребёнка.
Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном
психическом развитии детей.
По сути, данную закономерность можно понять как нарушение действия закономерности общего
психического развития, связанной с дифференциацией и интеграцией психических функций.
Проблема обусловленности развития человеческой психики ходом общественно-исторического процесса… составляет четвёртый вопрос, входящий в общую проблему
психического развития.
Методики психодиагностики широко используются для оценки уровня
психического развития личности, прогнозирования поведения, исследования пациентов в диагностических и экспертных целях.
Движущие силы
психического развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.
Известно, что подростки и при нормальном ходе
психического развития имеют определённые возрастные проблемы, обусловленные физическими, психологическими и социальными факторами.
Особо следует обратить внимание на понятие нормы
психического развития ребёнка, базирующееся на возрастно-психологическом подходе.
Эволюционный подход предполагает развитие субъектности с самых ранних этапов
психического развития человека.
Каждая стадия
психического развития ребёнка тесно связана с созреванием физиологических систем его организма.
Факторы
психического развития личности могут быть внешними и внутренними.
В соответствии с периодизацией
психического развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст в жизни ребёнка охватывает период от 1 года до 3 лет.
Условием полноценного
психического развития младенца является тесный эмоциональный контакт с мамой.
Формируясь на самых начальных ступенях
психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни.
Изучение
психического развития ребёнка возможно только при наличии определённых предельно общих представлений о том, что такое человек и в чём состоят его сущностные характеристики.
В медицине такое состояние называется задержкой темпа
психического развития.
Без сомнения, современная разработка проблем детерминации
психического развития вписана в более сложную модель мультидисциплинарных и межпарадигмальных решений.
Настоящая книга посвящена обоснованию возможностей создания интегративной, унитарной концепции
психического развития.
Немаловажным условием для полноценного
психического развития является созревание нервной системы.
Разработка проблемы компенсации в психологии развития вносит существенный вклад в современную разработку сетевого принципа категоризации, в представление о внутренних механизмах
психического развития человека.
Именно на базе найденных и определённых закономерностей и условий
психического развития личности ребёнка складываются теоретические и практические положения дошкольной и школьной отраслей педагогики.
Ориентируясь на это понятие, можно говорить и о применимости трехкомпонентной модели анализа
психического развития к развитию отклоняющемуся.
С другой стороны, она позволяет сопоставить факты и особенности различных вариантов аномального
психического развития.
Третья задача состоит в оценке динамики
психического развития ребёнка с аномальным развитием, что необходимо для определения эффективности методов, содержания и средств обучения.
Благодаря процессу вытеснения они откалываются от этого единства, задерживаются на низших ступенях
психического развития, и для них отнимается на ближайшее время возможность удовлетворения.
Эмоционально защищённый ребёнок более эффективен в своём исследовательском поведении, ему открыты пути здорового
психического развития.
Второй подход – средовой – заключается в изучении влияния естественной или специально созданной социальной среды на различные показатели
психического развития.
Исследование
психического развития ребёнка предполагает не только описание наблюдаемых фактов, но и их объяснение, интерпретацию.
Постановка целей и задач психокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоретическими моделями коррекции
психического развития, которые весьма разнообразны.
Выделение критериев нормального и отклоняющегося от нормы
психического развития имеет не только теоретическое значение для характеристики предмета специальной психологии, но и прямой практический смысл.
В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создаёт базу для дальнейшего
психического развития.
Совокупность внутренних условий, которая выражает собственную логику развития индивида и определяет социальный склад личности, структуры её сознания, формируется и развивается в процессе реального общественного бытия субъекта, в ходе конкретных видов деятельности и общения, являющихся основным источником
психического развития человека, основной формой связи его с объективной действительностью.
Этот подход, во-первых, основан на изучении закономерностей социального и
психического развития субъекта труда на этапах профессионального пути; во-вторых, в нём предусматриваются возможности активного управления процессом формирования профессиональной пригодности и профессионального развития личности; в-третьих, он ориентирован не только на изучение особенностей становления профессионала, но и на психологический анализ существующих и перспективных видов деятельности, механизмов психической регуляции процессов адаптации к ней и согласования ресурсных возможностей человека и требований профессии.
Материал главы позволяет, в частности, хорошо развести позиции психологии и психиатрии при исследовании аномалий
психического развития человека и вместе с тем достаточно точно определить роль и значение собственно психологического анализа в проведении их диагноза.
Исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют, что присущее детям данной категории значительное своеобразие
психического развития, обусловленное различным сочетанием первичных нарушений, может быть сглажено или скорригировано только в результате направленного психолого-педагогического воздействия, включающего как создание специальной образовательной среды, так и систематическую коррекционную и развивающую работу специалистов.
Анализ исторических тенденций изменений соотношения детерминант
психического развития в течение XX и начала XXI в. показал, что в континууме «биологическое – социальное» в разные исторические периоды соотношение основных детерминант изменялось.
Новые данные психологии и нейропсихологии теоретически и экспериментально показывают, что, во–первых, человеческая психика не есть результат или прямое продолжение естественного развития элементарных форм поведения и психической жизни животных; во–вторых, психические функции человека формируются прижизненно путём усвоения им социального опыта, а сам процесс усвоения – это специфическая форма
психического развития, свойственная лишь человеку.
Неравномерность
психического развития проявляется также в его скачкообразном характере, наличии кризисных периодов (кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый).
В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное
психическое развитие ребёнка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание.
Это основной и центральный факт, исходный пункт исследования: различение двух линий
психического развития ребёнка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения.
Центральными идеями для понимания механизмов отклоняющегося
психического развития и принципов его исправления в системе психологической помощи стали представления о социализации ребёнка как процессе освоения идеальных форм культуры и овладении человеческими формами деятельности, а также формировании высших психических функций.
Согласно современным исследованиям, патология практически любой системы организма ребёнка (эндокринной, соединительнотканной и т. п., а не только центральной нервной системы) может стать первопричиной проблем и специфики
психического развития.
Отмечается искажение в последовательности формирования структур
психического развития, когда в нарушение фундаментальных законов развития отдельные процессы и функции развиваются «по-своему», искажённо, образуя оригинальные, порой причудливые структурные образования, где верхние функциональные уровни могут быть сформированы лучше, чем нижние.