Социальная психология

Надежда Мельникова

Информационные ответы на все вопросы курса «Социальная психология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

4. Классификация типов личности и уровней ее развития

Существуют три социально-психологических типа личности.

Пикники адаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт.

Атлетики общительны и социально активны.

Астеники чувствительны к изменению своего статуса, страдают клаустрофобией.

Типы высшей нервной деятельности.

Сангвиники отличаются приподнятым настроением, быстрым мышлением.

Флегматики — спокойные, удовлетворенные люди. Действия холериков отличаются резкостью, у них ослаблен инстинкт самосохранения.

Меланхоликов отличают колебания и осторожность в решениях.

Холерики — наиболее конфликтные личности.

Характеристики личности дополняются ее экстра-вертивностью или интровертивностью. Экстраверсия отличается сосредоточенностью на внешнем мире, принижением личной значимости. Интроверсия характеризуется фиксацией на внутреннем мире.

Истинкты — генетически фиксированная программа приспособления, самосохранения и продолжения рода. Типы людей по доминированию инстинкта следующие: эгофильный тип (инстинкт самосохранения); генофильный тип (инстинкт продолжения рода); альтруистический тип; исследовательский тип; доминантный тип; либертофильный тип (инстинкт свободы); дигнитофильный тип (инстинкт сохранения достоинства).

Движущие силы психического развития — это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.

Факторы психического развития — то, что определяет жизнедеятельность личности. Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними.

Внешними выступают окружающая среда и общество, внутренними — биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития — внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависит уровень психического развития индивида.

Внешние предпосылки — особенности воспитания человека, внутренние — желание совершенствоваться.

Уровень психического развития — степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности.

Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способности человека (навыки и умения личности).

Уровень ближайшего развития личности — показатель того, с чем человек справляется при небольшой помощи.

Основные социально-психологические особенности личности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения;

2) степенью целостности и противоречивости мировоззрения и убеждений;

3) степенью осознанности своего места в обществе;

4) характером потребностей и интересов;

5) спецификой соотношения различных личностных качеств.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я