Этот
процесс секуляризации общества и общественного сознания особенно ярко проявляется в наши дни.
Во-вторых, с
процессом секуляризации общественной жизни в целом, перестраивавшейся на новую буржуазную идеологию и, соответственно, на иной (по сравнению с религиозным или философским) тип мировоззрения.
На конкретных произведениях как западноевропейского, так и древнерусского церковного искусства постараемся увидеть, сколь необычно проходит
процесс секуляризации и сколь неожиданные из него могут последовать выводы.
Следует учесть, что в восточных культурах имянаречение до сих пор носит особый, сакральный смысл, в значительной степени утерянный в русскоговорящей среде, где
процесс секуляризации (освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства и церкви), начатый ещё в конце XIX века, наложил отпечаток на многие стороны жизни.
Вероятно, именно эта работа послужила прототипом последующих теорий массовых появлений культов как результата
процесса секуляризации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мадаполам — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пришествие собственно идеологий связано с
процессом секуляризации политической сферы и, следовательно, с обесценением религиозного обоснования положения властителей.
Зарубежные исследователи, особенно те, кто не придерживался материалистического мировоззрения, оценивали
процесс секуляризации негативно.
Это постепенное оформление понятия свидетельства стало частью более общего
процесса секуляризации знаний.
Кроме того, подъём новой науки исторически совпадает со становлением абсолютизма, означающим усиление общеевропейского
процесса секуляризации.
Достижения науки и техники сопровождались активным
процессом секуляризации общества и ослабления позиций религии.
Это время ускорило
процесс секуляризации, что не могло не оказать влияния на культуру.
Изучение этого комплекса материалов позволяет выявить причины падения авторитета духовенства в глазах части крестьян и проследить особенности
процесса секуляризации сознания крестьян на рубеже веков.
Вместе с тем в этот период происходил
процесс секуляризации культуры, набирало силу светское направление в живописи, литературе, развивались естествознание и техническая наука, ставившая целью практическое преобразование мира для блага человека.
Современный постмодернизм – это результат длительного
процесса секуляризации и дегуманизации.
С развитием
процессов секуляризации сакральная составляющая патриотизма значительно нивелируется, замещаясь национальной идеологией.
Так обнаруживает себя существенная культурно-историческая закономерность: чем интенсивнее
процесс секуляризации, чем энергичнее осуществляются разрушения в сфере иерархической пирамиды религиозных норм, тем острее нужда в развитии институтов права как внешней регулятивной силы, предназначенной удерживать стихию человеческих взаимоотношений в русле цивилизованной нормативности.
Централизация власти в руках царей, их претензии на богобоязненность и верховенство в церкви,
процессы секуляризации ослабляли былой авторитет церкви и её иерархии, но не настолько, чтобы поколебать традиционную роль церкви – как союзницы самодержавия и позволить выйти на арену общественной жизни.
Становление научных и естественно-научных воззрений – составная часть
процесса секуляризации, протекающего в цивилизации.
Одним из важнейших инструментов этого сложного
процесса секуляризации общества стала научно-популярная публицистика.
Но на рубеже XX–XXI вв., когда связь модерна и авангарда с
процессом секуляризации стала очевидной, появилась тенденция вписывать разновидности модернизации в материальной и духовной сферах в более широкий иконоборческий контекст.
Осознание этого запустило
процесс секуляризации общества – фрагментарную или широкую замену религиозных норм регуляции жизни на новые, продиктованные особенностями проживания в крупных индустриальных городах.
Однако в их случае это была «современность» не в смысле
процесса секуляризации, который в результате постепенного отхода от христианского откровения в конце концов приводит к релятивизму и нигилизму, а в смысле переоценки возможностей человеческого знания и разума, которая в итоге неизбежно приводит к той или иной разновидности тоталитаризма.
Всё это позволяет говорить о двойственной, амбивалентной природе
процесса секуляризации, который не вписывается в границы однозначных положительных или отрицательных оценок.
Процесс секуляризации выполняет одновременно деструктивные и конструктивные функции.
На протяжении нововременного
процесса секуляризации сложилось европейское социальное сознание – система классических воззрений на общество и государство как единый соционормативный комплекс, оказывающий определяющее цивилизующее воздействие на развитие всех сторон человеческой жизни.
Как показала жизнь, данный подход и ориентация на святоотеческое наследие и согласное учение отцов церкви о душе, впоследствии полностью себя оправдал, поскольку позднее в христианской психологии на всём постсоветском пространстве начались те самые нежелательные
процессы секуляризации, формализации и ухода в отдельные практико-ориентированные направления с подменой подлинно христианского святоотеческого наследия более поверхностным гуманистическим и академическим базисом.
Верхняя – первая четверть XXI в. – примечательна упадком религиозности британского общества, связанным с углублением
процессов секуляризации, демократизации и вызовом ислама с его чуждыми для британцев шариатскими законами и активным прозелитизмом.
Данная ситуация может также объясняться через набиравший силу
процесс секуляризации общественного сознания и ментальной эволюции французского общества.
Путье, если раньше, в период становления и утверждения христианской демократии, «христианин, ангажированный в политике, мог легко считать себя больше христианином, чем демократом», то сегодня
процесс секуляризации изменил проблему.
Эта антитеза предопределила
процессы секуляризации и маргинализации традиционных религиозных институтов в обществе модерна.
Действительно, разве не очевидно, что в
процессе секуляризации религия просто уходит из некогда занимаемых ею сфер (политика, экономика, образование, право и т. д.), оставляя их на самостоятельное усмотрение человека?
По сути, идеи тюркизма способствовали
процессу секуляризации идентичности у тюркских народов.
Эволюция научно-популярной публицистики – зеркало становления
процесса секуляризации общества.
Активизация
процесса секуляризации заставляла апологетов церкви опасаться потери влияния на паству, поэтому, на их взгляд, отступления от догматов православия должны были подвергаться осуждению или запрету к распространению в обществе.
Однако
процесс секуляризации носит общецивилизационный характер.
Однако
процессы секуляризации наблюдаются и в традиционных литературных текстах этого времени, и эти процессы становятся переломными для всей древнерусской литературы, в том числе и для зарождающейся массовой культуры этого времени.
Европейская литература родилась из теологической и философской традиции в
процессе секуляризации христианской средневековой культуры.
Процесс секуляризации позволил взглянуть на войну не как на процесс определённого богом противостояния со свойственной ему мученическими смертями, а как на процесс уничтожения отдельно взятых субъектов общественных отношений – личностей.
Но постепенно, с XVI–XVII века, начался
процесс секуляризации, освобождения различных сторон жизни человека и социума от религиозного влияния.
Это универсальное представление об известной завершённости
процесса секуляризации подразумевается всякий раз, когда используются классические модели модернизации.
Упадок мистических сект к началу 20 века определялся, наряду с глобальными
процессами секуляризации, их поглощением протестантскими общинами.
Персонализация спасения души, индивидуализация чтения и толкования священных текстов в протестантизме привели к необратимым
процессам секуляризации и рационализации ментальности.
Нельзя всё же абсолютизировать
процесс секуляризации в XVII–XIX вв.
Происходит постепенный
процесс секуляризации, который влечёт за собой смещение ценностей, а значит, и изменение в отношениях.
Но постепенный отход от этой парадигмы с XVII века и, шире,
процесс секуляризации искусства явно не отменил функционирования «религиозности» в искусстве.
Сформировавшиеся в
процессе секуляризации публичной и частной жизни светские ритуалы в значительной мере унаследовали внешнюю (в т.ч. психологическую) структуру соответствующих культовых актов, полностью лишив при этом их внутреннего сакрального содержания.
Современные демократические институты являются продуктом длительного
процесса секуляризации «религиозного государства».
С развитием
процессов секуляризации (т. е. «обмирщением культуры») сакральная составляющая патриотизма в значительной мере нивелируется, замещаясь национальной идеологией.
Важнейшим процессом, проходившим в рамках смены религиозной мировоззренческой парадигмы на рационалистическую, был
процесс секуляризации сознания, проходивший под влиянием развития идей в философии, науке и технике.
Учёный утверждает, что религиозная идентичность уже не переходит по наследству, по крайней мере это происходит всё реже и реже, и объясняет этот разрыв в преемственности результатом целого ряда факторов, бывших частью
процесса секуляризации.