Такой человек некоторое время пребывает в подвиге, но за это время он должен выяснить
причины страсти, увидеть её последствия, чтобы избавиться от неё.
Следовательно, центр тяжести и главная
причина страсти лежит, несомненно, также в душе человека, в ложном понимании им своего истинного верховного, самоценного блага, а также в превратном практическом отношении к материальным благам, из которых он «делает себе идола и полагает его в сокровении».
Сосудами он назвал
причины страстей: так как мы их возлюбили и привели в действие, то и невозможно нам не пленяться страстными помышлениями, принуждающими нас, и против воли нашей исполнять страсти, потому что мы добровольно предали себя в руки их.
Главная
причина страстей человека, по мнению многих святых отцов, – самолюбие.
Во-первых, если движение не является
причиной страстей, то как может случиться, что разгоняют печаль известными средствами, как это иногда достигается при помощи вина?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: напяливание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если отсечём
причины страстей (поводы к возбуждению их) и займёмся духовными деланиями на короткое лишь время, а не пребудем в сём чине жизни навсегда, это самое имея занятие, то легко опять возвращаемся к плотским страстям, никакого другого, не получив от того (доброго начинания) плода, кроме всеконечного омрачения ума и глубочайшего ниспадения в вещественное.
Бесстрастие же стяжавшим должно почитать не того, кто иногда осаждаем бывает страстями, а иногда мирен и покоен бывает от них, но того, кто непрестанно наслаждается бесстрастием, и когда присущи
причины страстей, недвижимым от них пребывает, и когда помышления о них приходят, ничего от того не претерпевает.
Когда, противоборствуя
причинам страстей, препобедишь их, не дозволяй величать тебя лукавому помыслу, чтоб, поверив ему, не впасть тебе в прелесть; но старайся лучше увидеть недостатки в том, над чем потрудился, чтоб преуспеяние твоё не было окрадено внутренними врагами.
Приводятся семь пунктов общего понимания
причин страстей и средств борьбы с ними.
Отсюда следует не только то, что тело не есть важнейшая
причина страстей, но также и то, что если бы в нас, кроме того, что мы раньше заметили, существовало нечто, что могло бы, по нашему мнению, вызвать страсти, то в таком случае оно не могло бы вызвать в душе ничего другого и ничего больше, чем вызывает теперь тело.
Ибо, как помысл о хлебе закосневает в алчущем по причине алчбы и помысл о воде в жаждущем по причине жажды, так и помысл о деньгах и других стяжаниях закосневает по причине любоимания, и срамные помыслы по
причине страсти похотной.
Но мы проводим его тщательно, пытаясь обнаружить какую-нибудь
причину страсти хозяина квартиры к прыжкам из окна.
И потому древние отцы наши, проходившие сими стезями, зная, что ум наш не во всякое время возможет и в состоянии будет неуклонно стоять на одном месте и блюсти стражбу свою, в иное же время не может и усмотреть того, что вредит ему, премудро рассуждали и, как в оружие, облекались в нестяжательность, которая, как написано, свободна от многих борений (чтобы таким образом своею скудостию человек мог избавиться от многих грехопадений), и уходили в пустыню, где нет житейских занятий, служащих
причиною страстей, чтобы, когда случится им изнемочь, не встречать причин к падениям, разумею же раздражение, пожелание, злопамятность, славу, но чтобы всё это и прочее соделала лёгким пустыня.
Из сказанного до сих пор легко понять, каковы главные
причины страстей.
Смотря по тому, хороши ли проявления их или дурны, они сообразно с этим действуют на душу не потому, что тело есть тело (ибо тогда тело было бы главной
причиной страстей), а потому, что оно есть объект, как все другие вещи, которые вызвали бы те же действия, если бы так же представлялись душе.
Если хочешь начальствовать над душой и телом, то упреждай отсекать
причины страстей.