Важной стороной
предмета эстетики стало эстетическое сознание в его соотношении с другими типами сознания и даже с бессознательным уровнем человеческой психики.
Прибавим к этому, что ограничение
предмета эстетики прекрасным в искусстве будет вполне уместно, так как при всех разговорах о красоте природы (древние говорили об этом меньше нашего) до сих пор ещё никому не пришла в голову мысль взяться за изучение предметов естественного мира под углом зрения их красотыи создать науку, дающую систематическое изложение этих красот.
Как уже было сказано,
предметом эстетики, науки о чувственности человека, является окружающая человека действительность, формы и нормы эстетического чувства.
Если в XVIII в.
предметом эстетики было искусство, то теперь – вся окружающая действительность, где эстетическое начало осознаётся в эмоционально-чувственной форме, а эстетические отношения присущи самой действительности.
Так, в наши дни возникает необходимость переосмысления
предмета эстетики, точнее, возвращения к исходным основополагающим корням.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: колодочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Стакан может быть предметом физики, если анализу подвергаются свойства материала, из которого он сделан; он может быть предметом экономики, если берётся ценность стакана, или
предметом эстетики, если речь идёт о его эстетических качествах.
Противоположности космоса – хаосу, структурной упорядоченности – аморфности, гармонии – дисгармонии и т. д. – традиционно входили и входят в
предмет эстетики.
Двигаясь в этой логике, в какой-то момент обнаруживаешь, что, в определённом смысле, верно и обратное – проблемы человека раскрываются как эстетические, и сам человек оказывается
предметом эстетики (главным её предметом).
Поскольку красота в основном находится в глазу смотрящего,
предмет эстетики очень неясен.
Поскольку
предметом эстетики провозглашалось чувственное познание сущности, а чувственность (точнее чувственное познание) была низшей сферой в гносеологии, в отличие от рационального знания и логики, открывающей, исследующей, классифицирующей законы человеческого мышления, то и всё здание новой науки не только представлялось довольно шатким, но и не заслуживающим серьёзного внимания, по крайней мере, философов.
У искусства есть свой вечный, неизменный идеал совершенства, составляющий
предмет эстетики, как науки изящного; но искусство не вдруг, а постепенно достигает своего идеала, – и история искусства есть картина моментов его развития.