В данной книге проведено комплексное исследование проблемы взаимосвязи дизайна и психологии восприятия человека, на основании анализа научных работ по теории архитектуры и дизайна, психологии и психофизиологии.Анализ проводился с использованием интерпретационного метода обобщения знаний из различных наук, влияющих на развитие теории дизайна, при помощи эмпирического исследования взаимосвязи эстетической организации дизайна и эмоционального восприятия.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология дизайна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть II. Резонансный подход в эстетической организации дизайна
Глава 1. Предыстория проблемы
Поговорим о взаимном влиянии друг на друга человека и окружающего его дизайна. Процесс такого взаимодействия начинается с процесса восприятия человеком самого дизайна, воздействующего на нас независимо от наших желаний и являющегося фоном для нашей жизнедеятельности.
Психологическое восприятие элементов, формирующих облик того или иного объекта (или даже всего города), — одна из самых важных проблем дизайна. Ведь человек, так или иначе воспринимая окружающую среду, всегда — сознательно или нет — оценивает как ее качества: цветность, объемность, наполненность, так и свое отношение к ним. Важным определяющим фактором в поведенческих реакциях человека становится характер урбанизированного пространства, в котором протекает его существование и происходит формирование его личности.
Чаще всего мы видим в окружающих нас пространствах вовсе не дизайнерские решения, а урбанизированный ландшафт, производящий гнетущее и давящее впечатление. Нередко объекты вокруг нас созданы без учета элементарных психологических принципов восприятия человеком пространства, а уж о дизайнерском подходе к ним и говорить не приходится. При этом визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние психического, психосоматического здоровья и поведение человека. Визуальная среда может либо вызывать положительные эмоции, либо доставлять психологический дискомфорт, при этом визуальная среда и эмоциональное состояние человека неразрывно связаны друг с другом.
При подробном анализе эмоционального восприятия окружающего нас пространства можно найти дизайнерские компоненты, которые оказывают возбуждающее воздействие на наши органы чувств, некоторые же из компонентов нас подавляют. При этом подобные эффекты, как и ответные реакции на них, почти не изучены и фактически не используются при дизайнерских решениях. При этом нынче активно переосмысливается роль городской среды, и вопрос восприятия среды горожанами становится очень актуальным.
С ранних времен к особенностям натурного восприятия и направленному воздействию на человека различных объектов проявляли интерес древние зодчие. При этом профессиональный научный интерес к проблемам восприятия дизайнерских решений появился лишь в конце XIX века. К этому привело в первую очередь развитие экспериментальной психологии, после чего вопросы восприятия стали решаться методами так называемой «экспериментальной эстетики». Позже исследованиями психологии восприятия искусства и дизайна занимались Институт художественной культуры и Государственная академия художественных наук при Народном комиссариате просвещения РСФСР, была организована лаборатория экспериментальной эстетики и искусствоведения. Проблемами зрительного восприятия занимались ученые Н. А. Ладовский, Н. В. Докучаев, М. Я. Гинзбург. В учебных мастерских Баухауса также активно изучали эмоционально-эстетическое воздействие формы.
После всплеска интереса к психофизическому аспекту восприятия дизайнерских форм, характерного для теоретической мысли дизайнеров двадцатых годов прошлого века, в пятидесятые — шестидесятые годы, во время индустриального строительства, появился особый интерес и к человеческому фактору в архитектуре. Ожидаемо оказалось, что стандартизация, гипертрофические масштабы в индустрии вступили в резкое противоречие с ни в чем не повинным и ожидавшим большего потребителем и его восприятием городской среды. Восприятию городской среды в этот период было посвящено исследование американского ученого К. Линча. Он утверждал, что результатом взаимодействия зрителя с его окружением является восприятие образа городской среды.
В 1970-е и 1980-е годы внимание дизайнеров было обращено на комплексное восприятие и выявление необходимых методов организации городского пространства, поскольку окружающая дизайнерская среда воздействует на человека независимо от его желания и является фоном для его жизнедеятельности.
На рубеже веков исследования приняли экологический характер. Исследователи доказали, что насыщенность визуальной среды дизайнерскими элементами оказывает значительное воздействие на состояние человека, как и любой экологический фактор среды обитания.
При этом проблема восприятия человеком окружающей среды рассматривалась больше с частных точек зрения, до комплексных решений дело не доходило. Исследователей занимали больше проблемы эргономики, которая обеспечивает организацию жизнедеятельности человека в целом, включая психолого-эмоциональный смысл.
Причиной отсутствия нужных исследований была убежденность, что все необходимое может быть обеспечено всего лишь благоустройством, то есть утилитарными свойствами элементов предметно-пространственной среды города.
* * *
Как известно, одно из фундаментальных физических явлений — это резонанс, он определяет процесс взаимодействия объектов многих систем, имеющих различную природу и способных резонировать. Среди самых известных систем упомянем электронные оболочки атомов, магнитные и электрические моменты атомов, молекул, гены, социальные и общественные системы. Постиндустриальное общество использует понятие резонанса в великом множестве наук и искусств — например, в электротехнике, физике, музыке, медицине. И определение резонанса дается в зависимости от области его проявления: он может быть физическим явлением или психологическим эффектом.
Но что же происходит в области дизайна, создающего резонанс между человеком и средой? Дизайн в этом случае оказывается инструментом, он призван породить определенные смыслы и настроения, вызывая таким образом ответный эмоциональный резонанс.
Отечественные и зарубежные ученые в области теории дизайна неоднократно исследовали рассматриваемый нами вопрос. Но, увы, даже сейчас исследований эстетического восприятия как фактора, который ощутимо влияет на организацию дизайна, все еще недостаточно. Все потому, что быстро сменяемые тренды дизайна требуют все новых и новых дополнительных исследований. И это неудивительно — меняется психология современного человека, подстраиваясь под не менее изменчивую структуру современных городов. Особенным дефицитом являются исследования применения резонансного подхода.
Как показывает тщательный анализ научной литературы и практики в области дизайна, остро необходимо продолжать поиски вариантов преодоления противоречий между наличием описательной структуры эстетической организации дизайна и отсутствием ее исследований, особенно того, как дизайн воспринимают реальные горожане. Потому попытаемся рассмотреть эстетическую организацию дизайна на основе резонансного подхода. В том числе проанализируем предпосылки резонансного подхода в дизайне и то, как разрабатываются принципы эстетической организации дизайна. Необходимо также классифицировать виды так называемых резонаторов — эстетических показателей — дизайна, проанализировав взаимосвязь между восприятием дизайнерской среды и эстетической деятельностью человека. Не лишним будет и экспериментально доказать — разумеется, со статистическим подтверждением — наличие взаимосвязи между эстетическими показателями дизайна и его восприятием населением.
При этом использование резонансного подхода может ощутимо расширить практические возможности психофизиологических положений эргономики в создании моделей систем «дизайн — восприятие человека», «дизайн — эстетическое восприятие», «дизайн — поведение человека», а в конечном счете поможет, конечно, и в создании высококомфортных урбанизированных пространств.
Глава 2. Предпосылки резонансного подхода в эстетической организации дизайна
Попробуем взглянуть на проблемы дизайна через призму психологии и резонансных явлений. Как уже упоминалось, в зависимости от области применения резонанс может рассматриваться как физическое явление или как психологический эффект.
К первой группе резонансных явлений относятся:
— механический резонанс;
— биорезонанс;
— резонанс в электронике;
— оптический резонанс;
— акустический резонанс;
— астрофизический резонанс.
Ко второй группе резонансных явлений отнесем следующие проявления:
— эмоциональный резонанс — резонанс, работающий с сознанием, интересами, чувствами, образами;
— смысловой резонанс, создающий у аудитории определенное настроение и одновременно доставляющий ей информацию;
— творческий (художественный) резонанс, получаемый в результате воздействия объектов искусства, художественных произведений и других эмоционально окрашенных объектов на человека;
— социальный (общественный) резонанс, искусственно привлекающий наше внимание с помощью средств массовой информации к важным (или не очень) социальным или политическим событиям;
— генетический резонанс, срабатывающий, когда резонансы нервной системы изменяют генетический код человека, существующий в рамках генетической эмоциональной связи между близкими родственниками.
Перечисленные резонансные явления, конечно же, активно взаимодействуют между собой. При этом вполне можно обобщить определение психологического резонанса: фактически это явление случается, когда при достаточной активности и «частоте» вынуждающей силы человек рано или поздно вдруг оказывается особенно отзывчивым на действие этой самой силы. Кстати, метод резонансного сотворчества (И. Ф. Сибгатуллина, С. Грюссль) основан как раз на стимуляции эмоциональности и чувственных проявлений через объекты искусства. Этот метод опирается на творчество, которое является духовной и культурной потребностью практически любого человека.
При создании психологического резонанса особенно важна роль визуальных объектов окружающей среды, среди которых, конечно же, дизайн и его предметное наполнение. И дизайн в этом случае становится своего рода инструментом, создающим необходимые смыслы и настроения, вызывающие, пусть и не сразу, ответный эмоциональный резонанс.
Поначалу именно человек стремится выстроить города для своей жизни, работы и отдыха, не забывая также и о культурных, образовательных и духовных потребностях. Но потом и город начинает активно воздействовать на человека, фактически меняя, воспитывая его, влияя на настроение жителей и их мысли, подспудно формируя эмоции и даже поведение людей. Как сказал однажды Уинстон Черчилль: «Сначала мы строим наши дома, а потом они строят нас».
С точки зрения резонансного восприятия интересно даже не само предметно-пространственное решение дизайнерского пространства, а то, почему его конкретные элементы взаимодействуют между собой известным образом и никак иначе; интересно и то, как пространство дизайна воздействует на человека. Поняв это, мы непременно сможем организовывать наперед заданное воздействие с нужным нам и пока что отложенным эффектом. Только нужно не забывать, что резонансное восприятие может, конечно же, иметь как положительную направленность, так и отрицательную.
Таким образом, эмоционально окрашенные объекты активно регулируют деятельность человека, тем самым обеспечивая внешнее поведение каждого из нас.
Глава 3. Механизм и принципы эстетического восприятия
1.
Как уже было сказано, предметом эстетики, науки о чувственности человека, является окружающая человека действительность, формы и нормы эстетического чувства. Происхождение этого чувства и изучает эстетика, а кроме этого исследует отношение к окружающей среде, предметам искусства и даже к другому человеку. Неслучайно поэтому эстетику многие считают философским учением о понятии и форме прекрасного в искусстве, учением о природе и человеческой жизни.
Именно посредством эстетического восприятия мы можем чувствовать красоту, сопереживать разным проявлениям искусства, получать от этого всего удовольствие или, напротив, напитываться негативными эмоциями. Дизайн при этом является архисложным и многоуровневым процессом, поскольку порождает необходимое эстетическое восприятие окружающего нас пространства. И когда зодчий создает нечто великолепное, завораживающее своей уникальностью и неповторимостью, он, несомненно, влияет на жизнь всех окружающих, улучшая внешний облик города и создавая оптимальную среду для каждого из нас.
Дизайн при этом влияет на эстетическое восприятие человека самым непосредственным образом, потому современные города не могут обойтись без постоянного совершенствования эстетических составляющих форм и объектов. Наслаждаясь эстетическим зрелищем, мы при этом не воспринимаем простоту или сложность его структуры — нет, мы оцениваем выразительность и богатство форм, а вместе с этим и полноту смыслового содержания элементов. Так любое художественное произведение, если его выполнить со знанием порядка, не пренебрегая методами воздействия на зрителя, может оказать очень большое положительное (или, не будем забывать, отрицательное) влияние на всю последующую деятельность человека.
2.
Эстетические показатели организации дизайна:
— цвет. Ведь определенный цвет, цветовая гамма или подобранное сочетание цветов могут вызвать (и, как правило, вызывают) ответную психологическую реакцию у человека. Каждый цвет несет в себе определенную и довольно мощную энергетику, которую человек при этом получает неосознанно, всего лишь увидев некую общую картину происходящего;
— материал. Им, например, может быть стекло, которое обладает свойством светопропускания, отражения, а также блескости. Именно поэтому использование этого материала позволяет, что называется, «впустить воздух» в сооружение, зрительно его облегчить, создав таким образом впечатление воздушности и пространства;
— фактура. Ведь с помощью различных фактур мы можем задать нужный нам образ пространства, регламентируя таким образом необходимое впечатление;
— масштабность. В нашем случае это соотношение размеров отдельных разновысотных зданий, сооружений и дизайнерски организованных пространств с размерами человека;
— композиция. Ну а она складывается, как известно, из ритма, метра, симметрии и прочего;
— форма. Ее при этом можно не только подчеркнуть и выделить главное, но и наоборот — отодвинуть на задний план некоторые несущественные или отталкивающие детали;
— природосообразность. Именно она при взаимодействии с окружающей средой обеспечивает человеку психологический комфорт, привнося положительные эмоции;
— образ. Он насыщает обыденные предметы чем-то таким, что может запросто мысленно переместить человека в другой мир без всякой телепортации.
3.
Важно еще выделить следующие принципы эстетической организации дизайна:
— колористичность решений, когда отдельные нужные нам части больших жилых, промышленных или административных кварталов выделяются совершенно разными цветовыми гаммами, чем решается проблема узнавания нужных пространств в нынешнем урбанистическом мире;
— многообразность. Она достигается после аккуратного дизайнерского воплощения малых архитектурных форм (нестандартных скульптур, живописных и при этом функциональных киосков или даже необычно оформленных остановок транспорта);
— озелененность территории. Нужно помнить, что дизайнерски подобранные деревья и кустарники на улицах и в скверах, красивые газоны и цветники во дворах непременно радуют окружающих, создавая приятные для глаза пейзажи даже в сочетании с нынешней упрощенной и совсем не выдающейся городской архитектурой;
— безопасность. Сюда входит многое — от узорчатых решеток при устройстве новых бульваров и скверов до кованых литых кронштейнов, поддерживающих козырьки над входами в дома. И всё это, заметим, должно не только способствовать безопасности людей, но и вносить дизайнерско-эстетический элемент в окружающий пейзаж;
— сомасштабность. Под ней понимается возможность включения одноэтажных старых (в том числе деревянных) домов в дворовые пространства современных многоэтажных кварталов.
— художественность. На фасадах зданий нужно не бояться, как происходит еще до сих пор, использовать графику, расширяя таким образом среду бытования объектов искусства.
Глава 4. Резонаторы дизайна как показатели взаимосвязи восприятия дизайна и эстетической деятельности человека
1.
Говоря о дизайне, мы обычно имеем в виду гармоничное сочетание сооружений, предметов, созданных человеком, и объектов природы, погруженных в пространство, в котором происходят процессы жизнедеятельности. При этом дизайн воздействует на человека независимо от его желания, становясь фоном для той самой жизнедеятельности. И это воздействие человек воспринимает, как правило, бессознательно: на улице он, например, даже не обращает внимания на шум машин, разговоры людей, мельком просматривает яркие витрины, воспринимает различные запахи, не осознавая этого.
Дизайн влияет и на условия нашего труда, отдыха и быта, он формирует чувства, эмоции, наше настроение, являясь совокупностью облика и окружающего пространства. Дизайн не существует сам по себе, он часть окружения, включающего объемно-пространственные структуры и даже системы оборудования и благоустройства. Но мы при этом рассматриваем дизайн с точки зрения эмоционального воздействия на человека, а не только как материальное окружение с его физическими, структурными, пространственными свойствами и качествами. Для нас важно взаимодействие дизайнерских объектов с человеком в процессе его деятельности, а также и то, как дизайн вызывает положительные эмоции или эмоциональный дискомфорт.
Взаимодействие человека с дизайном становится все более тесным и сложным, ведь ускоряются процессы внешней и внутренней активности человека.
Связь человека с окружающим миром, в том числе и с дизайном, реализуется с помощью ощущения и восприятия, в данном случае выступающих вместе. Человек выражает свое отношение к воспринимаемому событию или объекту через эмоции, и по смыслу дизайнерская организация окружающего человека пространства должна в первую очередь учитывать те эмоции, которые способствуют адаптации к среде обитания. При этом искомое эмоциональное удовлетворение будет, разумеется, зависеть от того, насколько дизайн отвечает потребностям человека или, если шире, группы людей, тесно связанных с конкретной деятельностью.
Но не стоит забывать, что дизайн, являясь особым видом упорядочивания окружающей среды, включает в себя не только очевидный культурно-исторический, материально-предметный и утилитарный аспекты, но и аспект эстетический. Потому он должен обслуживать не только бытовые потребности человека, но и создавать эстетически освоенный по законам красоты мир, некое особое пространство, в котором все составляющие образуют единый эстетический комплекс.
Большое значение имеют работы по изучению влияния эстетических качеств дизайнерской среды на поведение и эмоциональное состояние субъектов. Известны исследования, где испытуемым предлагали представить эмоциональные состояния, которые они бы, возможно, испытывали, пребывая долгое время в различных по своим эстетическим качествам пространствах, показанным им на слайдах. И, по предположениям руководителей эксперимента, основным связующим звеном между поведением и средой стала эмоциональная реакция.
Можно сказать, что эмоциональное восприятие — это целостное психическое отражение различных событий и ситуаций, представляющих для человека некую значимость. Оно связано с формированием эмоциональных образов таких ситуаций, провоцирующих у нас появление конкретного актуального эмоционального состояния.
2.
Посмотрим на дизайн в процессе формирования эмоционального отклика на воздействие. Так мы определим дизайн не только как предметное окружение человека, имеющее определенные свойства, но и как взаимосвязь дизайнерских объектов с человеком в процессе жизнедеятельности.
Дизайн может быть спроектирован по всем новейшим тенденциям, веяниям и эргономическим параметрам, препятствий для его восприятия вроде бы не должно существовать. Но в конечном итоге он будет отвергнут обществом или отдельным человеком. Получается, что дизайн может либо вызывать положительные эмоции, либо доставлять ощутимый дискомфорт.
Попробуем разобраться, почему нередко происходит такое отвержение дизайна — вплоть до резкой критики его с точки зрения эстетичности. Горожане заявляют о том, что окружающая среда их «напрягает», вызывает астенические, совсем не радостные эмоции.
Такое происходит часто из-за того, что дизайнеры работают над своими объектами без учета даже самых элементарных психологических принципов восприятия человеком пространства. А между тем дизайн, насыщенный зрительными элементами, оказывает огромное воздействие на психическое состояние человека, непосредственно влияет на его психосоматическое здоровье, поведение, интеллектуальное и социальное развитие.
Р. Баркер изучал и сопоставлял поведение детей в естественном для них пространстве и в новой обстановке. Оказалось, что все дети ведут себя на удивление одинаково в одной и той же обстановке. Однако поведение ребенка кардинально меняется и его сложно спрогнозировать, когда он оказывается в непривычных условиях. На основании подобных исследований был сделан вывод о возможности моделирования поведения ребенка всего лишь при помощи организации его пространства. То есть можно создавать новые типы пространств, каждый для конкретной деятельности, задавая им желаемые свойства. Нужно лишь получить полное описание уже имеющихся привычных поведенческих пространств.
Мы знаем, что эмоции — результат долгого эволюционного процесса. Животные с их помощью оценивают стимулирующие свойства явлений окружающего мира и своих внутренних состояний — настроений, стрессов.
Действия человека тоже стимулируют эмоции, но они плохо изучены, а многие из них и вовсе носят индивидуальный характер. При раздражении некоторых областей мозга они проявляют большую активность, если человек стимулируется эмоционально. Причиной же возникновения эмоциональных состояний является выработка определенных химических веществ.
Роль эмоций в жизни человека и определении его поведения несомненна. Принято считать, что в достижении нужных целей важно позитивное мышление: думай о хорошем — и тебя ждет счастье. Ну а губит все наши чаянья, соответственно, негативное мышление. Но все, конечно, не так просто: нужно не забывать, что негативные эмоции помогают постоянно оценивать предшествующий опыт. Потому устранение «негатива» может привести к совсем ненужным результатам.
3.
Восприятие — это сложный процесс приема и преобразования информации. Восприятие не просто суммирует наши ощущения, но создает целостные чувственные образы (при соприкосновении, например, с тем же дизайном). При этом восприятие у человека может быть непреднамеренным, когда он не имеет заранее поставленной цели. Тогда восприятие регулируется внешними обстоятельствами. Восприятие же преднамеренное регулируется уже сознательно поставленной задачей.
Исследователи отмечают, что гармоничный дизайн может ощутимо влиять на формирование внутренней эстетичности мира человека. А эмоциональность дизайнерских элементов городской среды провоцирует у человека появление конкретного актуального эмоционального состояния.
Эмоциональное восприятие при этом обусловлено личностными особенностями, опытом и интеллектом человека. И если правильно спроектировать дизайн, то мы можем целенаправленно влиять на эмоциональное восприятие человека и тем самым отчасти управлять его поведением и психологическим самочувствием.
Опыт показывает, что любой дизайнерский проект должен начинаться с диалога дизайнера, строителя, а в идеале — и экопсихолога. Эти специалисты должны искать такие предметно-пространственные решения, которые будут способствовать позитивной регуляции поведения человека через эмоции.
Например, немецкие дизайнеры в своей предпроектной работе не чураются эмпирического метода, выявляя предпочтения людей, которым предстоит соприкасаться ежедневно с будущими дизайнерскими решениями. Конечно же, это занимает немало времени, но мы же хотим спроектировать наши дизайнерские новации для людей так, чтобы им было комфортно. То есть дизайн должен не подавлять и не поражать человека, а вступать с ним в диалог, побуждая его к сотворчеству.
Уже упомянутые экопсихологи считают актуальными как проблемы восприятия самой дизайнерской среды, так и психологии поведенческих реакций потребителей дизайна. Дизайн имеет большое влияние на то, как люди чувствуют и как ведут себя. Большое количество прямых линий, прямых углов и больших плоскостей, отсутствие или минимальное количество природных элементов, например, как и скудное цветовое решение, разрушенное и неухоженное пространство, — все это так или иначе формирует крайне неблагоприятную среду, вызывает существенный рост поведенческих отклонений, ухудшение настроения, деформацию межличностных коммуникаций, а следом и постоянное чувство тревоги, субъективной опасности. Одни объекты провоцируют стресс и агрессию, а другие могут заряжать позитивной активностью, вызывать желание сохранить эстетику этого объекта.
4.
Основные параметры, которые оказывают влияние на эмоциональное восприятие дизайна:
— насыщенность стрессообразующими факторами (экологические и антропогенные раздражители);
— социальная направленность среды (участие в развитии или сдерживании социальных взаимодействий);
— ориентационный фактор (использование потребителями дизайнерских пространств в соответствии со своими представлениями и ценностями);
— наполненность эмоциями (эстетика предметно-пространственной среды);
— культурно-образовательный фактор (дизайнерское пространство как интеллектуальная, культурная и образовательная среда).
Именно эти факторы в процессе взаимодействия с окружающим дизайном формируют у людей всевозможные чувства. Учет этих факторов в процессе проектирования необходим для создания целостного, психологически комфортного дизайнерского пространства.
Эмоциональное воздействие дизайна основывается на предметно-пространственной организации жизнедеятельности. Программирование восприятия формирует особый слой эмоциональности среды.
Эмоциональное состояние людей весьма индивидуально при восприятии дизайна, но задача дизайнеров — ориентироваться на механизмы избирательности восприятия и использовать возможность программирования выбора объектов этого восприятия. Дизайнерское пространство нацелено на эмоционально наполненные отношения с его потребителями, и потенциал дизайнерских решений, несомненно, нужно использовать для стимулирования чувств, ведь окружающая нас среда состоит в том числе и из эмоций, наполняющих ее.
Глава 5. Дизайн как фактор здоровья и поведения человека
1.
Дизайн важен для создания должных условий труда, отдыха и быта, качества жизни человека. Он оказывает опосредованное латентное влияние на деятельность людей в целом, в том числе как фактор здоровья.
Когда речь заходит о факторах, влияющих на людей, обычно обсуждаются проблемы загрязнения воздуха и воды, говорят о повышенном шуме и радиации, но не упоминают о не менее важном экопсихологическом факторе — постоянной видимой среде, в которой человек пребывает, и ее состоянии. А между тем визуальная среда способна оказывать воздействие на состояние здоровья человека.
Экологическая психология, психотерапия давно доказали, что значение эмоций для здоровья чрезвычайно велико, есть взаимосвязь между стимулами среды и развитием способностей человека. Так, например, военными хирургами замечено, что заживление ран происходит медленнее у солдат, попавших в плен.
Визуальные элементы естественной среды могут влиять на здоровье людей. Роджер Ульрих продемонстрировал это в своем исследовании 1984 года, которое он проводил с пациентами, проходящими курс лечения после операции по удалению желчного пузыря в одной из больниц Пенсильвании. Он разместил пациентов таким образом, что некоторые видели из окна зеленые насаждения, дизайнерский ландшафт, а остальные — кирпичную стену. Выяснилось, что пациенты, которые любовались эстетическим видом, восстанавливались быстрее, чем те, за окном у которых была неуютная серость. Кроме того, у первой группы пациентов и осложнения после операции возникали реже.
Традиционным для клиник Германии, США, Бельгии, Швейцарии и Австрии является наличие эстетически оформленных элементов дизайна в парках и зеленых зонах. В России исторически такие больничные парки присутствовали в психиатрических клиниках, кризисных и реабилитационных центрах, в термальных комплексах и санаториях.
В тех случаях, когда невозможно организовать дизайнерскую среду в больничном парке за окном, используют светодиодные панели, имитирующие эстетичные виды ландшафта. Изображения, имитирующие природные пейзажи, установленные в диагностической лаборатории или помещении, где пребывает пациент, оказывают положительное влияние на процесс выздоровления.
Положительные эмоции человека нормализуют артериальное давление, увеличивают шансы на излечение хронических заболеваний, на увеличение продолжительности жизни.
Учет всего этого в процессе проектирования дизайнерских объектов необходим для создания целостной, психологически комфортной, эстетически ценной здоровой дизайнерской среды. Наполнение окружающего нас пространства объектами, способными вызывать положительные эмоции, позволит не только изменить поведение, но и улучшить качество жизни.
2.
Что влияет на эмоциональное восприятие дизайна? Вот лишь основные факторы:
— уровень стресса — шум, загрязнение, перенаселенность, перенасыщенность импульсами;
— социальные качества дизайнерской среды (ее роль в развитии или подавлении естественных взаимодействий социального характера);
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология дизайна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других