Философия для начинающих. Обзор и основы философии: от античности до наших дней

Сергей Успенский

От античности до наших дней – как философия меняет повседневную жизньСодержание книги следующее:– Основные принципы философии— Дисциплины философии— Документированное размышление— Практическая философия— Введение и заключениеИспользуйте знания из этой книги, чтобы получить первое представление об особой форме познания – философии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия для начинающих. Обзор и основы философии: от античности до наших дней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дисциплины философии

Aициплины в философии — это те поддисциплины, которые можно разделить как по предмету, так и по методу. Таким образом, эти дисциплины свидетельствуют о понимании философии в соответствии с ее процедурами и задачами.

Хотя существует особенно много субдисциплин, которые, в свою очередь, активно подразделяются, саму философию можно разделить на двенадцать основных дисциплин. Здесь будут обсуждаться следующие дисциплины: эстетика, эпистемология, этика, логика, метафизика, натурфилософия, философия права или государства, дидактика философии, антропология конкретно в рамках философии, философия религии, философия языка и теория гуманитарных наук, которая тесно сотрудничает с психологией.

Эстетика

Эстетика, или философская эстетика, описывает теорию так называемых эстетических явлений. В то время как все остальные дисциплины классифицируются очень точно, философская эстетика сталкивается с очень разными оценками. В большинстве случаев эстетике отводится первое место в области философии, поскольку среди многих философов утверждается, что эстетика традиционно наследует и то, что можно понимать под так называемой «первой философией». Другие, однако, сожалеют о сильной потере значимости. Именно поэтому ее нельзя ассоциировать с эмпирической дисциплиной. Это означает, что эмпирическая работа в рамках данной дисциплины не ведется.

Эмпиризм описывает в самых простых терминах, что результаты могут быть получены только путем наблюдения и экспериментов. Философская эстетика, с другой стороны, относится к анализу эстетических объектов. Поскольку красота в основном находится в глазу смотрящего, предмет эстетики очень неясен. Поэтому до 19 века самые разные определения считались неадекватными. Философская эстетика описывала «прекрасное», «искусство», «возвышенное», но также и «чувственное познание».

Эти области применения пересекаются с широким спектром наук, таких как современная психология и социология, но, конечно же, и с анализом в области литературоведения, музыковедения, искусствоведения и, конечно же, истории искусства. Поскольку спектр объектов, а значит и областей применения, немаленький, в рамках традиционных определений всегда возникали проблемы. Таким образом, за последние 2000 лет определения были изменены в общей сложности пять раз.

Теория искусства» была первым определением эстетики. Однако это определение просуществовало недолго, так как уже в самом начале оно было раскритиковано как «слишком узкое». Искусство действительно является важным компонентом эстетики, но при этом критикуется, что, конечно, существуют и другие эстетические переживания, которые вызываются вне живописных работ или общих произведений искусства. К ним относятся, например, события, происходящие в природе. Конечно, их также можно описать в терминах «искусства», но «теория искусства» определяется искусством, созданным людьми. Эстетические переживания вызывались уже в самых ранних зачатках философии, например, радугой. Однако, поскольку они происходят из естественных обстоятельств, они были исключены из определения, которое очень строго пыталась включить «теория искусства». Таким образом, уже в самом начале стало ясно, что пути и средства эстетики должны быть расширены.

Затем «теория прекрасного» приобрела гораздо более широкий спектр. Проблема с этим спектром, однако, заключалась в том, что он подразумевал слишком много определений. Например, не проводилось различия между оригиналом и подделкой, а проблема подлинности представлений также подверглась резкой критике со стороны «теории прекрасного», поскольку эстетически значимые вопросы больше не задавались. Таким образом, различие проводилось только между «красивым» и «некрасивым». Соответственно, не было места для «выразительного», «юмористического», «поэтического» или даже «изящного»; вместо этого выделялись только эти крайности.

Это мировоззрение просуществовало довольно долго, хотя и не воспринималось так серьезно, как описано здесь. Только примерно в 1757 году «теория прекрасного» сменилась «теорией возвышенного», которая, по сути, все еще включала в себя «теорию прекрасного». Теперь красота сама по себе уже не только делилась на различные прилагательные, но и превосходные природные явления также описывались в рамках эстетики. Наряду с прекрасным как таковым, возвышенное было введено в качестве второй основной категории в эстетике после того, как Эдмунд Берк опубликовал работу под названием «Философское исследование происхождения наших идей о возвышенном и прекрасном».

Другой подкатегорией является «теория сенсорного познания», но она подвергается серьезной критике, в том числе потому, что «сенсорное познание» описывает восприятие человека. В этой теории говорится о том, что эстетические качества, помимо всего прочего, могут вызывать и сенсорные восприятия. Однако эта теория не основана на строгих рекомендациях. Поэтому его критикуют за то, что, с одной стороны, он слишком широк, поскольку не всякое восприятие может быть автоматически интерпретировано как эстетический опыт; с другой стороны, однако, он также слишком узок, поскольку эстетический опыт не обязательно должен быть основан на перцептивном опыте. Таким образом, не каждое эстетическое качество может быть отнесено к сенсорному качеству.

Между тем, оно приобрело универсальное, современное определение. Э. Мария Райхер, философ современности и преподаватель университета в Граце, описывает эстетическое переживание в целом как такое, которое «включает в себя постижение эстетического качества». Это означает, что оно подразделяется не только на общее восприятие, но и на эстетическое чувство, которое вызывает эстетический объект. Другими словами, речь идет об эмоциях, которые вызываются при взгляде на эстетический объект. Так, картину Медузы Караваджоса, конечно, нельзя назвать «прекрасной», но, тем не менее, это эстетическое произведение, вызывающее эстетическую реакцию.

В философской эстетике эстетические явления рассматриваются как единое целое, особенно в сферах нематериального плана.

Эпистемология

Эпистемологию часто также называют «эпистемологией» или «гносеологией». Это основная область философии, которая занимается вопросом о всех предпосылках познания. Более конкретно, он рассматривает, как возникают знания и общие формы убеждения. Среди прочего, в нем рассматривается, что представляет собой обоснование или уверенность, а также какие объективные сомнения могут существовать в отношении обвинительных приговоров.

Эпистемология в основном имеет дело с общими совокупностями знаний. Таким образом, эпистемология находится в рамках философии науки и других смежных областей общей философии. В то же время эпистемология не посвящена непосредственно конкретному знанию. Таким образом, оспариваются не приобретенные знания, а классификации, на которые эти знания можно разделить, а также то, как эти знания были получены.

Классификации, которые особенно активно обсуждаются в эпистемологии, — это классификации или категоризации в чувственном восприятии, модельные предположения, которые доказываются методом проб и ошибок, логические выводы и заключения, которые основаны на истине и могут быть доказаны путем осмысления врожденных идей или категорий и откровений. Таким образом, эти классификации используются непосредственно в эпистемологии, так как с их помощью ставятся под сомнение утверждения. Таким образом, под сомнение ставится утверждение о фундаментальной истине. В редких случаях дело действительно сводится к конкретному объему знаний или к самим знаниям. В дебатах они просто используются в качестве примеров, на основе которых затем можно обсуждать фундаментальные предположения.

Поэтому в повседневной жизни эпистемолога интерес представляет не само знание или факт, в котором можно усомниться, а обоснование, стоящее за ним, в общих областях знания. Поэтому сомнение вызывает не само сомнение, которое оправдано и рассматривается в эпистемологии как ценное средство понимания, а разрешение апорий. Апории» — это специально разработанные проблемы в рамках эпистемологии. Нередко после беглого рассмотрения проблемы оказываются совершенно невыполнимыми, поскольку эти проблемы требуют разных подходов. Таким образом, в рамках эпистемологии речь идет скорее об интерпретации собственного восприятия, чем о сомнении в научном знании человека. Однако под сомнение ставится не только собственное восприятие, но и восприятие другого человека.

Поэтому философский подход эпистемологии особенно любят использовать в качестве медиадискурса в современной публичной сфере. Использование его в этом качестве довольно деликатно, поскольку ставит под сомнение фундаментальные выводы других дискуссий. Так называемые «неоспоримые истины», таким образом, ставятся под сомнение. Особенно часто это происходило в последние столетия. Общественные взгляды ставятся под сомнение. Например, естественные науки XVII века критиковали любые «доказательства Бога», созданные христианством в последние годы, поскольку они не могли быть классифицированы как релевантные с научной точки зрения. Эта ситуация была щекотливой, поскольку научный подход к простой проблеме воспринимался большинством людей как основа религии. Таким образом, общая философия также решительно отличается от так называемой «религии откровения», хотя когда-то это была большая составляющая философии с эпистемологической точки зрения.

В эпистемологии, таким образом, в XVII веке была предпринята попытка представить универсальную альтернативу для тех, кто считал, что видеть божество и поклоняться ему невозможно с научной точки зрения.

Таким образом, эпистемология сегодня используется для того, чтобы активно и в то же время объективно подвергать сомнению восприятие другого человека, а также самого себя. Под сомнение ставится не само познание, а то, как человек пришел к этому познанию. Таким образом, эпистемология также учит, что не все точки зрения одинаковы и что существуют различия в восприятии каждого человека. Поэтому эпистемология всегда должна применяться объективно, так как она в основном используется для получения большего количества знаний. Таким образом, сомнение в восприятии не обязательно должно заканчиваться негативно. Других людей можно объективно убедить в чужом восприятии или, что более важно, сформировать собственное мнение, основанное на фактах и уверенности.

Этика

Этика относится к тем областям философии, которые занимаются предпосылками, а также оценкой человеческих действий. Таким образом, этика представляет собой методичное размышление о человеческой морали. В частности, этика вращается вокруг моральных действий и особенно вокруг оправданности высказываний и действий, а также рефлексии. Это означает, что этика не только описывает мораль, но и критически оценивает ее.

Иногда философскую этику также называют «моральной философией» или «философией морали».

Соседними дисциплинами с этикой являются социальная философия, философия права, а также философия государства. Эти дисциплины вместе с этикой объединены в группу «практических философий», поскольку они активно занимаются человеческими действиями и делают это в высшей степени критически. Теоретические философии», с другой стороны, представляют собой классические дисциплины, такие как эпистемология, метафизика, а также логика. Истоки этих классических дисциплин восходят к ранней античности, в то время как «практические философии» являются более современными.

Между тем, этика представляет собой самостоятельную философскую дисциплину, в которой представлены критерии как позитивных, так и негативных действий, которые можно свести к понятиям «хорошо» и «плохо», но также речь идет об оценке последствий и мотивов. Поэтому ее цель основывается на практике, именно поэтому этика очень близка к эмпирической науке. Однако в рамках этики речь идет не о приобретении знаний или анализе самих знаний, а скорее о теологической оценке ответственной практики. Таким образом, этика всегда была руководящим инструментом, помогающим и поддерживающим человечество в вопросах принятия моральных решений. В то же время этика не представляет собой ничего абсолютного. Вместо этого этика может быть использована только для обоснования общих норм и принципов правильных действий или этических суждений или суждений о ценностных предпочтениях, которые могут быть применены к определенным типам проблемных ситуаций. Поэтому в областях применения, зависящих от конкретной ситуации, эти принципы могут оказаться малоэффективными. Поэтому этика не может быть применена к новым жизненным ситуациям. Скорее, это задача подготовленной совести, а также практического суждения.

В центре внимания находятся три вопроса: свобода воли, «высшее благо» и правильное действие в определенных ситуациях и жизненных обстоятельствах.

В частности, этика занимается моральными вопросами, возникшими на основе отношения к жизни, рациональных аргументов и ценностных убеждений. Этические вопросы также обсуждаются во многих религиях, таких как христианская, исламская и иудейская теологии.

Сама этика делится на четыре различные подкатегории или дисциплины внутри дисциплины: метафизика, нормативная этика, прикладная этика и описательная этика. Метафизика как самостоятельная дисциплина будет рассмотрена чуть позже. В принципе, однако, можно сказать, что она имеет дело с универсально обоснованными критериями и методами. В ней представлены не только язык, но и логика моральных дискурсов, направляющие силы этических теорий и методы моральной аргументации. Нормативная этика, с другой стороны, изучает и работает над нормами и ценностями или причинами, лежащими в их основе, которые даны в универсально обоснованном виде. Нормативная этика также описывается как ядро общей этики. По сути, нормативная этика судит о том, что хорошо и что правильно. Таким образом, она представляет собой рефлексивную теорию морали и оценивается как таковая. Прикладная этика опирается на ядро общей этики и, таким образом, на нормативную этику. Прикладная этика вступает в игру, когда она явно касается индивидуальной и социальной этики, то есть, например, когда один или несколько человек проходят медицинское лечение. Таким образом, прикладную этику можно найти в очень специфических областях жизни, таких как медицинская этика или этика бизнеса. Прикладная этика — это четко сформулированные руководящие принципы или действующие нормы и рекомендации для действий в соответствующих областях. Таким образом, она имеет конкретный оценочный характер. В конечном итоге, дескриптивная этика — это очень описательная этика. Она больше не считается канонической, поскольку дескриптивная этика не выносит прямого морального суждения как такового, а скорее описывает мораль, фактически проживаемую эмпирическими средствами, которые можно найти в обществе. Таким образом, дескриптивная этика следует фактическим предпочтениям в действиях, а также эмпирически найденным системам ценностей или норм.

В настоящее время этика чаще всего используется, когда кто-то зашел в тупик. Поскольку этика относится к морали, все стороны перечислены объективно.

Логика

Логика, или классическая логика, или «последовательность» — одна из самых классических и, следовательно, самых старых дисциплин в философии. Обычно считается, что это процесс рассуждения. В частности, речь идет о доктрине рассуждения и доктрине мысли. Логика всегда была очень важна для философов, потому что она придает аргументам структуру. Независимо от содержания аргументов или утверждений, внимание уделяется только их обоснованности, что привело к появлению эффективных способов получения информации и, прежде всего, знаний.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия для начинающих. Обзор и основы философии: от античности до наших дней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я