Автоматизированный характер исполнения смарт-контрактов и независимость исполнения обязательств от
пороков воли, недобросовестных или неточных субъективных оценок превращают их в ценный для применения права инструмент.
Предмет экспертизы
порока воли – установление способности субъекта гражданско-правовых отношений в период совершения сделки свободно и осознанно определять цель и принимать решение по её достижению, влекущее изменение его прав (в том числе их возникновение и прекращение), а также способности руководить действиями по реализации этого решения.
Однако завещание, являясь односторонней сделкой, наравне с другими сделками может быть подвержено «
порокам воли».
Например, кабальные сделки разбираются нами в книге в силу того, что (1) при их заключении отсутствует полноценный
порок воли и сделка является хотя и продиктованной обстоятельствами, но всё же добровольной, а (2) само ограничение вводится только на случай, когда из-за стечения тяжёлых обстоятельств содержание контракта оказалось крайне несправедливым.
Нас интересуют в первую очередь те случаи, когда право может ограничить свободу определения непосредственно содержания контракта, заключённого в соответствующей закону форме, согласно предписанной законом процедуре и с учётом всех определённых законом существенных условий полностью дееспособными и управомоченными на то участниками оборота в трезвом уме и твёрдой памяти и в отсутствие иных
пороков воли (т. е. без насилия, угрозы, введения в заблуждение и иных тому подобных искажений).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: загладиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Из принципа автономии воли субъектов частного права можно при желании «дедуцировать» логику регулирования
пороков воли в учении о сделках, но нельзя создать правовой режим эмиссионных ценных бумаг, обозначить основные параметры юридической конструкции секъюритизации или вывести конкретные правовые решения, касающиеся коллизионных вопросов трансграничных банкротств.
Об этом свидетельствует тот факт, что наличие
пороков воли (обман, заблуждение, недееспособность субъектов и т. п.) может сопровождаться признанием договора недействительным.
Естественное право может поставить под сомнение сделку с позиций
пороков воли как естественных пороков сделки, возникающих помимо закона.
Во многих случаях эти ограничения являются достаточно обоснованными (например, в случаях
пороков воли), в то время как в ряде других случаев – не вполне (например, неоправданное расширение списка существенных условий для тех или иных видов договоров).
Под невменяемостью понимается состояние человека, при котором он не мог осознавать фактический и противоправный характер своих действий (бездействия) или руководить ими (патологический
порок воли) вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия, а также иного болезненного состояния психики.
Это, конечно, в меньшей степени относится к сделкам с
пороками воли, имеющим в себе недостатки, вполне выводимые из воззрений естественного права на волю (и потому в наибольшей степени представленным в сравнительно-правовых штудиях), но весьма ощутимо в прочих, особенно незаконных, сделках.