Данный статистически-адаптационный подход к
пониманию нормы вызывает, однако, резкую и, видимо, столь же, как и сам этот подход, давнюю критику.
Но достаточен ли критерий статистической распространённости для
понимания нормы?
Вторая особенность состоит в том, что психическое развитие начинает рассматриваться в отрыве от самого человека и его индивидуальных особенностей, что приводит к стереотипизации представлений о нормах психического развития (утрачивается
понимание нормы как поливариативного явления, обладающего возможностью множественных проявлений в зависимости от индивидуальных особенностей личности и специфики социальной ситуации развития индивида).
И образ жизни меняется, и то, как мы рожаем деток, меняется – больше деток сейчас сохраняем, и у них есть те или иные сложности – наше
понимание нормы сильно растягивается.
Великие мыслители прошлого, гуманисты и моралисты, на чьих трудах основана эта работа, были философами и психологами; они верили, что понимание природы человека и
понимание норм и ценностей человеческой жизни взаимозависимы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: призматоид — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Второй подход предполагает
понимание нормы как отсутствие патологии и берёт своё начало в медицине и психодинамическом подходе.
Учитывая, что специалист всегда имеет дело с конкретным случаем, с индивидуальной системой, такое
понимание нормы вряд ли способствует объективному распознаванию уникальности каждого конкретного человека и, главное, получению объективного результата оценки его состояния, что должно лечь в основу квалификации его типологической группы и соответственно психологического диагноза.
Это неверное
понимание нормы.
Когда же речь заходила о
понимании нормы, то оно чаще задавалось через отношение к тем же аномалиям: либо негативно – через указание на их в нормальном поведении отсутствие, либо через признание их минимального, сдерживаемого в определённых рамках наличия, которое не угрожает среднему уровню адаптации к социуму.
В какой-то момент чужое представление о «нормальной» жизни затмило собственное
понимание нормы.
Самым, пожалуй, расхожим остаётся для многих психологов и психиатров
понимание нормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и, во-вторых (что необходимо связано с первым), – наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.
Многое из того, что видим в детстве, мы воспринимаем как норму и, став взрослыми, стараемся воспроизвести своё
понимание нормы.
В большинстве случаев это является оправданным шагом, так как не все спорные и краеугольные камни возможно решить и раздробить в нужном ракурсе путём лишь бытового, дилетантского
понимания норм права.
Во-первых, так как именно благодаря ему я столкнулась с ситуацией, в которой без
понимания нормы нельзя было бы сдвинуться с места.
Потом к власти пришли талибы и опять установили средневековый режим, основанный на слепом следовании буквальному
пониманию норм шариата.
Во-первых, это разграничение между дескриптивным и прескриптивным
пониманиями норм, на которое первоначально обратили внимание именно правоведы, а не логики.
Мне понадобилось время, чтобы выстроить баланс в
понимании нормы.
Данная ситуация относится и к современности, в частности, в
понимании норм международного права, а также прав человека.
И у всех разные
понимания нормы.
Да, право (в рабочей формулировке американского юриста – в позитивистском
понимании нормы, обеспеченной государственным принуждением) подчас является самым оптимальным способом организации общественных отношений, однако это утверждение безоговорочно применимо только в «реальном мире».
Иное
понимание нормы сложилось в англосаксонских правовых системах, где определённая часть норм воспринимается в качестве меры необходимого поведения, т. е. достаточного для его оценки юридическим прецедентом.
Думаю, что приведённая позиция отличается от принятого в праве
понимания нормы и может быть сочтена лишь авторским видением проблемы, лишённым практической значимости.
Связующим звеном между нормой и её применением служит
понимание нормы, или, иначе, её толкование.
Православие было не столько вероисповеданием, сколько индикатором принадлежности к «своим» – к определённому стереотипу поведения,
пониманию норм и ценностей, соблюдению правил, касающихся не столько вопросов веры (в которых, подчеркну ещё раз, мало кто, кроме священнослужителей, разбирался тогда, да и разбирается сейчас), сколько обычной рутинной жизни.
Действительно, ключом к
пониманию нормы уголовного права, всем тем, что соединяет в себе познавательные функции закона, выступая центральным конструктом закона, является понятие состава преступления.
Исходя из современного динамического
понимания нормы с позиции высочайших возможностей человеческой природы, можно предположить, что скрябинское стремление к «несбыточному» следует считать не патологией, а скорее эталоном для каждого человека.
Таким образом, процессуальные документы, выносимые в суде надзорной инстанции (как определения судей, так и определения, постановления суда надзорной инстанции), имеют правоподтверждаюшую, защитную функцию (как при отмене или изменении судебных постановлений в порядке надзора, так и при оставлении их в законной силе), воспитательную (как в отношении нижестоящих судов, так и в отношении лиц, участвующих в деле, общества в целом, наблюдающего за ходом судебного процесса) и гносеологическую (ориентируют суды на правильное применение и
понимание норм права и лиц, участвующих в деле, общество).
А во-вторых – и в данном случае это здесь главное, – нагибинское
понимание нормы в большей степени приближено к общечеловеческой норме, нежели множество привычных нам моделей писательского поведения, выработавшихся в условиях нашей достаточно специфической отечественной реальности.
– Нет, ну вы видите? – наконец «отмирает» она. – Никакого
понимания норм этикета.
Советское
понимание нормы исходит из принципа формирования в рамках общенационального языка его нормированной формы.
Ещё один аргумент сторонников определения нормы права через правило поведения – это устоявшееся в правовой науке
понимание нормы как всеобщего регулятора, выполняющего позитивно-регулятивные или охранительные функции.