Такой взгляд для меня в высшей степени конструктивен, поскольку позволяет нередукционистскисоединить сложность в
познании общества и те концепции сложности, которые возникли в последние годы в естественных науках.
Однако
познание общества не ограничивается качественным анализом, и поэтому в случаях, когда это возможно, необходимо также исследовать количественные данные.
Она представляет собой объективно-целевой (телеономический) подход к
познанию общества и человечества и к управлению их функционированием и поступательным развитием, который опирается на идею объективной преддетерминированности определённого результата жизнедеятельности живых систем, а значит, изначальной объективной направленности этой жизнедеятельности на достижение такого результата.
Общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах
познания общества в определённых аспектах и развивающиеся в рамках определённых теоретико-методологических направлений.
Это особенно явно у тех мыслителей, которые настойчивой и острой критикой немало поработали над освобождением естествознания от всех следов телеологии, но в то же время в сфере
познания общества не только сохраняли традиционные идеи и приёмы телеологического мышления, но даже, стремясь оправдать их, перекрывали для социологии все пути к свободе мысли, которая уже стала к тому времени достоянием естественных наук.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лубовой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Этот уровень марксистского
познания общества – соответствует области материального производства, в которой происходит нескончаемая борьба труда и капитала, производственных средств и производственных отношений.
Познание общества нельзя упрощать; оно сталкивается с постоянными ограничениями, которые не всегда позволяют науке проникать в глубины человеческих и социальных отношений.
Если социально-философский анализ общества выявляет его общие закономерности, касающиеся структуры, функций и динамики, формируя, тем самым, методологические принципы
познания общества вообще, то конкретный анализ социальных организмов позволяет понять специфику их строения, функционирования и развития.
Зомбарт определяет назначение социологии в «
познании общества, т. е. человеческой культуры и истории человечества, поскольку эта история рассматривается с точки зрения социальности, т. е. как события, составившиеся из поступков, определяемых чужим поведением или вытекающих из чужого поведения».
В-третьих, контовское понимание системы как единства и целостности взаимосвязанных элементов продолжает оставаться важнейшим ориентиром в
познании общества.
Думается, социоцентризм ввиду научной адекватности этого термина сущностному содержанию общественных процессов, всей жизнедеятельности, – названной экономической (в древности, по отношению к древнему «хозяйству»), должен стать основным актуальным понятием в социально-гуманитарной науке, оставив социализм и коммунизм в истории политизированного
познания общества.
Таким образом, сущность государства, как при социализме, так и при капитализме определяется, уровнем
познания обществом всеобщих закономерностей развития этих общественно экономических формаций, уровнем его бытия, мышления и качеством организации процесса познания этих закономерностей.
Другое дело, что в социологии в ближайшее время едва ли удастся построить столь же простые и строгие модели, но создание даже неточных и несовершенных их образцов может быть полезно для
познания общества.
Социальная философия предлагает частным наукам абстракции наивысшего уровня, тем самым являясь общей методологией
познания общества по отношению к конкретным областям обществоведения.
Познание общества в этом смысле было бы равносильно совершенному познанию существа и судеб нашего рода, что представляется задачей не более лёгкой, чем решение загадки сфинкса.
Историко-системный метод заключается в
познании общества или какого-либо грандиозного явления истории как огромной системы.
Действительно, некоторые ее результаты привлекают всеобщее внимание: рейтинги политических лидеров и партий, электоральные предпочтения, данные об умонастроениях и ожиданиях разных категорий населения, оценки важных событий и государственных решений, общественное мнение о стратегических направлениях развития, векторах международной политики и интеграции, отношение к тем или иным теле- и радиопрограммам, передачам, печатным органам и т. д., предложения населения по разным проблемам повседневной жизни, спрос на товары и услуги – все это важная часть социологической работы, и от ее качественного выполнения зависит степень
познания обществом самого себя, а значит, и социальные настроения людей.
Тем не менее, некоторые профессиональные шаги в
познании общества как такового с использованием системного подхода всё же произошли [41; 45] (и др.).
Позитивисты механически перенесли свои представления о познании природы на
познание общества.
Автор продолжает, по сути, историософский подход русских философов (когда научный не имел когнитивных оснований) и акцентирует внимание на некоторых выводах, которые согласуются, в той или иной мере, и с выводами в научном
познании общества, что и составляет определённую ценность его работы.
Историческая наука является одной из форм исторического
познания общества, она возникла в XVIII в. как следствие утверждения в европейской мысли рационалистической научной парадигмы.
Короче, путь
познания общества в то время проходил через познание «экономического движения» – экономических отношений в обществе.
Но что может дать такой подход для
познания общества, не говоря уже о его преобразовании?
Историческая антропология принципиально меняет логику и стратегию
познания обществ прошлого ещё и в том отношении, что акцент исследований смещается с диахронических изменений в «большом времени» на синхронию.
В течение столетий социальная мысль стремилась к какой-то «естественной» модели научного
познания общества и личности – будто то механицистская, органицистская или кибернетическая модель.
Различие двух типов общества (коллективистского и индивидуалистического) представляет собой важный задел для объективного научного
познания общества.
Обычные люди в массе своей не заняты
познанием общества.
Третья глава посвящена социальным ожиданиям (экспектациям) как ключевой категории в
познании общества.
И каждый человек переживает это состояние по-своему: кто-то видит в нём наказание за собственные ошибки, другие – неиссякаемые возможности для духовного роста и
познания общества с отличной от общепринятой точки зрения.
Человек не может полностью освободиться в
познании общества от своих субъективных установок.
Позитивисты не «перенесли механически» подход в познании естественных объектов в
познание общества.
Всё это позволяет овладеть знаниями в области истории французской философско-исторической мысли, осмыслить вклад французской философии в создание методологии
познания общества в его историческом измерении.
Все 1990-е годы были посвящены попыткам объединения этих ветвей и превращения культурологии в некую «супернауку», синтезирующую в себе социально-научный и гуманитарный подходы к
познанию общества и культуры.
Правильно понять взаимодействие этих сторон – значит встать на путь научного
познания общества как сложной социальной системы, а также отдельных явлений, будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.
Было определено, что сущность государства, как при социализме, так и при капитализме определяется, уровнем
познания обществом всеобщих закономерностей развития этих общественно экономических формаций, уровнем его бытия, мышления и качеством организации процесса познания этих закономерностей.
Человечество издавна ставило перед собой вопросы о соотношении частей знания, предлагаемого опытом предыдущих поколений и накапливаемого человеком во время воспитания,
познания общества и технологий, воспитания своих детей.
В отличие от большинства других общественных и гуманитарных наук, вовлечённых в процесс
познания общества и изучающих отдельные функционирующие в нём подсистемы и подструктуры, внутренние закономерности их развития, социология исходила и исходит из представлений о социуме как целостном образовании.
Нас не волнует чистота дисциплинарной принадлежности в сегодняшнюю эпоху междисциплинарности, когда мы поднимаем вопрос о роли философа в
познании общества, но волнует потеря способности философии вмешаться в спор, поднять его на уровень трансцендентных и трансцендентальных определений, универсалий культуры, символического универсума, картины мира.
Эти классы способны к научному
познанию общества как целого.
Разумеется, само материалистическое понимание истории необходимо рассматривать как один извозможных инструментов
познания общества, не исключающий остальные (нацеленные на выявление культурных детерминант, описание своеобразия отдельных обществ и т. п.) и ориентированный на рассмотрение общества в определённом срезе, с помощью специфической «материалистической» методологической оптики.
Авторы настоящего пособия попытались выстроить логическую цепочку теоретического
познания общества, выделяя характеристику основных составляющих жизни социума.
Но и в современный период, ввиду рыночных разрушений необходимых коммуникаций в научно-философском сообществе (и самого сообщества), многие учёные, – устремлённые к индивидуальному возвышению, сознательно развивают лишь необходимые для себя научные компетенции и в основной своей массе не стремятся к научному
познанию общества как неактуальному, бесперспективному для карьеры и очень затратному по времени и научным усилиям.
По его мнению, присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух проявлениях: как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любых наук социального и гуманитарного профиля, и как самостоятельная область социального и гуманитарного научного
познания общества и его культуры в узком смысле.
Данный том можно считать, таким образом, четвёртой ступенью научного познания комплексного общественного движения и его организованности во всём эволюционно-историческом развитии, посредством соединения естествознания и системного
познания общества в его эволюционно-историческом развитии.
Общей платформой междисциплинарных исследований «народной социальной науки», включающей в себя, помимо «народной социологии», наивную теорию права, экономику и т. д., мог бы стать следующий тезис: нам нужно отучиться смотреть на обыденное знание социальных акторов, на наивные «теории сознания» и «теории общества» только как на преимущество и ресурс, используемый социологом-исследователем в качестве «королевского пути» к
познанию общества, и научиться смотреть на них как на проблему, прежде всего исследовательскую проблему, но не только.
То есть
познание общества, его естественных закономерностей предполагалось путём систематизации выверенных знаний о всех его составляющих, от человека до государства.
Научный позитивизм (естественно-научный, социологический и логический) сыграл свою роль в становлении этапа классической социологии, когда остро стоял вопрос рационализации
познания общества, выработки соответствующих схем, методик, теоретических и инструментальных средств.
И только на высшем, общесоциологическом (макросоциологическом) уровне социология пересекается с философией, рождая феномен бинарного философско-социологического
познания общества.
Целостность обществоведения есть свойство такого
познания общества, при котором законы и категории науки адекватно отражают сущность не только отдельных процессов и явлений, но и сущность их единства.
Системный подход в
познании общества как такового, его организации от истоков социогенеза и последующего креативного, научно-технического и политического развития, с использованием достижений естествознания и прочих достижений в познании природы, человека и общества снимает многие проблематичные вопросы, поставленные автором.