Впервые власть и государство рассматриваются как единое целое, их соотношение, разделение власти, устойчивость, управляемость. Даны определения социализма и капитализма.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Власть и государство при социализме и при капитализме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. О составляющих власти и государства при социализме и капитализме
Наряду с «государственным капитализмом» так же будут рассмотрены вопросы соотношения власти и государства. О собственности при социализме, о кризисах, коррупции и о партиях в государстве.
2.1. О «государственном капитализме»
Поскольку введение К. Марксом закона о прибавочной стоимости, то при рассмотрении в различных государствах, как бы социалистической по сути или по внешним проявлениям, хозяйственной деятельности, возникают понятия стоимости продукта труда, заработной платы и естественно разности между ними. Отсюда многие экономисты, политологи относят эти государства к странам, у которых государственный капитализм. Они утверждают, что если разность между стоимостью продукта труда и заработной платой (прибавочная стоимость) идёт в бюджет государства, а распоряжаются ею чиновники, то в такой стране государственный капитализм. Они забывают, что бюджет при социализме идёт на благо всего народа и чиновники, распределяя его, направляют на образование, медицину, науку и проч. При капитализме прибавочная стоимость идёт собственнику — «На Канары»
Этих исследователей не интересует: структура экономики как системы этих стран, они вообще не знают, что это такое, цель, на которую ориентируются те же чиновники, распределяя бюджет, как его распределяют и многое другое. Почему так?
Причина банальна. Выше было рассмотрено, какой экономике учат студентов и школьников в ВУЗах и школах. Вывод — просто этих исследователей этому не учили. Нет Государственных стандартов по философии экономики, а социализм, как общественно-экономическую формацию, рассматривают как неудачный эксперимент. Своего же интеллекта, чтобы понять, что такое капитализм и социализм у этих исследователей не хватает. Поэтому понятие «государственный капитализм» следует рассматривать, говоря современным языком — как фейк.
2.2. Соотношение власти и государства
Придётся рассмотреть довольно широкое понятие такое, как значение слова «соотношение». Обычно в определениях этого понятия требуется, чтобы объекты, соотношение которых предполагается определить, должны быть одного рода. Мало того, что объекты, «власть и государство», не одного рода, так они ещё и не поддаются непосредственному измерению. Поэтому выскажем просто логическое мнение по этому вопросу, а именно, кто от кого зависит, и кто кого определяет. Кроме того выше определили, что сущность любого государства при любой общественно-экономической формации определяется народом, населяющим это государством, и его осознанием своего места и роли в государстве, а так же и уровнем общественного бытия. Следовательно, логика рассмотрения в этом вопросе будет состоять в определении того, чего «больше» в стране государства или власти.
Выше было показано, что первичность того или иного (сознания или бытия) определяется тем, в какой общественно-экономической формации они рассматриваются. Было определено, что сущность государства, как при социализме, так и при капитализме определяется, уровнем познания обществом всеобщих закономерностей развития этих общественно экономических формаций, уровнем его бытия, мышления и качеством организации процесса познания этих закономерностей. Внутренняя сущность любого государства определяется уровнем взаимоотношения между людьми, которые в свою очередь определяются уровнем бытия и качеством организации в государстве процесса познания законов развития государства и мышления.
Поскольку объекты, соотношение между которыми предполагается определить, не поддаются непосредственному измерению, то воспользуемся теорией нечётких множеств. При этом государство будем характеризовать экономикой, а именно, долей частной собственности на средства производства в государстве. Тогда термами (элементами) нечёткого множества «власть» могут быть: («много власти», «слабая власть», «практически нет власти»). Собственно — это множество выражает утверждение: « у кого средства производства, тот и власть». Функция принадлежности данного множества показана на рис.2.
Рис.2. Функция принадлежности нечёткого множества «власть»
На рис. 2 показано, сколько власти в экономике при разных значениях в процентном отношении доли частной собственности на средства производства в государстве. Так при 30% частной собственности в государстве, доли власти в экономике будет «много» т.е. власть практически управляет экономикой — вписана в структуру экономики. Условно на рисунке показано, что это граница социализма, а функция принадлежности может меняться при этом от 1,0 — государственная собственность (поздний СССР) до 0,75 — смешанная собственность (поздние соц. страны в восточной Европе). При таком соотношении будет ещё социализм, но власть может быть и слабой, и её может практически и не быть. В этом месте на рисунке необходимо строить пересечение функций принадлежности всех элементов множества. При таком соотношении будет преобладать «слабая власть». В этом направлении движется экономика Китая. Если при Мао Дзедуне и Дэн Сяопине была «сильная власть», сейчас там наблюдается «синдром китайской экономики» — события на РЦБ в 2015 г. и в Гонконге в 2019 г.
При большой доли частной собственности в экономике, в структуре экономики власти практически нет. Да, там принадлежат государству отдельные отрасли — почта или железные дороги, но они не делают «погоды» в экономике. Там властвует капитализм — периодически кризисы, темпы роста ВВП (0,5 — 4) %. Экономика развивается стихийно, не предсказуемо, а выражение «мы спрогнозировали» при капитализме не имеет смысла. Развитие экономики — это одна реализация нестационарного случайного процесса — математики нет. Кризисы можно только угадать. Первый подраздел книги автора «Философия экономики социализма и капитализма» называется «Астрология, гипноз и парапсихология». Автор кризис в России 2014 — 206 гг. угадал ещё в конце 2009 г., анализируя «Антикризисную программу Правительства РФ на 2009 г.». Следующий кризис возможен в 2021 — 2023гг. — почти угадал. Таковы общие представления о соотношении власти и государства в различных общественно-экономических формациях, исходя из представления их как явление общественной жизни. Теперь рассмотрим применительно к каждой формации.
2.2.1. Соотношение власти и государства при социализме
Во многих источниках можно найти определение понятия, что такое «власть», например. Власть — это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.
Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C
В тоже время сущность государства — это народ, населяющий эту страну, со всеми его атрибутами. Отсюда государство — это объект, которым управляет власть. Важным является то, что власть — управляющий элемент, а государство — это объект управления. Следовательно, объект работает, так как им управляет субъект — власть. Сущность власти определяется её внутренней структурой.
В таком определении государство уже становится как бы субъектом управления, но оно всего лишь объект. Власть — это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению (Википедии). Больше не будем заниматься анализом других определений
Из определений также следует, что государство — это нечто общее, а власть является как бы элементом этого общего. Значит она внутренний элемент государства — она управляет им. Отсюда следует, что есть ещё элементы в государстве, которые выполняют другие функции, без которых государство существовать не может. Все вместе элементы государства служат для достижения неких целей.
Исходя из такого взаимоотношения между властью и государством, необходимо определиться с целями их отношений. Поскольку в названии стоит социализм и капитализма, то цели возьмём из работы И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», где они сформулированы в форме законов, а именно:
«Существенные черты и требования основного экономического закона социализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники».
«Главные черты и требования основного экономического закона современного капитализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей». (Выделено автором).
Для удобства в дальнейшем цель социализма будем формулировать так «благо всего народа и его развитие», а капитализма — «получение максимальной прибыли». Они приведены рядом, чтобы было видно, что цели разные и, следовательно, государства и власти этих формаций стремятся — служат для достижения разных результатов — вспомните о прибавочной стоимости.
При этом запомним, что социализм предполагает «всего народа» исходя из располагаемых материальных возможностей производства. Поэтому когда ставится вопрос — когда началось строительство социализма в СССР, то ответ очень прост — с ноября 1917 г. Оно длилось до 14 марта 1990 г. Целью власти вместе с другими элементами государства весь этот период было именно достижение этой цели, сформулированной И. В. Сталиным. Именно для достижения этой цели вводился НЭП, проводились индустриализация и коллективизация, была достигнута победа в Великой отечественной войне и в послевоенном восстановлении. Закончилось стремление власти к достижению этой цели только тогда, когда руководству страны (власти) показалось, что достичь «блага всего народа» можно через получение максимальной прибыли. Другого понимания цели смены общественно-экономической формации (всё на уровне «показалось») у власти не было — теории не было, а были всего лишь рассуждения о прелестях другой, для той власти, формации. Следовательно, в государстве появились другие элементы, которые служат для достижения новой цели. Теперь можно построить абстрактное представление власти и государства как объекта исследования.
2.2.2. Абстрактное представление власти и государства при социализме
Зачем нужно абстрактное представление объекта исследования — в данном случае социализма? Во-первых, для исследования нужна структура (элементы и связи между ними) объекта и во-вторых, необходимо понимать, что от чего зависит и, что его определяет. Просто понимать, как функционирует объект, а это значит знать, как устроен этот объект. Кроме того, в литературе появляется много различных прилагательных, как к слову «власть», так и к «государству» в целом. Например, либеральная власть, демократическое государство, тоталитарная власть, либертарианское государство и далее по списку. Так вот, теперь, чтобы утверждать, какое государство представляет та или иная страна необходимо показать его абстрактное представление — структуру данного государства, и указать, какую цель оно преследует (выступает, борется и проч.). Следовательно, из рассуждений об обычаях и нравах в той или иной страны переходим к научному её представлению. Например, древние греки говорили, что атом — это маленькая частичка, а Резерфорд нарисовал два круга, на внешнем круге поместил электрон, во внутреннем — протон и нейтрон, и всё стало понятно на целый период исследований. Абстрактное представление власти и государства при социализме показано на рис.3.
Рис. 3. Абстрактное представление власти и государства при социализме
Причем будем использовать то, что известно из двух предыдущих работ: « Теория социализма и капитализма» и «Философия экономики социализма и капитализма». На рисунке показаны два больших квадрата. Внутри большого квадрата — это территория, где отдельным квадратом выделено общество, а власть представлена тремя элементами: партией, контрольно-репрессивной системой и организационно-распорядительной системой. Партия соединена с обществом прямыми и обратными связями — она его часть. Партия также управляет управляющими организационно — распорядительной системы — это по сути «правительством», которое управляет экономикой для достижения цели, которую провозглашает партия. При социализме — это одна цель «благо всего народа и его развитие». Чтобы управляющие из правительства не «свернули» с пути, партия ими и управляет.
Партия же и управляет («назначает») управляющих контрольно — репрессивной системы — это руководителей финансов, судов и правоохранительных органов.
На рисунке также показаны внешние связи с другими государствами и странами. Все связи показаны сплошными линиями — это говорит об открытости связей, а члены этих органов известны по-фамильно.
На рисунке не показана «демократия» — её при социализме нет. Да, принципы и признаки есть, в реальности нет ни связей, ни её элементов. Почему так? Как известно социализм вырастает из капитализма со всеми его признаками — эгоизмом общества и частной собственностью. Целью партия является «благо всего народа…». Конечной же целью партии является построение высшей цели социализма — коммунизм, где власть будет принадлежать народу — демократия, а партия, выполнив своё назначение, отомрёт.
На рис. 2 приведено абстрактное представление власти и государства в виде рисунка, что не противоречит пониманию «тории», как таковой. Тем не менее, абстрактное представление этого объекта может быть показано и в виде математического выражения, которое возьмём из «Философии экономики…».
Экономика социалистического государства имеет иерархическое строение: федерация, регионы, районы, поселения. При этом каждый нижестоящий уровень работает в интересах большей эффективности вышестоящего: регион в интересах федерации; район в интересах региона; поселение в интересах района. Тогда в целом будет получена максимальная эффективность удовлетворения благами всего народа федерации с учётом всех располагаемых, на данное время, производительными силами.
Государство располагает заданными средствами, поэтому их надо распределить, чтобы были максимально удовлетворены блага всего народа федерации
Max W при C <=Cзад,, (1) Это уровень федерации
при Ф ос. = Фрасп.,
где Cзад = Cбюджет + Cцб + Cфонд. рынка + Cпредп..
Cзад. — средства, которыми располагает государство для производства материальных благ,
Фос. = Фрасп. + Фчаст. — основные фонды государственные и частные, которые участвуют в планировании, должны соответствовать располагаемым — не должно быть избыточных производственных мощностей,
Cбюджет — собранные средства в бюджет — это налоги и собственное производство,
Сцб. — средства, которые должен дополнять Центральный банк путём эмиссии для исключения избыточных мощностей,
Сфондового рынка — средства, которые получены с фондового рынка, за счёт понуждения собственников ценных бумаг вкладываться в реальную экономику,
Спредпр. — средства предпринимателей, которые участвуют в планировании производства.
При решении этого выражения будет получено для каждого региона средства, которые будут получены регионом из федерального бюджета и уровень благ, который он должен обеспечить в интересах получения максимальных благ всем народом на уровне федерации.
На уровне региона есть свои средства, и есть трансферт, получаемый с федерации и их необходимо так распределить между районами, чтобы получить уровень благ в регионе не ниже заданного с уровня данного региона.
Min C, при W> =Wзад. (2) Это уровень регионов.
На уровне района есть свои деньги и есть средства, получаемые с региона и необходимо их распределить так, чтобы получить максимальную эффективность благ, заданных с уровня региона с учётом располагаемых средств.
Max W при C <=Cзад,, (3) Это уровень района.
После решения этого условия будут получены средства для каждого поселения для обеспечения максимальных благ всем жителям поселения
Таким образом, представлен математический закон функционирования социалистической экономики в виде выражений (1), (2) и (3), и он выражает планомерное и равномерное развитие экономики социалистической федерации. В это выражение входит собственность — как частная, так и государственная. Поэтому утверждение многих экономистов, политологов и других, не владеющих теорией экономики, а только рассуждающих о ней, что социализм — это только государственная собственность на средства производства — это ошибочное представление о социализме. Это утверждение, из-за отсутствия теории до её появления было допустимым (не знали, не понимали люди), а с появлением теории — это глупость. Ещё раз напомним, что такое собственность в социалистическом государстве.
2.2.3. О собственности при социализме
Выше была рассмотрена «проблема» государственного капитализма и показано, что это фейк. Поскольку было рассмотрено абстрактное представление власти и государства при социализме в виде математического выражения, то можно посмотреть, как здесь задействована частная собственность. Как правило, когда говорят о социалистической экономике, то всегда подчёркивают, что в нём вся собственность принадлежит государству, и ею управляют чиновники в своих интересах. Из выражений (1) — (3) видно, что не только государственная собственность, но и частная участвует в достижении общей цели. Автором возможный алгоритм участия частной собственности в достижении общей цели социализма приведен в «Теории социализма и капитализма». Из-за того, что последние тридцать лет экономисты практически не занимались теорией социалистической экономики, то они стали утверждать, что это государственный капитализм. В общем, глупость несусветная. При этом утверждается, что такая собственность не эффективна. Однако эффективность той или иной собственности определяется не тем, кому она принадлежит, а тем как она управляется, используется эта собственность и в чьих интересах. Следовательно, и государственная, и частная собственность используется в социалистической экономике для достижения одной цели, которая является определяющей в социалистическом государстве.
На всём протяжении существования СССР в его экономике в большем или меньшем объёме существовали государственная, коллективная (колхозная) и частная собственность. Поэтому по мере развития социализма — реализации властью его цели, будет претерпевать и собственность. Как? Ответ на этот вопрос был дан ещё в далёком 1919 г. в Программе РКП (б). Вот как там записано по отношению к малым и средним предприятиям, которые в своей массе тогда были частными. По отношению к мелкой и кустарной промышленности необходимо широкое использование ее путем дачи государственных заказов кустарям, включение кустарной и мелкой промышленности в общий план снабжения сырьем и топливом, а также ее финансовая поддержка, при условии объединения отдельных кустарей, кустарных артелей, производительных кооперативов и мелких предприятий в более крупные производственные и промышленные единицы; поощрение подобных объединений путем предоставления им экономических преимуществ, направленных наряду с другими мерами к тому, чтобы парализовать стремление кустарей превратиться в мелких промышленников и создать безболезненный переход этих отсталых форм производства к более высокой, крупной машинизированной индустрии.
Как бы не относились к малым предприятиям сейчас, разговоров то много, а толку мало. Причина проста — не включают малые предприятия в общую экономику, например, региона, а стремятся устроить конкуренцию среди малых предприятий.
Эти мероприятия проводились весь период существования СССР с той или иной интенсивностью. Руководство СССР, не владея теорией, когда успешно (И. В. Сталин), а когда не очень (Н. С. Хрущёв), меняли состав и доли различной собственности в составе экономики. В качестве примера следует привести развитие малых предприятий в конце 80 — х годов прошлого века, когда руководство понадеялось, что они будут производить широкий ассортимент товаров народного потребления, и, что они будут сами определять, сколько и чего производить. Однако получилось наоборот, не удалось парализовать стремление кустарей превратиться в мелких промышленников. Из мелких промышленников выросли крупные, которые затем участвовали в приватизации крупной промышленности, но уже в капиталистической России.
Следовательно, вопрос о том какая будет преобладать собственность при социализме бессмысленен. Она будет такой, какая понадобится для достижения главной цели социализма в данный конкретный исторический отрезок времени. Определяться это будет решением условий (1) — (3). Тем не менее, на протяжении всего развития экономики партия будет стремиться к переводу этих отсталых форм производства к более высокой, крупной машинизированной индустрии.
Можно только восхищаться предвидению партии большевиков в далёком 1919 г. о необходимости при социализме переходить к крупной машинизированной индустрии. Только при такой структуре производства можно создавать системы, определяя их параметры с использованием структурно параметрического синтеза по критерию «эффективность-стоимость». Эти системы будут иметь минимальную стоимость, и решать задачи с заданной эффективностью. При этом они не будут иметь конкурентов на мировом уровне.
Можно считать, что выше довольно подробно раскрыто устройство экономики социализма путём представления её закона построения, как в виде рисунка, так и виде математического выражения. Так были устроены экономики в СССР и странах Восточной Европы, и так они устроены сейчас в Китае, КНДР, Кубе и других менее ярко выраженных в плане построения социализма странах.
Здесь необходимо остановиться на последних решениях 4-го Пленума ЦК КПК 19 созыва, на котором сформулирована, как обычно в замысловатой китайской форме и зафиксированная в коммюнике задача «активного участия в глобальном управлении и последовательного внесения вклада в построение сообщества единой судьбы человечества».
Подробнее на https://aurora.network/articles/256-tsifrovoy-mir/74033-predsedatel-si-dannye-predpochtitel-nee-slov
В этой статье обсуждаются выводы исследования ведущего аналитика Международного центра киберполитики Австралийского института стратегической политики Саманты Хоффман. Главный её вывод состоит в том, что Китай не ограничивается оборонительной стратегией превращения страны в высокотехнологичное общество, а стремится преобразовать, в конечном счете, сначала ближайших соседей, потом сферу влияния, и в завершение — весь мир по китайским лекалам высокотехнологичного управления на базе традиционных конфуцианских ценностей.
Представляется, что такой выбор Коммунистической партии Китая на современном этапе вполне закономерен. Суть вот в чём. В 50 — х годах прошлого века широко обсуждалась проблема мирного сосуществования стран с разными Общественно-экономическими формациями, в которых широкое участие принимал и Китай, и СССР, и многие страны. Проводились форумы, создавались международные организации и проч. Так вот, мирное сосуществование возможно в двух формах:
— Страны на базе высоких технологий создают мощные вооружённые силы, которые в случае конфликта могут просто уничтожить друг друга. Система будет очень неустойчивой, поскольку между странами конкуренция. Малейший конфликт, сбой в электронике, война и конец существованию человечества.
— Взаимоотношения между странами строятся на базе соревновательности, взаимопомощи друг другу. Система будет более устойчивой, хотя бы потому, что с размерами вооружённых сил можно договориться — борьба за разоружение. Однако препятствием на таком пути стоит природное свойство человека — его эгоизм.
Включение в текст неких конфуцианских ценностей говорит только о том, что С. Гофман не представляет структуру китайской экономики, и это видно со всего текста статьи. Тем не менее, следует отметить, что и КПК уже имеет проблемы с размером доли частной собственности в стране. В интересах искоренения эгоизма среди китайцев проводится работа по рэйтингономизации населения. Посмотрим, что из этого получится, тем более, что приближается 2021 г. — очередной кризис.
Пока что в этой обрасти немного успехов. Примером являются выборы в местные советы в Гонконге в 2019 г. http://worldcrisis.ru/crisis/3490073. Просто в социалистической стране решили проводить выборы по капиталистическим лекалам. Это известная болезнь — «синдром китайской экономики». Подробнее в «Проблемы федерализма и пути их решения» ридеро.2017 г. (с. 124).
Таким образом, власть при социализме является управляющим элементом и её «много в экономике». Партия управляет управляющими не только на предприятиях с государственной собственностью, но и на предприятиях с частной собственностью. Одной из задач партии является воспитание народа и «искоренение» у него эгоизма. Государство, его сущность — народ. Партия, формируя власть, которая и управляет всеми сторонами его жизни в интересах достижения своей главной цели.
Вот как было записано в Уставе КПСС (1986 г.) Партия существует для народа и служит народу. Она является высшей формой общественно-политической организации, руководящей и направляющей силой советского общества. Партия руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает организованный, планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за достижение конечной цели — победы коммунизма.
Вот запись в Уставе Коммунистической партии Китая (2017 г. с дополнениями 2019 г.). Коммунистическая партия Китая является авангардом китайского рабочего класса и одновременно авангардом китайского народа и китайской нации, руководящим ядром дела социализма с китайской спецификой и представляет требования развития передовых производительных сил Китая, прогрессивное направление китайской передовой культуры, коренные интересы самых широких слоев китайского народа. Высший идеал и конечная цель партии — осуществление коммунизма. Комментарии излишни.
2.2.4. Соотношение власти и государства при капитализме
Если обратится к целям социализма и капитализма, которые в форме законов дал И. В. Сталин, то видно, что они разные. Тем не менее, сущность государства при социализме и капитализме одинакова — это общество. Значит что-то всё же должно отличать социализм от капитализма. Общность широко использовали большевики в 1917 г. Следовательно, надо показать абстрактное представление власти и государства при капитализме — рис. 3.
Сравнивая то, что приведено на рис.2 и 3 видим, что остались два прямоугольника, отображающие «территорию» и «власть». Общество, контрольно-репрессивная система и организационно-распорядительная система остались. Это говорит о том, что эти элементы присутствуют в обеих формациях и, следовательно, закономерным было их использовать после 1917 г. в СССР.
Рис. 4. Абстрактное представление власти и государства при капитализме
.
Появился новый элемент «элита» и изменился вид связей между элитой и остальными элементами власти. Связи изображены пунктирными линиями, а это значит, что либо они есть, либо их нет, а может они идут по-другому, т. е. эти связи как бы условные, виртуальные.
Показана замкнутая система: объект — общество, измеритель — контрольно-репрессивная система и регулятор — организационно-распорядительная система. Представьте себе, что в этой системе есть некий элемент «элита», который неизвестно, как и неизвестно, с какими элементами системы связан. Можно утверждать, что эта неизвестность будет существовать вечно, пока будет существовать капитализм.
Как функционирует данная система. В капиталистических странах есть две власти: одну, которую как бы по всем демократическим принципам избирает общество из «передовых и самых уважаемых» своих представителей. Это триада — представительная (законодательная), исполнительная и судебная власти. В качестве замечания. Некоторые СМИ (журналисты) позиционируют себя четвёртой властью. Однако как видим, власть либо избирают, либо назначают — четвёртого не дано. Вывод — значит все другие, кто считают, что они власть, есть самозванцы.
Продолжим. Однако далее парадоксальный вопрос — есть цель у такой власти. Да, есть, но в форме, высказанной И. В. Сталиным, однако её в такой форме никто не запишет в свою программу. Не важно, по какой системе проходят выборы. В роли целей обычно формулируется некий лозунг, например, «Россия без коррупции», который после выборов, как правило, забывается. Причина банальна, коррупция атрибут рыночной экономики, значит борьба с ней — это видимость борьбы. Значит, партий на выборах может быть столько, сколько можно придумать лозунгов и даже таких примитивных: «Культурное потребление пива!» — «Партия любителей пива». Вся эта власть — это витрина капиталистического государства.
Есть ещё второй слой — это элита. Властный слой, который не видимый, но который при капитализме играет главную роль. Определений элиты предостаточно. Не будем стремиться вводить новое определение, а воспользуемся тем, которое дано в Википедии. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти и экономике. Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, чтобы адаптироваться к неожиданным изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»).
В определении сказано, что элита имеет устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей. О том, что элита имеет устойчивую общность можно поспорить. Тогда бы было известно, насколько по времени, эта устойчивость постоянна. Увы, это никому не известно. В целом же об элите написано много, но никто не указал её место и роль в капиталистической экономике. Поэтому повторим то, о чём автор уже писал http://worldcrisis.ru/crisis/867951.
Представляя элиту как некое сообщество, которое принимает участие в выработке решений на различных уровнях власти и реально оказывает влияние на политическую и экономическую жизнь страны, определим её место и роль в структуре экономики, которые остаются не раскрытыми. Не раскрыты они по простой причине — исследователи не оперируют понятием структуры экономики. Кроме того, важно определится на начало 21 века с понятиями открытой и закрытой экономик. Учитывая же особую роль элиты в обществе, представляет интерес определить соотношение понятий элиты и демократии.
В литературе широко обсуждаются проблемы элиты политической, партийной, бизнес элиты. Однако практически все они посвящены такому внутреннему «устройству» элиты и её влиянию на принятие решений, как будто бы она есть (все говорят о её существовании), и в тоже время как будто бы её нет (за этими разговорами ничего нет). Элиту не назначают, не избирают, а также из элиты официально не увольняют, она относительно не зависима и не персонифицирована. В лучшем случае известны крупнейшие предприятия и банки, которые перечисляют авторы и собственники которых, по их мнению, могут входить в элиту, а вот действительно ли входят их собственники (акционеры) в элиту — это не известно. Тем не менее, в отдельных странах в той или иной мере известны представители элиты и, в общем, известны их планы. Применительно к России нас будет интересовать элита как высший класс в обществе — получатели прибыли, ренты и дивидендов по преимуществу [http://www.opec.ru/1353088.html]. Не претендуя на исследования проблемы российской элиты (об этой проблеме сравнительно много написано). Важно другое, а именно в приведенном источника автор указывает, что «…элиты и сегодня сохраняют свою особую роль, и свои особые функции в общественном развитии, но их цели и методы защиты своего положения, разумеется, меняются».
Власть предлагает или призывает, например, за 10 лет сравняться с передовыми странами. Экономисты пытаются считать (хотя не всегда видно, что они это умеют делать), что для этого потребуется 7 — 8% роста ВВП в год. При этом сразу же возникает проблема, что «постоянно сталкиваемся с невозможностью реализации рациональных и с математической точки зрения оптимальных решений, поскольку они затрагивают чьи-то интересы» (из того же источника). Кого-то не устраивает необходимость иметь средние темпы роста экономики 7 — 8% в год, поскольку для этого необходима другая структура экономики, а с существующей этого достигнуть нельзя (см. например «Структура производства как объекта экономики России»). http://perevodika.ru/articles/25621.html
Другая проблема — проблема демократии, когда все «…спокойно взирают на вполне откровенное противоречие между декларируемой свободой выбора индивидов и доминирующей ролью правящей элиты». Обществу предлагается легенда о справедливости, о возможности продвинуться наверх. Часто рассказывают знаменитую сказку царя Соломона про удочку, утверждая, что у всех равные возможности, забывая при этом, что равных возможностей не дал человеку Бог (природа). При этом общественные науки спокойно взирают на то, что существует противоречие между провозглашаемой демократией свободой выбора каждым индивидуумом своего пути развития и той ролью, которую играет элита в обществе — она «более равна, чем другие».
Поэтому представляет интерес посмотреть как в обществе, по словам Р. Миля (из приведенного выше источника), «элита показывает публике творимую ею историческую драму». Мы видим собственно только сцену, на которой развивается драма, но не видим тех, кто пишет сценарий драмы и кто её ставит. Можно только косвенно определить в процессе самого действия драмы отрывочные представления о замыслах автора (ов) о дальнейших путях развития России. Безусловно, в статье не будут перечислены авторы и режиссеры драмы. Внешне их можно понять, опираясь на различные программы типа «2020», «ИНСОР», выступления представителей близких к коллективам, формируемых эти программы и проч.
Следовательно, элита при капитализме — это власть, которая исполняет роль управляющего элемента — она управляет. Как? Так, как мы наблюдаем здесь и сейчас, но не можем сказать, что будет завтра. Мы не знаем целей элиты. Поэтому для определения соотношения власти и государства при капитализме определим место и роль элиты в экономике. Для этого приведём абстрактное представление экономики в стране при капитализме и определим «много» ли там власти или государства в экономике или «мало» — рис. 5.
Рис.5. Абстрактное представление экономики при капитализме
На рисунке экономика представлена в виде триады: производство (объект), финансы (измеритель), управление (законодательная и исполнительные власти) — регулятор. Это обычная схема управления. Дале будем вести речь с позиции теории управления. Есть ещё одна система — это некий суммарный бизнес и элита. Они связаны с финансами, которые измеряют работу производства, регулятором и производством. Это как бы обратная связь в системе управления. Важно понять — это положительная связь, которая, в конечном итоге, может перевести систему в режим генерации или отрицательная связь, которая стремится, после переходных процессов, привести систему в стабильный режим.
Поскольку представителями элиты могут быть и предприниматели, и представители власти — персонально неизвестно кто они, их и поместили в один квадрат. Тем не менее, поскольку система должна функционировать, то все линии показаны сплошными линиями.
Бизнес при этом выступает в виде положительной обратной связи. Причем собственно бизнес — это тот, который управляет производством. Почему положительной? Потому что его цель, максимизировать прибыль вне зависимости от того, что поэтому думает власть и записано в законах. В своей массе он эгоист.
Элита бывает финансовой, производственной и властной. Она сосредоточена в квадрате «бизнес» и «управляет» и законодательной, и исполнительной властями (стрелка с квадрата «бизнес и элита» указывает на «управление»). Казалось бы, странно — элита «властная» и управляет властью, но так и есть — не все субъекты власти (члены Правительства и Госдумы) принадлежат к элите, и зачастую неизвестно, кто из власти принадлежит к властной элите.
Собственно экономика в таком обществе развивается хаотично. Власть пишет законы — «правила игры». По ним и пытаются действовать все субъекты экономики, при этом каждый пытается решить свои проблемы, добиваться праведными или не совсем методами своего успеха в своей области. В таком обществе, как правило, высокая доля частной собственности в производстве, и как следствие недобросовестная конкуренция. Поэтому экономика с такой структурой очень быстро перешла бы в запредельный хаос. Это становится не очень выгодно властной и прочей элите и она, в конечном итоге, «понуждает» собственно власть сдерживать хаос, т. е. выполняет роль отрицательной обратной связи. Какими методами — это ей одной известно, но одно важно, сдерживание хаоса элите тоже должно быть выгодно.
Если же сдерживание хаоса элите становится не выгодно, то она как бы отпускает «вожжи», и власть объявляет, что наступил кризис. Поэтому в структуре экономики на (рис. 5) элита, располагаясь вместе с «бизнесом», имеет связь с властью, выступает в роли сдерживающего элемента — демпфера кризисов, а значит тоже в виде обратной связи, но только отрицательной. Без элиты в такой экономике кризисы бы следовали практически друг за другом. Следовательно, в кризисной экономике место элиты — это между финансами, бизнесом и властью, а её роль в сдерживании бизнеса от неуправляемого хаоса в экономике путём «управления» властью на предмет объявления кризиса и издания соответствующих законов и постановлений.
Отметим, что сообщения о том, что очередной кризис наступил, начинают поступать от экономистов различных званий и рангов, политологов, журналистов и прочих, практически сразу после того как завершился очередной кризис. Завершение кризиса тоже объявляет власть, естественно, по команде элиты.
2.3. О возможности определения начала и конца кризисов
О возможности определения начала очередного кризиса информации в СМИ предостаточно. Однако чтобы спрогнозировать факт, когда начнётся очередной кризис необходимо представлять (иметь) математический аппарат, описывающий функционирование экономики в государстве. Для этого надо представлять, что это за процесс. Доказано («Философия экономики социализма и капитализма». 2019 г. с. 146 — 147.), что это ОДНА реализация нестационарного случайного процесса. Работа с такими процессами на современном этапе практически не возможна. Вывод — прогнозировать кризисы не возможно. А хотелось бы! Нужна новая математика, например, аттракторы, фракталы и т. п. Поэтому если есть теория, то можно анализировать прошлое, оценивать настоящее и прогнозировать будущее, а если её нет, то вспоминать прошлое, наблюдать настоящее и мечтать о будущем. Значит, начало и конец кризисов в экономике при капитализме можно только угадать. Не случайно ведь первый подраздел, приведенной выше книги называется «Астрология, гипноз и парапсихология».
2.4. О конкуренции и коррупции во власти и государстве при капитализме
Выше было определено, что сущность государства при капитализме — это народ населяющий территорию этого государства, который по своей сути является эгоистом и который рассматривает своё существование в этом государстве только с позиции получения максимальной прибыли себе любимому. Приходя в мир капитализма, человек попадает в такую среду, в которой он вынужден конкурировать, то есть бороться с другими живыми существами, преимущественно своего вида, за различные ресурсы, необходимые для выживания и душевного комфорта. Это происходит из-за того, что, как правило, то, что нужно одному человеку, чаще всего оказываются нужным и другим людям, которые также как и он, хотят это что-то получить. https://psichel.ru/konkurentsiya/
Власть формируется из народа этой страны — капиталистической. Значит, власть по своей сути тоже эгоистична. Чтобы стать счастливым в капиталистическом мире и попасть во власть, нужно обладать определенными амбициями и достигать успехов. А в мире конкуренции и отсутствия доброжелательности этого невозможно достичь без эгоизма и напора.
Тем не менее, с позиции пирамиды потребностей Маслоу такой народ в своей массе подняться выше удовлетворения своих эгоистических потребностей не может. Бичом капитализма является коррупция. Можно долго рассказывать о коррупции — об этом много в литературе. Главное, что все — партии, депутаты власть проч. с ней стремятся бороться. На призывах борьбы с коррупцией удаётся даже осуществлять перевороты в отдельных странах. Разработана даже теория коррупции! Лозунги: «Калёным железом будем выжигать коррупцию», можно встречать перед каждыми выборами.
Из всего многообразия выберем общее:
— Коррупция — атрибут (элемент без которого система существовать не может) рыночной (капиталистической) экономики. Всякие рассуждения о том, что есть капиталистические страны (Сингапур, где глава правительства Ли Куин Ю даже друзей посадил), где нет коррупции — это фейк. Там она просто изящнее.
— Коррупция держится на «трёх китах»:
природа — эгоизм человека. Общество в капиталистической стране по определению эгоистично,
источник — частная и личная собственность. Есть с чего давать.
движущая сила — конкуренция. Грубо — если ты не дашь — даст другой.
Из всего изложенного предстоит определиться, что первично, а что вторично. Это необходимо, чтобы определить путь снижения уровня коррупции — что причина, а что следствие.
Поскольку сущностью государства при капитализме является эгоизм общества, которое возникает из-за того, что свыше 90% членов этого общества в той или иной мере эгоисты. Эгоизм же человека — это благоприобретённое его свойство в результате тысячелетнего развития. Эгоизм необходим человеку для достижения успеха, ради которого порой приходится идти по головам, думая только о собственной выгоде и ни с кем не считаясь. Это слишком грубое понимание пользы эгоизма. Действительно, эгоистичные люди [а мы все в меру или без меры эгоистичные] часто добиваются успеха — подставляя, предавая, используя, обманывая других людей, в том числе и тех, кого они хорошо знали, и кто им безоговорочно доверял. https://psichel.ru/egoizm/.
Теперь обратимся к вопросу — что такое конкуренция? Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О защите конкуренции»
7) конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
9) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
Обратим внимание, что Законодатель подразумевает только два наименования конкуренции — конкуренция (будем называть её — законной) и недобросовестная конкуренция. Понятия добросовестная конкуренция Законодатель даже не дал — её просто при капитализме не бывает! Теперь разберёмся с определением понятия коррупция: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция)
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Следовательно, имеется три явления в природе — эгоизм человека и в обществе — конкуренция и коррупция. Вся эта триада взаимозависима. Эгоизм — это природное явление (от Бога), иначе человек как вид в природе не выжил бы. Эгоизм присутствует всегда. Конкуренция уже является следствием эгоизма. Значит это явление только в обществе (речь идёт о человеческом обществе — другие сообщества нас не интересуют). Коррупция — возникает только тогда, когда общество неоднородно, в смысле обладания собственностью. Собственность с позиции обладания ею, то здесь тоже триада: владеть, распоряжаться и пользоваться. Поэтому по иерархии все три явления можно расположить как бы так: эгоизм, конкуренция, коррупция.
Из определения в законе о коррупции видно, что субъектом деятельности коррупции есть должностное лицо. Должностное лицо выполняет управляющее действие, по управлению чем-то в интересах кого-то. Однако это лицо в принципе ничем не владеет. Известная триада — субъект является собственником только тогда, если выполняется три условия: владеть, распоряжаться и пользоваться. Должностное же лицо не владеет и не пользуется, оно только распоряжается согласно определению, т. е. не является собственником. Значит, оно не является полным собственником, а им является некто иной. Собственность может быть либо государственная, либо частная, включая в последнюю и личную — сочетания их рассматривать не будем.
Следовательно, изначально источником коррупции является собственность, которая принадлежит некоему субъекту. Государство не является одушевленным субъектом и не может быть дающим («нет рук»). Поэтому изначальным источником коррупции является частная и личная собственность, которая находится в одушевлённого субъекта (есть «рука дающего»). У берущего взятку ничего нет, кроме, образно говоря, совести, т. е. всё определяется уровнем его эгоизма. В свою очередь и человек дающий взятку преследует свою выгоду, свои интересы, т. е. также всё определяется уровнем эгоизма дающего. Далее изложим элементы авторской теории коррупции.
Что же предлагают исследования по коррупции. Коррупцию оценивают в баллах, индексах и проч. которые определяют различные фонды, основываясь на выбранных этими фондами факторах (до 10). Ответы получают путем опросов. По результатам делается вывод, что в стране «низкий уровень коррупции», «средний» или «высокий». По этим баллам также ранжируются страны — и говорят: «Россия на таком-то месте». Недостатком такой оценки является её точечность на отрезке, например, от 0 до 10. Можно прочитать, что в стране Х c N баллов уровня коррупции она меньше чем в России, у которой N +1 бал, а в стране У больше уровень. Ну и что? В какую сторону двигаться. Из точки движение в любую сторону правильное. Поэтому и возникают лозунги партий: «Россия без коррупции», «Победим коррупцию за два года» и проч. (знать бы в какую сторону двигаться). На этой основе разрабатываются различные стратегии и планы. Но что можно предложить, не зная теории? В своей массе «теории коррупции» строятся на анализе того «где дают», «за что дают», «кому дают», а затем делаются выводы и предложения. Однако таких «за» и «кому» множество мощности континуума, а значит столько и теорий.
Чтобы понять, почему Россия на таком месте, надо анализировать ситуацию с коррупцией и отношению к этому явлению и с экономикой вообще в других странах, но как кто-то сказал: «Экономика каждой страны больна по-своему». Если же сказать: «У России уровень коррупции 5 баллов». Оценено по 10 факторам. Ну и что? Как это соотносится с каждым из этих факторов? По-видимому, можно воспользоваться методом планирования эксперимента и построить уравнение первого или второго порядка, что и пытаются делать. Потом путём анализа величины коэффициентов при факторах утверждать о весе (значимости) того или иного фактора в явлении. Хотя сами коэффициенты никакого отношения к коррупции не имеют — это просто параметры кривой.
С другой стороны существуют различные математические модели по оценке коррупции, как правило, в организациях. В них оценивается «выгода» «дающего» и «берущего». Поведение «хозяина» и «работника». Иногда утверждается, что коррупция способствует экономическому развитию страны — особенно в странах с переходной экономикой, в других нет. Сложнее с уровнем государства, на этом уровне только баллы, либо общие оценки или рассуждения. Пытаются рассчитывать «оптимальный» уровень коррупции. Причем очень «скромно» говорится о конкуренции, о ней как бы вскользь. Следовательно, явления, в рамках которого существует коррупция, ранжируются в следующем порядке: эгоизм, собственность, конкуренция.
Обращение к конкуренции при рассмотрении коррупции вызвано тем, что что-то должно быть движущей силой коррупции. Поскольку выгоду от коррупционной сделки получают оба субъекта, то должен существовать некто третий который в результате этой сделки должен оказаться в проигрыше, является он одушевлённым или неодушевлённым это не столь важно. В результате совершения коррупционной сделки происходит удовлетворение эгоистических потребностей её двух участников. Следовательно, тогда третий является конкурентом первым, т. е. движущей силой коррупции является в конечном итоге конкуренция.
Рассматривая абстрактное представление экономики можно видеть, что собственность — это производство в широком смысле. Вскользь заметим, что если нет собственности, то нет и денег или чего-нибудь другого — не из чего давать (получена собственность и из неё деньги, которыми можно расплатиться). Поэтому, в зависимости от того, кому принадлежит собственность в экономике и проявляется коррупция. Следовательно, необходимо уяснить, какая бывает экономика, как функционирует экономика, что является движущей силой её развития и какая проявляется при этом коррупция.
Поскольку ни «экономика», ни «конкуренция» не имеют ясно выраженных численных значений, то для определения их в виде неких численных выражениях воспользуемся иными их представлениями. В литературе понятие «экономика» имеет разные значения — бескризисная, кризисная и проч. Можно предложить много различных значений понятия «экономика», например, (слабо кризисная, устойчивая к кризисам, склонна к кризисам и т. д.). Такие понятия можно относить только к экономикам при капитализме. Эти понятия очень условные. В конечном итоге начавшийся кризис в одной стране при капитализме начнётся и других. При социализме кризисов не бывает, они проявляются только некоторым спадом в экономике, которая в результате принятых мер партией сразу — два, три квартала, восстанавливается. Однако для удобства рассуждений примем только два значения — бескризисная экономика и кризисная.
Понятие «конкуренция» тоже имеет разные значения — (добросовестная, просто — конкуренция или «законная» конкуренция, недобросовестная). Эти понятия нельзя представить одним числом, поэтому воспользуемся теорией нечетких множеств. В рамках этой теории каждому значению из понятия «экономика» или «конкуренция» можно придать некоторое информативное значение — функцию принадлежности. Она меняется от 1,0 — данное значение принадлежит данному понятию, до 0 — не принадлежит. Различие между двумя экономическими системами — кризисной (капиталистической) и бескризисной (социалистической), а равно и проявлением конкуренции и коррупции определяется долей частной собственности в государстве. Не вдаваясь далее в теорию нечетких множеств, представим функцию принадлежности понятий «экономика» и «конкуренция» в зависимости от доли частной собственности в экономике государства на рисунке 6.
Рис. 6. Зависимость Функции принадлежности нечётких множеств «экономика» и «конкуренция» от доли частной собственности в экономике
На рисунке 6 показано как меняется возможность (не вероятность) проявления тех или иных ситуаций в экономике. Например, при доле частной собственности 0% возможна только бескризисная экономика — на протяжении 70 лет в СССР не было кризисов, но уже при 20% и выше, где-то до 40% в экономике возможны и кризисные явления. При 60% доли частной собственности экономика возможна только кризисная. При частной собственности менее 75% можно говорить, что экономика несколько устойчивее. При 50% — экономика склонна к кризисам на уровне 0,5, а при 20% доли частной собственности кризисов, по мнению автора, вообще не будет. Если бы доля частной собственности в экономике США была на уровне европейской, возможность кризиса 2007, 2008… г. г. и не было бы, а так имеем то, что имеем. Несколько круче спад функций принадлежности нечеткого множества «конкуренция». Это связано с общей высокой долей эгоистических проявлений в обществе. Просто конкуренция или «законная» конкуренция — так как она сформулирована в законе «О защите конкуренции» представляет собой объединение функций принадлежности добросовестной и недобросовестной конкуренций (см. рисунок 5). В различных странах доля частной собственности разная, а это значит, что в них и разные экономики. Безусловно, можно смещать эти кривые вправо или влево, но суть останется прежней.
Таким образом, поддерживая определенное соотношение частной и государственной собственности, можно избежать или в лучшем случае нивелировать влияния мировых экономических кризисов даже в одной отдельно взятой стране.
Выше было показано, что источником коррупции является частная собственность. Поскольку межу конкуренцией и коррупцией существует взаимозависимость, которая выражается в том, что природа коррупции — это эгоизм собственников, источником коррупции является наличие собственности, а движущей силой, которая «преумножает» собственность является конкуренция. Поэтому поскольку условием существования коррупции в своей основе является конкуренция, то можно построить фикции принадлежности нечетких множеств и «конкуренции», и «коррупции». Совместное их расположение представлено на рисунке 7.
Рис. 7. Функция принадлежности нечётких множеств конкуренция и коррупция от дли частной собственности в экономике
Функции принадлежности нечеткого множества «конкуренция» описаны выше, и они остались неизменны. Функция принадлежности элемента «низкий уровень коррупции» нечеткого множества «коррупция» даже при «нулевой» частной собственности имеет значение 0,2. Это связано в основном с тем, что в государстве всегда есть эгоисты и имеется личная собственность. По мере увеличения доли частной собственности значения «низкий уровень коррупции» растет и, как видно, при «добросовестной конкуренции» он сохраняется и при значении функции принадлежности «добросовестной конкуренции» 0, 2 имеет значение 1,0 — это говорит о том, что при таком уровне «добросовестной конкуренции» всегда присутствует «низкий уровень коррупции». Это при доле частной собственности примерно30%. Однако, при этом проявляется и «средний уровень коррупции», хотя и не очень значительный — на уровне 0,5 — 0, 6. При доле частной собственности больше 50% проявляется «высокий уровень коррупции», а при частной собственности больше 75% в государстве проявляется только «недобросовестная конкуренция» и соответственно ей «высокий уровень коррупции».
В данных рассуждениях никак не отображается суть власти в государстве. Поэтому здесь уместно остановится на выражении, которое очень часто приводят «борцы» с коррупцией: «всякая власть коррумпирована, но абсолютная власть коррумпирована абсолютно» (Л. Актон). Кажется, очень красиво сказано, но бессмысленно и ничего больше. Как соотносится доля частной собственности в государстве с абсолютной властью? Вот на что надо смотреть, а не выдавать лозунги. Еще одна особенность функций принадлежности — уменьшается значение добросовестной конкуренции, а значение уровня коррупции увеличивается и так до тех пор, пока конкуренция не становится недобросовестной, и ей соответствует высокий уровень коррупции. При 100% частной собственности в государстве (чего естественно не бывает) уровень коррупции зашкаливает — значение его функции принадлежности равно 1,0. Причина этого в том, что чем выше доля частной собственности в государстве, тем больше появляется субъектов, у которых есть из чего «дать».
При высокой доле частной собственности в государстве нет никакой роли власти. Она здесь не причем — в стране правит бизнес, власть не вмешивается в экономику — у неё нет собственности. В структуре экономики (в её абстрактном представлении) связь идет только между финансами и производством. Каждый собственник решает свои задачи исходя из своей выгоды. Однако экономика в государстве устроена иерархично, а собственник — это нижний уровень. Тем не менее, для того, чтобы государство развивались устойчиво, он должен работать в интересах вышестоящего уровня. Этой связи нет, и экономика переходит в хаотичное состояние, власть объявляет кризис и начинает править в «ручном» режиме. В этом случае каждый начинает работать в интересах вышестоящего уровня — его туда направляет власть, например, путем выдачи различных кредитов. В предкризисном состоянии коррупция максимальна — власть не следит за экономикой — по уровню коррупции в стране можно судить о приближении кризиса. По поводу кризиса 2007, 2008 г.г.…, который начался в США — видимо кому-то удобно было не замечать действия банков по выдаче ипотечных кредитов. Следовательно, не очень важно какая власть — «абсолютная» или «либеральная», важно каким образом власть вмешивается в экономику, как управляет ею, и кто её (власть) к этому понуждает. От этого и зависит уровень коррупции в стране, а красивые высказывания таковыми и остаются.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Власть и государство при социализме и при капитализме предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других