Архитектура – оболочка, и в
первобытном сознании мыслится как укрытие для тела.
Следовательно,
первобытное сознание, чаще всего совершенно безразлично относящееся к объективной связи явлений, обнаруживает особую внимательность к очевидным или скрытым мистическим связям между этими явлениями.
Миф стал рассматриваться как фантастическое отражение действительности в
первобытном сознании, воплощённом в фольклоре и устном предании.
Подобное «слияние» природы и её чувственно-образного отражения выражает качественное своеобразие
первобытного сознания.
Таким образом, мир представал в
первобытном сознании не только целостным, когда любое явление и сами люди «вплетены» в ткань обобщённого существования, но и обладающим жизненными качествами, очеловеченным.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: цензива — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для
первобытного сознания миф абсолютно достоверен: в мифе нет «чудес», нет различий между «естественным» и «сверхъестественным» – само это противопоставление чуждо мифологическому сознанию.
До нас дошло латинское название болезни эпилепсии: благодаря её судорожным припадкам и приступам временного психического расстройства она должна была производить особое впечатление на
первобытное сознание.
И в том и в другом случае позитивистский рационализм XIX века формируется, отталкиваясь от образа суеверного
первобытного сознания.
Символика огня в
первобытном сознании плотно пересекалась с символикой камня.
Племенное сознание перерастало
первобытное сознание, опираясь уже не на естественные связи, а на общность исторических судеб.
Даже порезы производились раскалённым металлом, так огненное обезвреживание утверждалось даже в
первобытном сознании.
При этом для
первобытного сознания смерть живого существа парадоксальным и вместе с тем закономерным образом не делает его неживым, а приводит к его обновлению, возрождению.
Обсуждение таксономических и классификационных принципов архаического мышления – общее место в работах, посвящённых формам
первобытного сознания.
Причём следует заметить, что в метафоре современный человек в наиболее первозданном виде сохранил те черты «поэтического» мышления, которые были присущи
первобытному сознанию.
В его
первобытном сознании не укладывалось, что камень, пусть даже такой совершенной формы, может летать.
Человеку легко войти в
первобытное сознание; деревья всё ещё в нём живут.
Третья ступень в эволюции
первобытного сознания состояла в расчленении на персонифицированные части самой безличной «маны».
Однако в работах, посвящённых проблемам
первобытного сознания, обозначен и повторяется ряд принципов, которые могут быть рассмотрены как базовые для определения «внелогического».
Корни и магии, и религии – в ассоциативности
первобытного сознания, в его неумении выделить существенные и, как правило, скрытые, не лежащие на поверхности, связи и отношения между явлениями, в принятии случайного и несущественного за существенное.
Но не менее банальная истина состоит в том, что такое понимание чуждо или, вернее сказать, недоступно
первобытному сознанию (и не только первобытному, оно недоступно сознанию определённого типа по сию пору).
Сила становится «идеей фикс»
первобытного сознания.
Стихийный материализм, как он определяется в философской энциклопедии, – это присущая
первобытному сознанию убеждённость в независимости внешнего мира от наших ощущений и уверенность в правильности показаний органов чувств, сочетающихся с учётом разнообразия и изменяемости предметов и явлений мира.
Равно и мистика
первобытного сознания абориген, которая наделяла животных всесилием и поклонялась им – абсолютно материальна.
За этим легко последует провал в «
первобытное сознание» и ощущение, что мир опасен, а вы ни на что не влияете.
В то же время нам не так много известно о внелогических формах сознания, и сами термины «внелогическое мышление» и «
первобытное сознание» остаются в высшей степени спорными и недифференцированными.
Это женщина, она же богиня плодородия, мать-прародительница, выражающая коллективную картину мира
первобытного сознания.
Первобытное сознание было не только, родовым, коллективным, но и синкретическим.
На ранней стадии общественного развития основными способами понимания мира была мифология (фантастическое отражение действительности в
первобытном сознании, выраженное в устном творчестве).
Этот мир был полон опасностей, олицетворением которых стали рождённые
первобытным сознанием образы сверхъестественных существ.
Так
первобытное сознание, родившись на пересечении обычной и альтернативной реальностей, перерастает в логическое и научное мышление.
Первобытное сознание проецировало реальные причинно-следственные связи на персонажей мифа, с которыми человек ощущал постоянную и непосредственную связь.
Мистиками были аборигены:
первобытное сознание насквозь мистично.
А «истина» – это высокая степень абстракции, вошедшая в
первобытное сознание сначала в форме «религиозной истины».
К особенностям
первобытного сознания относится также невольная склонность уподоблять природные, а затем и социальные явления человеку (антропоморфизм), а отношения между этими антропоморфизированными явлениями и предметами – родовым отношениям (родовой социоморфизм).
Отсюда следуют такие черты
первобытного сознания, как эмоциональность, чисто образное восприятие мира, ассоциативность.
Так что, чего удивляться вывертам
первобытного сознания, у которого всё просто: то, что носят воины – оружие.
Так, скажем,
первобытное сознание эпохи неолитаи кочевническое сознание эпохи переселения народовостаются частью сознания человека всех последующих эпох, включая эпоху модернити.
Чтобы понять невозможность такого явления как «прогресс» для
первобытного сознания, необходимо понять саму сущность мышления первобытного человека, его кардинальное отличие от современного.
Таким образом, «для
первобытного сознания, всё окружающее представлялось естественным и реальным», есть животное – есть опасность.
Это собрание было, скорее, этакой специфической попыткой
первобытного сознания получить поддержку и защиту у сородичей перед лицом угрозы космического масштаба – угрозы утраты идентичности, цели и самих себя.
Определимся с терминами, которые используются в этой книге. «Мифологическая модель мира» – система основных представлений, создаваемых
первобытным сознанием.
Тот избыток аффективной чувственности, которым располагает
первобытное сознание, представляет нам вовсе не «слабое» мышление и, тем более, не «бедное» мышление.
Плодом
первобытного сознания могло быть лишь первобытное социоантропоморфическое мировоззрение.
Особенности
первобытного сознания, подчёркиваем, согласно науке, известны главным образом из этнографических наблюдений над народами, находящимися в наше время на ступени неолита.
Накопление материальных благ, которые невозможно использовать – нонсенс, непостижимая глупость, и
первобытное сознание проникнуто пониманием этого насквозь.
Именно этот корпус идей и связанное с ним мироощущение лежали в основании
первобытного сознания и находились в основе шаманизма и других этиологически близких к нему систем верований.