Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения.
Чем меньше возраст ребёнка, тем более выражен
первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребёнок развивается на дефектной основе.
Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление
первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений.
Специфические недостаткиобусловлены органическим поражением центральной нервной системы и выступают в структуре
первичного дефекта.
Наше исследование показало, что нарушение понимания слова сопровождает различные формы афазии, но структура расстройств имеет свои специфические особенности в зависимости от лежащего в основе афазии
первичного дефекта.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гиппарион — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Первичный дефект непосредственно связан с органическим или функциональным нарушением.
Например, поражение улитки слухового аппарата вызывает выпадение слухового восприятия (глухоту) или её недостаточность (тугоухость), которая выступает в качестве
первичного дефекта.
Например, вследствие поражения слухового анализатора возникает
первичный дефект – снижение или отсутствие слуха, что в свою очередь приводит к отсутствию или грубому недоразвитию речи (вторичный дефект), в результате возникают проблемы личностного характера (третичный дефект).
Особенности развития ребёнка с ограниченными возможностями рассматриваются в отечественной дефектологии как результат сложного процесса развития, протекающего при наличии
первичного дефекта (нарушение слуха, зрения, нарушения двигательной сферы, высших нервных процессов).
Как известно,
первичный дефект напрямую обусловлен органическим нарушением (например, слепотой, диффузным поражением коры головного мозга и др.).
Спектр указанных способностей в наибольшей степени удалён от
первичного дефекта умственно отсталого ребёнка, что делает отклонения в их развитии наиболее заметными, явными, однако предоставляет большие возможности для психологической коррекции таких отклонений.
Всестороннее комплексное изучение ребёнка позволяет целенаправленно, с учётом всех особенностей
первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии, реализовывать на практике систему коррекционно-восстановительных мероприятий.
Нарушение этих физиологических процессов ведёт к появлению
первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций, а именно – определённый нейропсихологический синдром.
Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в результате повреждения слухового аппарата и являющегося
первичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпадением функции слухового восприятия.
Важной закономерностью аномального развития является соотношение
первичного дефекта и вторичных нарушений.
Своеобразие ребёнка с нарушенным развитием зависит также и от времени возникновения
первичного дефекта.
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате
первичного дефекта – органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ребёнка.
Непосредственное повреждение нервной ткани речевой зоны мозга влечёт так называемый
первичный дефект речи.
Основываясь на их различии, я постулировал, что стадия завершения анализа нарциссического нарушения личности достигалась при решении нами одной из двух конкретных задач: (1) когда после аналитического преодоления защитных структур был раскрыт и благодаря переработке и преобразующей интернализации в достаточной мере восполнен
первичный дефект самости, в результате чего дефектные прежде структуры самости стали теперь функционально надёжными.
Таким образом, термин «ограничение возможностей» следует понимать как процесс, в котором немаловажную роль играют факторы социальной среды, углубляющие или компенсирующие
первичные дефекты развития.
Глухота –стойкий
первичный дефект; немота обусловленная ею, вторична.
При поражении нижних отделов теменной доли возникает афферентная моторная афазия (лат. afferentis – приносящий, направленный к центру, центростремительный), вызываемая
первичным дефектом кинестетической организации движения или утратой памяти на чувственные образы единиц языка.
Я называю структуру защитной, если её единственная или главная функция заключается в сокрытии
первичного дефекта самости.
Генетическая матрица
первичного дефекта – слабое развитие грандиозных эксгибиционистских аспектов самости – представляла собой недостаточное зеркальное отражение со стороны матери.
Если перевести утверждение, что пациент сформировал эти компенсаторные структуры, в термины метапсихологии (ср. Freud, 1915, p. 203–204), то мы можем сказать, что у ребёнка стали преждевременно преобладать вторичные процессы, что у него развился чрезмерный интерес к словам, чтобы восполнить
первичный дефект, то есть пустоту и ненадёжность довербальных первично-процессуальных переживаний его телесной самости и эмоций.
Не только
первичный дефект может вызывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в определённых условиях воздействуют на первичный фактор.
На развитие аномального ребёнка оказывают существенное влияние степень и качество
первичного дефекта.
Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения имеют разный уровень выраженности, т. е. существует прямая зависимость количественного и качественного, своеобразия вторичных нарушений развития аномального ребёнка от степени и качества
первичного дефекта.