Типы миропонимания и мироощущения, свойственные разным типам общества, определены различным содержанием категорий, лежащих в
основании культуры.
Гердер в качестве
основания культуры видел разум, общество и язык.
Итак, система категорий, лежащая в
основании культуры, выступает в качестве её фундаментальных мировоззренческих структур.
Основание культуры возникает вместе с первой попыткой регуляции отношений.
Философские категории органично связаны с универсалиями культуры, это своего рода теоретическая рационализация последних, их особая проекция, философская рефлексия над
основаниями культуры, а философия в целом выступает в соответствии с этим как самосознание культуры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дислокационный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разнообразие и различия концепций процессуальности определяется разнообразием метафизических
оснований культур и мировоззрений.
Философия стремится дать их осмысление на уровне всеобщности, предельных
оснований культуры.
Традиция, положившая в
основание культуры человеческую свободу, и сделала возможной появление философии культуры.
Гениальность философа и состоит в том, что он пытается осмыслить, наметить пути выхода из исторических коллизий, анализируя соотнесение предельных
оснований культуры и сложившейся культурно-исторической ситуации.
Так, философия постоянно рефлексирует над предельными
основаниями культуры, раскрывая определённые тенденции её развития, тем самым служа эвристикой научного поиска.
Несмотря на то, что феноменальные аспекты прошлого и настоящего бытия во многом известны и постоянно осмысляются философией и наукой в реальной динамике, смыслополагающие
основания культур осмысляются весьма слабо.
Ввиду важности для последующего исследования, здесь необходимо дать краткий аналитический обзор проблемы ценностей как феноменального проявления заглублённых метафизических
оснований культуры, метафизики духа народов.
Иерархия ценностей корректируется в каждой конкретной ситуации выбора и может быть различна, однако есть основания полагать, что и доминанты ситуативного выбора могут быть заложены в метафизические
основания культуры.
Духовно-символические и интеллектуальные
основания культуры познавательной деятельности и проблемы её этнического, исторического и национального социокультурного осуществления взаимообусловлены.
Такая атомизированная по разным
основаниям культура, где нет объединяющих её смыслов и ценностей и господствует лишь принцип консюмеризма, безусловно, порождает проблему национальной идентичности как неких «общих ценностей», сплачивающих нацию.
Основания культуры превращаются в инструменты: научные ценности – в инструменты «воли к власти» над природой и над людьми, ценности религиозные – в инструменты восстановления душевного комфорта, к сожалению, нарушаемого житейскими невзгодами.
Попробуем разобраться, что же лежит в
основании культуры и каковы её функции.
Функции философии в науке действительно огромны: интеллектуальная разведка, обобщения, интеграция знаний, теоретичность, эвристичность, прогноз, вклад в правильную постановку проблемы, уяснение общих
оснований культуры и науки.
Следует признать, что духовность обнаруживает своё двоякое органическое единство с культурой: она является необходимым
основанием культуры, но в то же время духовность как качество личности формируется в лоне культуры.
Благодаря философской рефлексии (от лат. reflecxio – обращение назад, самонаблюдение) – способности мышления к самоанализу, к вопрошанию о самом себе и мире – человек смог размышлять о предельных
основаниях культуры и смысле своего существования.
Язык является фундаментальным
основанием культуры в широком понимании.
Подобный взгляд на характер и основные интенции культуры восточнославянской (русской), развивали не только те, кто пребывал (или пребывает) «внутри» процесса культуроморфотворчества, но и воспринимал совершающееся в культуре (то, что идёт от
оснований культуры – к её продуктам), на уровне смыслов, – что называется «извне».
Философия пытается осмыслить мир во всеобщности причинно-следственных зависимостей, открыть своего рода регулярности, универсальные законы, равно присущие и обществу, и живой и неживой природе, рассмотреть общие закономерности познания и понять его динамику, выявить предельные
основания культуры.
Такая дифференцированная и «атомизированная» по разным
основаниям культура, где нет объединяющих смыслов и ценностей и господствует лишь принцип консьюмеризма – потребительства, безусловно порождает проблему поиска «идеологии ценностей», сплачивающих нацию.
Тенденция отказа от рассмотрения деятельности как сущности человека и единственного
основания культуры усиливается в западной философии на рубеже XIX–XX вв.
На самом деле, безразличие к трагедии смерти, порождающее нигилистическое безразличие к человеку и его неповторимой жизни, с точки зрения
оснований культуры, способа бытия человека отбрасывало культуру и цивилизацию в их понимании человека и отношении к человеку на тысячелетия назад.
Метаморфозы и преемственность традиций – два
основания культуры, влияющие на её существо, актуальное состояние и положение между прошлым и будущим.
Субституциональность, то бишь функция замещения, отсылает нас к фундаментальным
основаниям культуры.
Такая дифференцированная и атомизированная по разным
основаниям культура, где нет объединяющих смыслов и ценностей, где господствует лишь принцип консюмеризма – ничем не ограничиваемого потребительства – безусловно, порождает проблему «национальной идентичности» как общей системы ценностей, сплачивающих нацию.
Начиная с эпохи «осевого времени» трагедия смерти – это то изначальное, принципиальное, что тем или иным образом осмысливается и разрешается в
основаниях культуры, способа бытия человека.
Эти разновидности, как правило, примитивнее своего источника и в современных условиях часто выступают в роли провокаторов, усугубляющих кризис
оснований культуры.
Глубинные духовные
основания культур оставались либо неизвестными, либо воспринимались как некоторый относительно незначительный и несущностный этнографический антураж социальной организации человека (полагавшегося в сущности своей везде тождественным себе абстрактным индивидуумом).
Она рефлексирует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, являются результатом самосознания всей науки, предельным
основанием культуры.
Ихто и понимают как то, что составляет
основание культуры или причину её развития.
Учебная дисциплина «Эстетика», на наш взгляд, особенно актуальна в кризисные, переходные периоды, «на переломе» истории, так как теоретическая рефлексия над основаниями собственного бытия (а такую рефлексию, безусловно, и осуществляет эстетика как наука) даёт возможность понять, прочувствовать глубинные
основания культуры своего времени, осмыслить происходящие в жизни процессы через призму эстетического, художественного сознания.
Власть над человеком смерти, застывшая в типическом и нормативном способе существования человека, в реалиях его судьбы в мире «прогресса» и «всепоглощающего комфорта», безразличие к трагедии смерти, де факто залёгшее в
основаниях культуры как целостной вселенной человеческого существования, обернулись «обничтожением» и «десакрализацией» человека, некой фундаментальной обесцененностью существования и человека, пронизывающей «будни», самые «привычные» и «позитивные» реалии его существования, и с инфернальной символичностью проступающей в вихрях исторических катастроф.
Именно такого рода рефлексия над
основаниями культуры и составляет важнейшую задачу философского познания.
Основание восточной культуры – подчинение человека во всём сверхчеловеческой силе;
основание культуры западной – самодеятельность человека.
Важно подчеркнуть, что стиль мышления науки органично привязан к общему стилю мышления эпохи как обобщённому образу, в свою очередь, всей её культуры, благодаря чему и происходит вхождение
оснований культуры в основания науки, внедрение в науку выработанных и «обкатанных» в культуре представлений, отбор линий, тенденций, наиболее адекватных развитию науки.
Однако начиная с середины XX века глубинные метафизические
основания культур шире и масштабнее проявляют свою сущность, становясь в теории и на практике определяющей силой организационно-управленческой деятельности человека в планетарном масштабе, причиной и условием планетарной прагматики.