В этом плане особый интерес для психолога представляет традиция
народной педагогики.
Истоки
народной педагогики, которую можно назвать первым этапом развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, колыбельных песнях, поговорках, колядках, народных приметах и исторических сведениях.
На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась
народная педагогика.
Рассматривая педагогику как науку и практику, следует учитывать её связь с так называемой
народной педагогикой, или этнопедагогикой.
Русская
народная педагогика уходит своими корнями в глубокую древность.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: холуяж — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Будучи первопроходцем педагогической мысли,
народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.
До настоящего времени в педагогике происходит смешение понятий
народной педагогики и этнопедагогики.
Народная педагогика первична для каждого человека.
Первый уровень – наиболее простой и близкий
народной педагогике – интуитивно-эмпирический.
Народная педагогика содержит как идеал воспитания так и пути и средства его достижения.
Ценности
народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.
Народная педагогика служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука.
Кукла задействована в игре и обряде, кукла – явление
народной педагогики, в ней комплекс представлений о социуме – социальных ролях, семейных и родственных коллективах и функциях.
Народная педагогика является предметом науки этнопедагогики, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука, а также этнопедагогика.
Изучение зарождения и развития этнопедагогики позволит узнать, как появились первые этнопедагогические мысли, как проходило становление этнопедагогики как науки, какие этапы имели место в её развитии, какие тенденции присущи её формированию и как их надо учитывать в современном воспитании детей и молодёжи, в национальной политике в области воспитания, какое значение имеет
народная педагогика для научной, как использовали и используют традиционный народный опыт воспитания выдающиеся педагоги в своей научной и практической педагогической деятельности и многое другое.
Знание богатого воспитательного потенциала
народной педагогики и народной культуры необходимо не только для осмысления и сохранения исторической памяти этносов, но и для использования его лучших традиций в педагогической практике сегодняшнего дня.
Научное исследование проблем
народной педагогики свидетельствует, что изучение опыта воспитания всегда входило в круг научных интересов исследователей.
Они содержат научные обобщения опыта народного воспитания, начальные определения теоретических основ
народной педагогики, раскрывают её богатый воспитательный потенциал.
При её разработке авторы стремились использовать богатое наследие
народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста.
Мудрая, проверенная веками,
народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного, оберегающего родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет».
Она являлась непременным атрибутом
народной педагогики.
Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания,
народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов.
По мере накопления родоплеменными общностями опыта воспитания формировалась
народная педагогика.
Именно
народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.
Значительное место в его работах занимает исследование языка
народной педагогики и проблем введения новых терминов в педагогику.
Можно предполагать, что именно на этом этапе в
народной педагогике наряду с «инвариантами» воспитания появляются «варианты» воспитания.
Раньше, как правило, загадка была обращена к детям и являлась прежде всего частью
народной педагогики; с помощью загадок дети узнавали названия и признаки вещей, познавали окружающий мир.
Загадка – не только важный элемент
народной педагогики.
Одним из таких ресурсов являются достижения
народной педагогики, представленные в отечественном сказочном фольклоре.
Наряду с разработкой современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образцы
народной педагогики.
Славянская педагогика – не только
народная педагогика славян как их практика.
Богатым развивающим потенциалом обладают используемые в интуитивной
народной педагогике считалки, потешки и т. п.
Народная педагогика северных народов заслуживает самого пристального внимания не только учёных, но и государства.
Народная педагогика включала в себя воспитание людей всех возрастов, формирования их отношений между собой и окружающим миром.
Данное пособие – это маленький вклад в решение больших проблем: в нём представлено экологическое воспитание детей дошкольного возраста через воздействие русской
народной педагогики.
Педагогика олонхо – это своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов якутского героического эпоса олонхо нынешним и будущим поколениям через современные формы и методы воспитания детей, основанная на лучших традициях
народной педагогики, деятельностных технологиях современного образования, нравственно-этических идеалах, мировоззрениях олонхо.
Это первые и блестящие попытки русской
народной педагогики, я не думаю, чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.
Объектом нашего изучения кроме
народной педагогики является народная культура.
Эти установки широко представлены и в русской
народной педагогике.