Наконец, бунтовщики постоянно нарушают
моральный закон – предают, обманывают, не щадят слабых и беззащитных.
Соблюдение юридических и
моральных законов является для него не просто обязательством, а основой жизненного принципа.
Именно человек и имел право тво–рить, формулировать
моральные законы, по которым живёт общество.
Но свобода единственная из всех идей спекулятивного разума, возможность которой мы не постигаем, но знаем a priori, так как она есть условие
морального закона, который мы знаем.
Есть такой мир и такое воззрение на жизнь, при котором
моральный закон лишён высокой силы значения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: радёшенек — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Над правом и этикой доминирует общий
моральный закон.
К личности лётчика можно в полной мере отнести слова философа о том, что в ней нет «ничего возвышенного, поскольку она подчинена
моральному закону, но в ней есть нечто возвышенное, поскольку она устанавливает этот закон и только потому ему подчиняется».
Он утверждал, что главным фактором, отличавшим человека от животного, является его интуитивное осознание внутреннего
морального закона.
Здесь акцент делается на том, что существуют универсальные
моральные законы, которые необходимо соблюдать независимо от возможных последствий.
Для того чтобы совершенствовать свой характер, правители должны следовать
моральным законам дао, а для лучшего понимания дао следует развивать чувство «жэнь» – чувство человечности.
Таким образом, видно, что общезначимое определение
морального закона следует отличать от общезначимых, но всегда уже конкретных, содержательно определённых заповедей, индивидуальных действий.
Одно дело – знать, что нации подчиняются
моральному закону в своей политике, и совсем другое – претендовать на знание того, что хорошо и что плохо в международных отношениях.
В соответствии с этой идеей
моральный закон таков: поступай так, чтобы принципы твоих действий во временном существовании сохраняли свою силу и во вневременной непрерывности, в существовании, которое не ограничивает эти принципы.
Обязательства человека в этом направлении определяются его индивидуальностью, поэтому второй тип основного
морального закона также имеет свои границы и смыслы в отношении возможности его исполнения в индивидуальности человека.
Между тем, следует подчеркнуть, что этика является достаточно устойчивой в своих суждениях наукой, ибо в основе их лежат общепринятые, общепризнанные, а потому почти незыблемые
моральные законы, регулирующие взаимоотношения людей, и вечные моральные ценности.
Две силы всегда противостояли силе
морального закона – власть верхов и страх низов.
Следование
моральным законам наделяет наши поступки духовно-нравственным содержанием, заставляет задуматься о любви и справедливости, чувстве долга и ответственности, о том, насколько мы, люди, ещё остаёмся людьми…
Ведь если она действует независимо от нашего осознанного желания, не является ли её «рука» этаким особым,
моральным законом природы?
Их законы и послужили в будущем фундаментом для создания свода
моральных законов скаутов.
Законы физики, экономики зависят от изначально поставленных условий; экономические, к тому же, относятся только к желающим обогащаться ради обогащения;
моральные законы могут быть изменены, но их основные принципы вечны и ненарушимы, потому что природа человека неизменна, если изменить природу человека, то это будет уже не человек.
Злом в человеческой природе являются не склонности как таковые, так же как и не воля как таковая, а только та максима, которая может связать их друг с другом, противореча
моральному закону.
При этом, конечно, люди могут расходиться во мнениях о том, что́ именно сообразно этому объективному
моральному закону и какие действия из него вытекают.
Социальный порядок оказывается укоренённым в естественно-правовой основе, в субъектности индивида, в его естественной способности к организации гражданских отношений на основе естественных
моральных законов и принципов.
Сколько бы вариаций этого возражения ни повторялось, основная идея всегда остаётся неизменной: согласно критической этике,
моральный закон должен быть одинаково определяющим для всех, но эта всеобщая определённость нивелирует всякую личностную особенность.
Эти отвлечённые рассуждения не составляют, строго говоря, науку как таковую, поскольку их целью не является выявление некоего фактически высшего
морального закона; они призваны показать, каким данный закон должен быть.
Хотя авторитет
морального закона стал независим от возможности приближения к наивысшему добру как идеалу, наша обязанность перед законом сохраняет эту возможность.
Эта способность – условие, возможность которого требует концепция
морального закона, хотя его реальность в области естественного знания может быть так же мало продемонстрирована его защитниками, как и его отрицатели способны представить доказательства его невозможности.
Но не бессилен ни перед какой властью
моральный закон.
Последним основанием, по которому должно производиться деление на ложь допустимую и недопустимую, остаётся
моральный закон.
Моральный закон никогда не может включать в себя обобщённое содержание, а значит, он не действителен.
Точно так же и со счастьем, именно потому, что оно было бы содержанием
морального закона, который как таковой никогда не может служить принципом, да и не может.
Ведь поступок, который совершается только для того, чтобы получить это удовольствие, лишается именно этого удовольствия, поскольку именно эта ценность-удовольствие морального одобрения возникает только тогда, когда поступок совершается с учётом
морального закона, но не тогда, когда это удовольствие умозрительно.
Но должны быть приведены в соответствие с
моральным законом понятия и ценности человека.
Поэтому моральным может быть названо не просто поведение, по форме совпадающее с требованиями
морального закона, но и совершаемое из уважения к нравственному закону.
Однако не следует при этом ставить принципы в зависимость от особой природы человеческого разума, как это охотно допускает, да иногда и находит необходимым, спекулятивная философия; нет, именно потому, что
моральные законы должны иметь силу для каждого разумного существа вообще, необходимо выводить их уже из общего понятия разумного существа вообще и таким образом излагать всю мораль, которая для своего применения к людям нуждается в антропологии, сначала независимо от неё как чистую философию, т. е. как метафизику, во всей полноте (что вполне возможно в этом виде совершенно обособленного познания).
Например,
моральный закон требует «свободы» от биологических потребностей и даже социальных норм.
У них нет
моральных законов, у них главное деньги, а значит, они всегда могут предать.
Люди определяют собственный
моральный закон путём поиска взаимной симпатии в обществе, а затем моралисты регистрируют эти законы и преподают их в виде нисходящих постулатов.
Итак, для нас теперь вопрос: с какой точки зрения чистый, формальный
моральный закон представляется человеку как чувствующему существу, мораль – антропологическому человеку, homonoumenon – homophaenomenon, сильтовое существо – природному существу?
Относительно категории дао, вообще чрезвычайно многозначной в «Люйши чуньцю», мы здесь ограничимся лишь указанием, что в данном контексте она приобретает скорее значение
морального закона или нравственной нормы.
В противном случае разум был бы вынужден рассматривать
моральные законы как пустые фантазии, поскольку необходимый успех этих законов, который разум связывает с ними, должен был бы отпасть без этих предпосылок.
Для того чтобы возникло действие, возвышающееся над простой моральной добротой до морального уважения, нельзя обойтись без концепции чистого
морального закона разума, а для того чтобы полностью реализовать эту концепцию, условием служит идея свободы.
Только дуалистический ум может верить, что
моральный закон означает, что люди признают правителя в конечном мире и дают клятву слепо следовать за этим правителем, даже если это означает потерю их собственных жизней.
Для того чтоб общество влияло на своего члена, существовали
моральный закон и моральное право, а также правовая значимость личности из отношений доверия, на которые можно было воздействовать через религию требованием божественной воли.
Что, впрочем, одно и то же, поскольку общественным мнением запрещаются только те поступки, которые запрещаются
моральным законом.
Также существуют телеологический аргумент, основанный на порядке и цели в природе, моральный аргумент, основанный на существовании
моральных законов и ответственности.
Главное – не нарушать
моральные законы общества, не плыть безвольно по течению, не смиряться с суровыми жизненными обстоятельствами.
Подчас отцы церкви, люди от природы хорошие, добрые, начинали с того, что изучали грехи всех людей и черпали в этом источнике свою личную святость; точно так же великие художники, люди вообще-то дурные, пользуются своими пороками, чтобы постичь и изложить всеобщий
моральный закон.
– Твой
моральный закон можно повернуть в любую сторону.
Поэтому
моральные законы есть законы более полной и совершенной жизни.