Универсальность последовательности стадий
морального развития человека опровергается кросскультурными исследованиями.
Они говорят, что поняли эту истину, только достигнув моральной зрелости, но не понимали её в детстве, когда были на высшем из доступных нам уровней
морального развития.
Однажды
моральное развитие человека восторжествует над первородным грехом.
Следующие вопросы касаются также помощи родителей, на этот раз – в эмоциональном и
моральном развитии ребёнка.
В эмпатической способности лежат истоки
морального развития личности журналиста, которое является условием профессиональной деятельности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: реэвакуироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Некоторые педагоги считают, что именно характер разрешения этических ситуаций служит критерием
морального развития личности.
Так, рассмотрение проблем
морального развития приводит к пониманию, что «моральные эмоции» появляются до того, как формируется возможность вербальных «моральных рассуждений».
Так, в издании The People’s paper за сентябрь 1849 г. говорилось: «Государству следует повысить субсидии на нужды образования; создать условия для интеллектуального и
морального развития народа; обеспечить каждого ребёнка достойным образованием; дать возможность работающей молодёжи получить более высокую квалификацию: изучать иностранные языки и осваивать разного рода ремесла…».
В то же время мировая этическая мысль произвела и общее базовое требование к нравственности, которое является главным условием
морального развития нравственных качеств личности.
По её мнению, научное управление предусматривает и
моральное развитие работников, которое достигается культивированием чувства ответственности за себя и других, чувства профессиональной гордости, способности к самоконтролю, чувство справедливости.
Постконвенциональная стадия
морального развития определяет сформированность собственной позиции относительно универсальных принципов, принятие и учёт позиции другого человека, готовность прийти к компромиссу во имя высших ценностей, не лежащих в плоскости сугубо материальных отношений.
Участники с постконвенциональной стадией
морального развития демонстрируют более высокий балл по шкалам «Понимание социальной причинности» и «Аффективный тон отношений».
Приходят времена, когда исчезает и видимая справедливость в мире, преступления перестают скрывать на самых высоких уровнях, а наличие оружия массового поражения, при агрессивной политике владеющих им, показывает, что мы переходим все разумные границы, опускаемся ниже в
моральном развитии прошлых поколений.
Многолетние наблюдения над жизнью и работой школьных коллективов приводили к выводу: в подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения в духовной жизни человека, что много фактов его познания, умственного труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального, эстетического и
морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и таинственными.
Значение, которое придаётся слову «эгоизм» в обществе, не просто неточное: оно отражает страшный интеллектуальный «комплекс», который в гораздо большей степени, чем какой-либо одиночный фактор, несёт ответственность за задержку
морального развития человечества.
Я имею в виду кучу разбросанного мусора: бутылок, жестяных банок и прочего хлама, свидетельствовавшего о низком
моральном развитии дегенератов, способных привнести хаос даже в столь труднодоступные и тихие места.
Показатель искажения стадийности психофизического и
морального развития молодого поколения.
Проблема
морального развития отличается разнообразием школ и интерпретационных теорий, сложной и не всегда систематизированной традицией изучения, междисциплинарностью подходов.
Взаимодействие наук, изучающих
моральное развитие, традиционно строилось на дифференциации сфер ответственности, когда в философской этике решались вопросы концептуального обоснования морали, а в психологии – её эмпирической проверки и прикладного использования.
Однако сегодня востребованным оказывается не просто междисциплинарный подход, а обоснование системной позиции нравственности в общей структуре личности и в общей системе психики, позволяющее осмыслить закономерности современного
морального развития и с философских, и с психологических, и с социологических, и с педагогических позиций.
Классические психологические концепции
морального развития постепенно отказываются от метафизических категорий и последовательно анализируют феноменологию нравственности с позиции антропологических категорий переживаний, суждений, сознания.
С точки зрения психодинамических подходов
моральное развитие представляет собой адаптацию врождённых влечений к требованиям общества в ходе преодоления биологически обусловленных инстинктов.
Тем не менее именно в психодинамических подходах была впервые определена внутренняя логика
морального развития и механизмы появления моральных инстанций личности.
Развитие и усложнение этих образований создаёт к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии– способности осознавать и отдавать себе отчёт в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для
морального развития возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным.
Также полезно иметь в виду, что развитие и эволюцию можно концептуализировать по-разному: с точки зрения чёрт, различий, элементов и этапов, в то время как
моральное развитие касается людей (и общества), развивающихся в направлении моральных ценностей.
Л. Колберг выделил в
моральном развитии три уровня: доконвенциальная, конвенциальная и постконвенциальная мораль, каждый уровень делится на две стадии.
Величие нации и её
моральное развитие можно оценить по тому, как в ней относятся к животным.
Автор говорит, что целью
морального развития мужчин является способность следовать правилам или их создавать; а женщин – умение совмещать собственные потребности с принятием ответственности за других людей.
Различия в направлении
морального развития мужчин и женщин основаны на полоролевых стереотипах, согласно которым основной ролью женщины является поддержание хороших отношений между людьми и оказанием им помощи.
При этом эмпирические исследования продемонстрировали, что уровень
морального развития коррелирует с уровнем образования, который, в свою очередь, тесно связан с уровнем интеллекта (Al-Ansari, 2002).
Если раньше обособленные коллективы могли подолгу находится на собственных ступенях
морального развития, то глобальное информационное пространство и международное сотрудничество ведут к моральной унификации.
Потворствуя такому эмоциональному шантажу, ты позволишь детям управлять собой, что помешает
моральному развитию детей.
Целью данной работы было выявление связей особенностей морального выбора с эмоциональной регуляцией, уровнями
морального развития, вклада эмпатии, а также когнитивных факторов.
Исследователи отмечают, что
моральное развитие детей осуществляется, во-первых, в форме усвоения норм, регулирующих отношения людей и, во-вторых, – способов реализации этих норм.
Таким образом, мы определили, что уровень моральных суждений, отражающий стадию
морального развития личности, оказывается связан с когнитивным компонентом, который проявляется в умении выстраивать логические связи и понимать последствия собственных действий, а также связан с эмоциональным компонентом, теми переживаниями, которые сопровождают отношения и в целом характеризуют эмоциональную включённость и заинтересованность.
Проблема
морального развития в зарубежной психологии анализировалась в нескольких направлениях: через категории моральных инстанций и диспозиций, через выделение отдельных структурных компонентов личности и как производное от межличностных отношений и социального взаимодействия.
Последние из перечисленных – ритмические движения, подвижные игры и подражания, я беру только со стороны их физического воздействия, не затрагивая их громадного значения для умственного и
морального развития детей.
Совесть, являясь проявлением социальной сущности человека, характеризует личность, достигшую высокого уровня
морального развития.
Одно из основных предположений философского образования состоит в том, что жизнь сложна и
моральное развитие человека зависит от понимания сложных систем мира.
Цивилизация возвышает уровень физического и
морального развития народа, но, будучи насильственно и резко внесена в неподготовленную среду, лишь угнетает её развитие.
Конечно, на основании подобной тенденции нельзя сделать вывод о том, что мы либо очень хорошие, либо очень плохие, поскольку промежуточных вариантов в нашем обществе тоже хватает, однако наша российская тенденция регулярно переходить от одной крайности в другую, отмечаемая в самой различной связи (см.: Вехи, 1991), проявляется и в отношении уровня
морального развития.
Сила такая есть, и поднять её можно, правда, это не всегда нужно, так как по мере умственного и
морального развития человека эта сила поднимается сама.