Рассмотрим пример из области регуляции
личностного выбора.
Следующим важным основанием собственно психологической характеристики
личностного выбора становится указание на необходимость «постоянно возобновляющегося усилия» при встрече с ценностью.
Да, мы вступили в период
личностного выбора.
Парадоксальность выбора – при ценностном типе жизненного мира, где и реализуется
личностный выбор – заключается при этом в необходимости сравнивать несравнимое (внутренне сложный мир включает «уникальные в смысловом отношении мотивы»).
Но тем более явным, хотя и не названным, оказывается в описанном
личностном выборе аспект взаимосвязи метакогниций и саморегуляции, на поддержку которых и направлены усилия психотерапевта, нацеливающего человека на то, что нельзя уходить от выбора, и возникающие проблемы – следствие этого ухода.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перхота — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Важным понятием при этом становится конфликтный смысл (Столин, 1983), формирующий два типа самоотношения: основанное на признании или непризнании сделанного выбора, связывающем мотивацию, и мышление через интеллектуальное подтверждение/опровержение
личностного выбора.
Однако остаётся общим одно отличительное свойство, которое учитывается в возможности психотехнического (точнее, психотерапевтического) действа в отношении этих вершинных проявлений
личностного выбора.
Экзистенциально-феноменологическая психиатрия – это «внимание к пациенту, акцентирование его свободы и ответственности, его
личностного выбора», а антипсихиатрия – это «лечение без лекарств, правовая защита психически больных и защита маргинальных элементов общества (например, диссидентов)» – нам нередко приходится читать и слышать именно такие трактовки.
Каждое божество имеет собственный характер, судьбу и поведение; исповедовать культ каждого бога – это
личностный выбор собственных склонностей и привычек; до какой-то степени – и судьбы.
Он рассматривал проблему
личностного выбора в контексте творческого преобразования ситуации неопределённости и необходимости преодоления внешних и внутренних преград для саморазвития личности.
Личностный выбор, поступок позволяют личности утвердить себя посредством определения жизненной позиции на основе личностных ценностей.
Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться
личностным выбором каждого из супругов.
Сверх условно–рефлекторной деятельности не может образоваться механизм произвольности, ассоциированный с “
личностным выбором”.
Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач
личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
При воплощении
личностного выбора в жизнь требуется «акт мужества и риска принятия на себя ответственности» (там же).
При этом
личностный выбор, декларируемый как свободный, по сути дела, предопределён существующим рынком образовательных услуг (разнотипных и разноуровневых учебных заведений), случаен или задан семейной традицией, причём решающую роль в выборе школы играет способность платить.
Она построена в подвижном спектре образовательных услуг для удовлетворения потребностей населения и производственных структур, ориентирована на
личностный выбор в соответствии с индивидуальными целями, социальными притязаниями и финансовыми возможностями граждан.
Основными экспериментальными подходами (принципами) к исследованию отношений ребёнка в социальной психологии детства выступают: принцип и метод смены социальной позицииребенка, проявляющийся, в частности, в приёме постановки себя на место другого в ситуации
личностного выбора, и принцип построения картины мира(мироконструирования).
Кроме того, массовая культура стала определённым средством, снимающим психическое напряжение от обрушивающихся на людей информационных потоков, социальной ответственности и постоянного
личностного выбора.
Ялом (1999, 2001, 2002) характеризовал
личностный выбор (хотя он сам пользовался термином «решение») через понятия отречения (от отвергнутых альтернатив), тревоги (через принятие личной ответственности за последствия выбора) и вины (за неосуществленные возможности).
Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря
личностному выбору.
Принцип смены социальной позиции – это конкретное методическое воплощение общеметодологического принципа деятельностного опосредствованияличности ребёнка и его отношений, суть которого заключается в создании экспериментальной модели жизненных ситуаций
личностного выбора в совместной деятельности детей.
Центральной категорией, находящей своё отражение во всех отраслях психологического знания: от общих вопросов до клинической практики, – является “личность”: психология личности, саморазвитие и самоактуализация, раздвоение личности, девиантные личности, расстройства личности,
личностный выбор, проявление личности, рождение личности, воспитание личности и др.
Свобода и
личностный выбор, таким образом, не одно и то же, хотя они тесно взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.
Для этого нужна была, по справедливому убеждению учёного, новая позитивная наука, важнейшим терапевтическим фактором которой должны выступать не внешние условия, не воздействия извне, а собственные волевые усилия самого пациента, его
личностный выбор, внутренняя дисциплина, творческая деятельность по развитию и реализации своих индивидуальных достоинств и добродетелей.
Важнейшее место в поведении отводится позиции личности [175], которая позволяет занять своё место в системе межличностных отношений, согласно статусу и роли, а также выразить своё отношение к какому-либо явлению, вещи, оценить их, наконец, принять решение, осуществить
личностный выбор.
Основными экспериментальными подходами (принципами) к исследованию онтогенеза отношений ребёнка в социальной психологии детства выступают: принцип смены социальной позиции ребёнка, проявляющийся, в частности, в приёме постановки себя на место другого в ситуации
личностного выбора, и принцип построения картины мира (мироконструирования).
Её пение покоряло не мощью голоса, на которую она и не претендовала, но разнообразием замыслов, богатством проектов, цветением «ста цветов» (в книге их было шестьдесят два, но могло быть и много больше), каждый со своим
личностным выбором, обильной библиографией, построением и оттенком, изысканным рисунком мыслительных конструкций.
Как то, так и другое допустимо, это внутри
личностный выбор каждого.
Так что деформированный в плане поля деятельности интеллект свидетельствует не об узости или единственности его проявления, а о
личностном выборе, пусть даже и болезненном.
Каждый имеет право на
личностный выбор.
Наблюдатель со стороны может как угодно кривить губы на этот
личностный выбор, мол, эти устарели, тот – полный отстой, а этот – вообще годится только для пародий.
Экзистенциальный опыт – опыт проблемного существования, но проблемного не только и не столько в когнитивном смысле; он охватывает ситуации осознанного
личностного выбора, затрагивающего смысложизненные проблемы существования.
Они знают и заранее готовятся к испытаниям, которые им готовит армия, а то и тюрьма (даже самые отъявленные хулиганы с тревогой идут на «взрослую зону», отлично понимая, что там нужно будет сделать
личностный выбор принципов раз и навсегда; роли-статусы в уголовной субкультуре не меняют).
Оно слишком полагается на
личностный выбор, на волю и совесть индивида.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.