Конец XX в. ознаменовался новым научным взглядом на реальность, связанным с революционными достижениями в области когнитивных наук и новыми
концепциями сознания и причинности.
Обсуждение этих видов ошибок не несёт уже для философа столь важной идеологической нагрузки, но ценно для нас тем, что здесь становится конкретней и содержательней его
концепция сознания.
При изучении его теоретического наследия в области психологии первостепенное значение приобретает разработанная им
концепция сознания.
Представления единой
концепции сознания и эмоций в самом общем виде не противоречат последнему утверждению.
Континуальность (недизъюнктивность) в единой
концепции сознания и эмоций означает, что в развитии нет критического момента появления сознания или исчезновения эмоций.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: апшеронский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Экспериментальные данные оправдывают это ожидание (см.: Fraisse, Piaget, 1963; Gross et al., 1997; Panksepp, 1994), подтверждая не только предсказание единой
концепции сознания и эмоций, но и ортогенетический принцип.
Из единой
концепции сознания и эмоций следует, что чем выше пропорция активных в реализующемся поведении элементов, принадлежащих низкодифференцированным системам, тем выше интенсивность эмоций, т. е. выше выраженность э-характеристики поведения в сравнении с с-характеристикой, связанной с активностью элементов, принадлежащих к высокодифференцированным системам.
Из единой
концепции сознания и эмоций следует, что: поскольку в обеспечение поведения с необходимостью вовлекаются наиболее рано сформированные низкодифференцированные системы, постольку эмоция той или иной интенсивности свойственна любому поведению.
Согласно единой
концепции сознания и эмоций, бóльшая интенсивность субъективных переживаний эмоций и бóльшая выраженность их психофизиологических проявлений соответствуют актуализации систем меньшей степени дифференцированности.
Преодоление бихевиористской концепции поведения является вместе с тем и преодолением интроспективной
концепции сознания.
Эта линия развития связана с последними революционными достижениями в области когнитивных наук и новыми
концепциями сознания и причинности.
Концепция сознания столетиями занимала философов, но упорно не поддавалась – и до сих пор не поддаётся, надо сказать – простому определению.
Этим положениям традиционной идеалистической
концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция.
Эта позиция бихевиоризма обусловлена тем, что бихевиоризм в своей борьбе против психологии сознания исходил из той
концепции сознания, которая была создана субъективно-идеалистической психологией.
Так в рамках эмпирической психологии устанавливается интроспективная
концепция сознания как особого замкнутого в себе и самоотражающегося внутреннего мира.
Это был кризис декарто-локковской интроспективной
концепции сознания, которая в течение столетий довлела над психологией.
Ибо, когда трансформация сознания произошла и оно ухватилось за очередную опору, начинается трансформация физического тела, которая продолжается до тех пор, пока устоявшиеся
концепции сознания не перестанут соответствовать трансформирующейся действительности.
О темпоральной
концепции сознания, а также о темпоральной этике, предлагающей сместить фокус внимания с обладания вещами на использование их функций, с оценочных предикатов на содержание событий, с пространственных границ на своё присутствие во времени, читайте в последующих публикациях.
Начнём с рассмотрения
концепции сознания как активного участника в создании материальной реальности.
И вот здесь, как раз, квантовая
концепция сознания может сказать нечто новое.
Йогачара – школа дхармовых признаков, связываемая с виджнянавадой или
концепцией сознания.
Изменение состояния любого элемента или участка нервной ткани, клетки, нейрона, происходящее под внешним влиянием, рассматривается в информационной
концепции сознания как появление в нервной ткани или волокне информации о внешнем воздействии.
Некоторые авторы также распространяют
концепцию сознания на элементарные ощущения, которые возникают даже в отсутствие самосознания.
Объединяя всё вышесказанное, можно предположить, что соционика даёт направление к созданию современной
концепции сознания, в то время как с другой стороны к той же концепции сознания приближается современная физика.
Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую
концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.
Сводя психику к сознанию, а сознание к самосознанию, к отражению (рефлексии) психики в себе самой, эта ставшая традиционной для всей психологии декарто-локковская
концепция сознания отъединила сознание человека от внешнего мира и от собственной его внешней, предметной практической деятельности.
Более детально модель квантового идеализма была развита в моей статье «Квантово-информационная
концепция сознания и реальности», где сознание наблюдателя (LC) рассматривается как онтологически самобытный аспект мироздания, реализующий непрерывный процесс квантового выбора из вселенской информационной базы данных (POR).
Новейший миф, выведенный из постпсихологической
концепции сознания, устанавливает внутри художественной деятельности множество парадоксов, связанных с достижением абсолютного состояния, описанного великими религиозными мистиками.
Ответ на этот вопрос мы даём на основании знания информационной
концепции сознания, что такое ум или сознание, ощущение или чувство, мысль или идея, как элементы или предметы в форме понятий процесса мышления, как способности сознания.
Теперь же мы обратим внимание на
концепцию сознания как наблюдателя – важное понятие как в квантовой физике, так и в психологии.
В информационной
концепции сознания приемлемым с точки зрения современных научных данных образом конкретизируется философское положение о первичности материального и неразрывной связи материального и психического, а также объясняются конкретные механизмы связи между материальным и психическим.
Но если для второго закона термодинамики его сущность проясняется уже более ста двадцати лет, то содержание информационной
концепции сознания сегодня может быть понятным очень малому числу людей мыслящих.
В соответствии с изложенными представлениями о возникновении сознания и мышления, появлении информации в нейронной среде человека с ясным пониманием её смысла, формируемых значений в виде понятий и слов человеческого общения, обеспечивающих возможности и условия общения людей и органических существ животного мира между собой, строится и цикл публикаций из четырёх частей или книг, объединённых общим названием «Информационная
концепция сознания».
Всё, что от нас требуется, – последовательно обращаться к каждому из пяти столпов (
концепций сознания), чтобы выявить старые убеждения, освободиться от ограниченных интерпретаций и оставить лишь то, что способно помочь нам в нашем развитии.
Современные
концепции сознания разнородны.
В этой главе мы провели аналитический обзор
концепций сознания и восприятия, рассматривая их в контексте квантовой физики.
Теперь, когда мы обсудили основы квантовой физики и рассмотрели
концепцию сознания как наблюдателя, наше внимание переместится к практическому аспекту квантовой психологии.
Главный недостаток современных антинатуралистических
концепций сознания видится в полном отрыве от науки и научной картины мира.
Таким образом, он указал на связь между высшими
концепциями сознания и их материальными проявлениями.
Единая картография сознания – это попытка объединить в одной картографии
концепции сознания восточной и западной традиции.
Философ в своей работе свободнее, потому что он формулирует
концепции сознания в «кабинетных» условиях, в отличие от психиатра, который работает с сознанием в «боевых» условиях, не как с философской проблемой, а как с «больным местом» конкретного человека.
Укажем на один аспект работы информационной
концепции сознания, относящийся к наименованию действующих на человека предметов и явлений внешнего мира.
Но это и не удивительно, поскольку в этом и состоит вся проблема соотношения физических процессов в мозге человека и его сознанием, и которая должна найти разрешение хотя бы в одной из
концепций сознания.
Во-вторых – и это главное – в
концепции сознания, которое порождает сам феномен культуры.
Настоящая книга «Развитие» является второй книгой «Информационной
концепции сознания», не предусматриваемой никаким прежним планом.
Но другого варианта
концепции сознания, не имеющей разрыва в объяснении (explanatory gap), в настоящее время нет и, видимо, не может быть в принципе.
Как возникает это идеальное единство реального мира – на это и должна ответить, по мере своих возможностей, информационная
концепция сознания.
Информацией в «Информационной
концепции сознания» рассматривается как всегда то, что несёт новое о чём-либо, но, как правило, ожидаемое.
Что такое квантовая
концепция сознания? Может ли человек, опираясь на эти знания, по-новому научиться воспринимать происходящие события?
Нарастает переосмысление физиологического редукционизма разума человека на основе энергоинформационной
концепции сознания, предполагающей его полевые субстраты.