Вряд ли было в истории людей событие с большим искажением понятия того, что обозначается словом информация. Ученый мир пребывает в заблуждении относительно смысла этого слова. «Мир полон информацией», «Человек черпает информацию из внешнего мира» – что может быть нелепее этих слов, произносимых самыми известными учеными современности? Даже гений популяризации космологии Хокинг не смог избежать ложного понимания этого слова. Не случайно он проигрывал все пари о потере информации в черных дырах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 3. Информация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
18-02-2017 Информационная концепция сознания Д. И. Дубровского
1. Из Википедии. Приводится весь текст об информационной концепции сознания Д. И. Дубровского, в кавычках. И далее, по отдельным смысловым высказываниям автора, дается развернутый, насколько позволяет ситуация, комментарий. Текст из Википедии — полторы страницы. Рассмотрение позиции Дубровского — на пяти страницах, его высказывания — курсивом. Итого, примерно семь страниц текста.
2. «Проблема соотношения сознания и мозга находится на стыке философии и конкретно-научных дисциплин. Философское решение этой проблемы представлено в трех вариантах. Дуалистическая концепция рассматривает материю и сознание как две не зависящие друг от друга субстанции, существующие по собственным законам. Идеализм признает первичным духовное начало, а материю рассматривает как одно из проявлений духовной субстанции. Материализм, напротив, сводит сознание к одному из типов материальных процессов и называет сознание функцией высокоорганизованной материи.
3. Наука, в силу особенностей этого типа знания, тяготеет к материалистической форме мировоззрения. Однако абстрактное философское положение о первичности материи и вторичности сознания не может удовлетворить науку, стремящуюся выявить механизмы взаимосвязей материи и сознания, наполнить конкретным смыслом представление об особой специфике процессов сознания и подтвердить невозможность их существования вне материи.
4. Формулируя суть общенаучной проблемы «сознание — мозг», Давид Израилевич Дубровский сводит ее к двум вопросам:
• каким образом явление субъективной реальности связано с мозговым процессом, если явлениям субъективной реальности невозможно приписать физических характеристик, а мозговые процессы ими обладают?
• как объяснить управляющую функцию субъективных процессов, т.е. каким образом сознание управляет физическими действиями человека?
5. Д. И. Дубровский предлагает информационную модель для интерпретации проблемы «сознание — мозг». Сознание — особый тип информации, поэтому отношение между материальным и психическим следует рассматривать как отношение между носителем информации и самой информацией. Сознание отличается от других типов информации по своему кодовому воплощению. Кодом для сознания выступают мозговые нейродинамические процессы: сознание — образ, а мозговой процесс — код для этого образа. Между любой информацией и ее материальным носителем устанавливается нефизическая связь. Управляющая функция сознания объяснима его информационной природой. Как и любая информация, сознание имеет содержательную и ценностную характеристики и становится фактором управления.
6. Особенностью сознания является то, что оно есть информация о предмете, но не о коде — нейрофизиологическом процессе в мозге — носителе этой информации. Сам нейродинамический процесс остается скрытым от сознания. Другой особенностью сознательной информации является то, что один и тот же образ может передаваться бесчисленным количеством кодов. Это обстоятельство подтверждается научными и медицинскими данными. Если у человека повреждается какая-то часть мозга, другие сферы берут на себя выполнение ее функций: правое полушарие может частично выполнять функции левого, и наоборот.
7. В информационной концепции сознания приемлемым с точки зрения современных научных данных образом конкретизируется философское положение о первичности материального и неразрывной связи материального и психического, а также объясняются конкретные механизмы связи между материальным и психическим. Именно поэтому информационную модель соотношения сознания и мозга с успехом используют не только философы, но и представители конкретно-научных дисциплин».
8. Рассмотрение суждений Д. И. Дубровского.
9. Дуалистическая концепция рассматривает материю и сознание как две не зависящие друг от друга субстанции, существующие по собственным законам.
10. Материя и сознание — не являются одновременно субстанциями. Если материя — это субстанция, то сознание — это способность движения этой материи. Если мозг — это органическая, живая материя, то движение этой материи и есть способность мыслить. Но это движение — не просто перемещение нейронов в мозге и их частей, аксонов и дендритов, не обеспечение их живого состояния посредством подвода энергии и питательных веществ к нейронам и их структурам, это даже не постоянное поддержание нейронов в состоянии динамического изменения их свойств и параметров, и даже — не изменение состояния образованных из нейронов нейронных структур и сетей мозга. Движение материи мозга состоит в создании информационного поля, содержанием которого и является сознание, оперирующее информационными сообщениями с приданным содержащейся в сообщениях информации сознанием смыслом.
11. Мозг и сознание находятся в постоянном взаимопроникновении друг в друга, в постоянном единстве своего бытия и функционирования. И если мозг — субстанция, то сознание — состояние этой субстанции. Не находясь в состоянии сознания (исключая сон и прочие аномальные состояния мозга), мозг представляет собой кучу хлама. Сознание без мозга также не представимо, а правильнее сказать, не просто непредставимо, а вообще невозможно, как живая разумная сущность, мозг — без сознания. И взаимодействие мозга и сознания определяется не только и не столько их различными, собственными для них, законами, сколько взаимодействием живого разумного существа, человека с окружающим его миром.
12. Идеализм признает первичным духовное начало, а материю рассматривает как одно из проявлений духовной субстанции.
13. «Духовная субстанция — такой же оксюморон, словесная несовместимость, как сознание камня. Если идет разговор о духовном, как просто об идеальном, нематериальном и не физическом, хотя бы как о способности вообще, то можно признать это идеальное, способность вообще, началом чего-то. Но чего? Всего мира, вселенной, природы, человека? Но тогда надо обосновать переход от этого идеального к материальному. Но и в данном случае материальное не будет вещественным, а если материальное — вещественное, тогда материальное, не являясь материей, будет частным случаем этой материи. Идеальное и материальное, как свойства, две стороны реального, действительного мира — это понятия общие. Из них выводимы конкретные, частные формы и идеального, например, сознания, и материального, например, формы существования радиации в виде электромагнитного излучения или космической радиации.
14. Идеальное, возводимое в Абсолют в форме мирового духа сознание отдельного человека, или существующее само по себе без всякой связи с материей, находящее себя в проявлении, например, общественным сознанием, может иметь место при условии одновременности его существования с другим началом, с материей, которая имеет не меньший приоритет в первенстве, чем идеальное.
15. Материализм, напротив, сводит сознание к одному из типов материальных процессов и называет сознание функцией высокоорганизованной материи.
16. Та же беда, что и относительно идеализма. В том-то и состоит вопрос, каким образом сознание вмешивается в материальные процессы? Материализм — учение, то есть — идеальное, один из результатов познания. Но нигде в материализме его адептами не показывается, как сознание сводится хотя бы к одному материальному процессу (Или это где-то есть? Но тогда, где?). Здесь и зарыта собака. По нашему утверждению, сознание не сводится и не сводимо ни к одному материальному процессу, процессу, имеющему дело с вещественными, материальными объектами. Оно сопряжено с процессами и явлениями реальной среды, действительного мира, но и только. Сознание не может являться функцией конкретных материальных структур, а функции таких структур создаются способностями сознания и реализуются под непосредственным наблюдением и при непосредственном участии сознания.
17. Вопрос о первоначале: идеальное или материальное — просто надуман, и затуманивал мозги ограниченных в знании людей прошедших эпох. Сегодня все большему числу людей становится ясной картина единства мозга и сознания, их проникновения друг в друга и взаимодействия между собой, взаимодействия человека с внешним миром, как природным, так и человеческим. Все большее число людей научного знания склоняются в сторону истинности теории происхождения вселенной большим взрывом. Так что вопрос об одновременности существования идеального и материального решается в пользу натуралистического дуализма.
18. И проблема заключается не в том, что первично: материя или идея, а в том, как они соотносятся между собой? Особенно ввиду того, что и то, и другое — все это суждения нашего ума в его высшей стадии развития, разума. Материя реальна, так же, как и идея. Но это — понятия общие. А материальное и идеальное — конкретные представления нашего мира: мозг и знание о мозге, треугольник и знание о треугольнике, человек и знание о человеке. Решить вопрос о соотношении материального и идеального помогает действительное знание о мозге, органах чувств, о причине появления человека и достижения им настоящего уровня развития, состоящего во взаимодействии живого существа с внешней средой. Оставляя в стороне вопрос о сущности человека, как продукта развития общества, мы не можем не назвать первопричиной возникновения вселенной посредством большого взрыва движение энергии, или той первичной сущности, пра-энергии, обладающей способностью движения, которая превратилась в движущуюся материю.
19. Как нельзя представить или помыслить себе отдельное движение того, чего нет (материи в прежнем, материалистическом понимании), так же не может быть материи без движения. В этом состоит суть натуралистического дуализма. Природа определяет и обусловливает двойственный характер нашего мира. И по-прежнему, остается открытым вопрос: как энергия, являясь нашим общим представлением, возникшим из бесчисленного числа случаев конкретных форм энергии, соотносится с физической сутью отдельного вида энергии. И если энергия вообще всего лишь наше представление о чем-то, то что является сутью этого чего-то? Не может же просто наша мысль о чем-то просто породить это что-то. Но пока наша позиция об этом предполагает, что такое возможно. По крайней мере, сознание, несомненно, строит мозг, создает его в том виде, который и заполняет голову мыслящего человека.
20. О двух вопросах Д. И. Дубровского.
• каким образом явление субъективной реальности связано с мозговым процессом, если явлениям субъективной реальности невозможно приписать физических характеристик, а мозговые процессы ими обладают?
• как объяснить управляющую функцию субъективных процессов, т.е. каким образом сознание управляет физическими действиями человека?
21. Явления субъективной реальности, будучи конкретным проявлением способности сознания, то есть идеальной стороны мира, заключающего в себе мозг и сознание, — по своей природе нефизична. Поэтому нет смысла говорить о невозможности использования при рассмотрении процессов или структуры сознания физических характеристик; они просто тут не уместны.
22. Слово функция в сочетании с субъективными процессами совершенно неуместно. Здесь следует говорить о способности. Ответ на второй вопрос при таком его уточнении может быть получен, исходя из существа когнитивных процессов мозговой деятельности. Простое желание человека съесть мороженое реализуется его простым действием: пойти в кафе, заказать порцию мороженого и съесть его.
23. Об информационной модели сознания Д. И. Дубровского.
24. «Сознание — особый тип информации, поэтому отношение между материальным и психическим следует рассматривать как отношение между носителем информации и самой информацией. Сознание отличается от других типов информации по своему кодовому воплощению. Кодом для сознания выступают мозговые нейродинамические процессы: сознание — образ, а мозговой процесс — код для этого образа. Между любой информацией и ее материальным носителем устанавливается нефизическая связь. Управляющая функция сознания объяснима его информационной природой». Для рассмотрения сути этой модели достаточно и этого.
25. Из первого предложения следует: мозг — носитель информации, сознание — «особый тип информации». Пусть так, хотя и плоско. Кодовое воплощение — не что иное, как «мозговые нейродинамические процессы», то есть мозговой процесс. Сознание — образ. Последнее предложение есть ответ на второй вопрос этого автора, однако в чем же состоит информационная природа сознания, ее «особый тип»? Остается не ясным.
26. *. «Особенностью сознания является то, что оно есть информация о предмете, но не о коде — нейрофизиологическом процессе в мозге — носителе этой информации».
27. Еще раз, сознание — не есть информация. Сознание оперирует информацией и имеет дело с информацией о предмете. «Код — нейрофизиологический процесс в мозге», как явление материальной среды, — не может являться носителем информации в упоминаемом автором смысле. Он есть вещественное средство передачи информации, в частности, о предмете, или правильнее, сообщения с информацией. Сама же информация, о чем угодно физически представляется комбинацией физических сигналов, принимающих форму кода или шифра. Но этот код — имеет совершенно другое понятие, чем некий процесс в мозге.
28. «Другой особенностью сознательной информации является то, что один и тот же образ может передаваться бесчисленным количеством кодов».
29. Удивительное словосочетание «сознательной информации», — путать, так путать по-настоящему. Что это за новый вид информации, «сознательной»? А с тем фактом, что «что один и тот же образ может передаваться бесчисленным количеством кодов», — можно согласиться при любом смысле слова «код».
30. И в завершении такой обобщающий взгляд Д. И. Дубровского на его информационную концепцию сознания.
31. «В информационной концепции сознания приемлемым с точки зрения современных научных данных образом конкретизируется философское положение о первичности материального и неразрывной связи материального и психического, а также объясняются конкретные механизмы связи между материальным и психическим. Именно поэтому информационную модель соотношения сознания и мозга с успехом используют не только философы, но и представители конкретно-научных дисциплин».
32. Суждения о: «первичности материального», «неразрывной связи материального и психического», «конкретные механизмы связи между материальным и психическим», — весь этот набор словосочетаний свидетельствуют о строгой, жесткой позиции автора-материалиста, догматической по своей сути, который с удивлением обнаруживает связь между материальным и психическим, которую можно трактовать как угодно, и все будет правильным. К сожалению, отсутствует внятное объяснение конкретных механизмов связи. Но это и не удивительно, поскольку в этом и состоит вся проблема соотношения физических процессов в мозге человека и его сознанием, и которая должна найти разрешение хотя бы в одной из концепций сознания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная концепция сознания. Книга 3. Информация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других