О единстве и разновидностях йоги

Елена Шацкая, 2021

В данной книге приводится обзор существующих тенденций, традиций и направлений в йоге, их философских и практических особенностей, направленный на изучение целостного понятия йоги и его нравственно-философской базы, лежащих в их основе. В результате обобщенного анализа автор приходит к заключению, что имеющиеся разновидности йоги есть не что иное как многочисленные и не всегда удачные интерпретации одного и того же феномена йоги – способа развития и совершенствования человеческой личности, формирования осознанного отношения к самому себе, своему телу и окружающему миру. Выделение из особенностей культурных и конфессиональных интерпретаций общечеловеческих качеств дает возможность автору сформулировать психологические и нравственные основы понятий и практик йоги. Книга также содержит уникальный глоссарий терминов йоги, используемых в различных традициях, философских системах и направлениях йоги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О единстве и разновидностях йоги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Разновидности йоги

Итак, йога физического тела, именуемая хатха-йогой, включает в себя такие принципы как яма, нияма, асана и пранаяма.

Яма представляет собой сдержанность в своих внешних проявлениях, внешнюю этику поведения. Нияма — сдержанность внутреннюю, внутренний свод законов, внутреннюю этику, которой живет сам индивид. Асана представляет собой наработку сдержанности физической, направленной на разотождествление рефлекторного действия физиологического тела на воздействие, оказанное на другие тела. Йогин, прежде чем совершить какое-либо действие, оценит целесообразность и дозированность, а после выберет наилучший способ ответного воздействия или его отсутствия. То есть в идеальном варианте действия йогина всегда отличаются особого рода осознанности. Пранаяма направлена на наработку сдержанности энергетической, умения управлять своими внутренними энергетическими потоками. Эффект асаны достигается посредством упражнений над физиологическим телом, принятия различных поз с направленной работой со своим вниманием и сознанием. Работа в асанах с энергиями даёт такой неожиданный эффект как неординарность мышления, раскрывает глубокие уголки подсознания. Без осознанной работы асана — просто поза в детской игре «Море волнуется раз…», которая утрачивает свою целесообразность в статике. Утрата этого аспекта привела к возникновению такого течения как динамическая йога. Динамическая йога представляет собой последовательность чередующихся друг с другом асан. Сам процесс динамического чередования понимается в современной трактовке как виньяса.

Само же значение термина виньяса, по нашему мнению, подразумевало комплекс асан, выполняемых с индивидуальным ритмом, плавно перетекающих одна в другую и направленных на достижение какого-либо конкретного эффекта (наработку конкретного умения, сидхи). Йогин, освоив вполне конкретные состояния, стимулируемые асанами, мог переходить к следующей стадии совершенствования — виньясе. То есть объединению асан в единую серию. Асана в данном понимании это отдельная нота, виньяса — музыка, состоящая из отдельных нот. Мелодия же зависит от самого композитора.

Вторым направлением является раджа-йога — или йога ума, направленная на совершенствование психических состояний человека. Предполагается, что в настоящее время практикующий йогин может освоить и испытать гораздо большее количество измененных состояний сознания (самадхи). Однако некоторые из них по-прежнему считаются опасными в своих техниках возвращения в реальность.

Отдельные направления в йоге представляют собой лишь разновидности классической йоги, в которых основной акцент смещен с общей задачи самосовершенствования, на задачу освоения вполне конкретного способа. Следует отметить, по нашему мнению, любое отклонение от классической йоги вредно и опасно тем, что увлеченный одной какой-либо техникой, доводя её до совершенства, йогин попадает в ловушку ума, который, не желая трансформироваться, подменяет основную задачу йоги. По нашим наблюдениям, это довольно распространенное явление, провоцируемое внутренними страстями практикующего йогина, такими как гордыня, зависть, соперничество, конкуренция и т. д., делающего его особо критичным, нетерпимым и агрессивным.

Итак, смещение акцента на работу только с физическим телом или только с психическими проявлениями вызвало деление йоги на два направления: йога физики и йога ума.

Йога физики называется хатха-йогой, которая в свою очередь подразделяется на собственно хатха-йогу, мудра-йогу, карма-йогу и тантра-йогу. По сути, все четыре направления — есть развитие вполне конкретного инструментария и техник хатха-йоги. Суть же практики йоги заключается в том, что йогин, обладает рядом техник и практик, может воспользоваться одной из них — то есть выбрать наиболее нужную и эффективную именно для него именно в данный момент именно для решения этой задачи практику. Фактически сыграть нужную музыку.

Йога ума называется раджа йога и направлена на самосовершенствование психики. Раджа-йога была искусственно подразделена на такие направления как, например, бхакти-йога и джнани-йога.

Отдельные техники работы с мантрами были выделены в мантра-йогу, с графическими изображениями — в янтра-йогу.

Раджа-йога

Раджа-йога в классической индийской философии является одной из основополагающих направлений йоги. Дословный перевод с санскрита определяет это направление йоги как «царская йога». Основной целью раджа-йоги принято считать достижения контроля ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между иллюзией и реальностью и достижение так называемого освобождения.

Само по себе понятие освобождения в индуизме (мокша или мукти) понимается в современном мире как освобождение из круговорота смертей и рождений (самсары) и всех страданий и ограничений материального существования. Однако в классическом понимании освобождение от страданий и ограничений было непременно связано с отречением, отказом от определенного аспекта. Подобное освобождение основано на подавлении своего желания сначала на уровне метальном («чтобы и мысли об этом не возникало»). Мысли постепенно проходят, но чувства остаются. Йогин принимался за истребление чувств, овладевая своим сознанием. Чувства закрывались, но оставалось подсознание, в котором неизменно пульсировало желание души. Установить контроль над подсознанием труднее, и вновь и вновь ритмически пульсирующее желание (потребность в конкретных энергиях, в реализации конкретных энергий души), осознано запираемое сознанием, человека рождает в нём страдания — то есть несоответствие его действий с потребностями его души. Желание — это «всего лишь» энергия, и, если она не найдет выход в одном месте, она выйдет на поверхность в другом.

Уход в самого себя — это не духовный путь, а уход от духовности. Ведь для того, чтобы быть наедине с самим собой нам не приходится проявлять особую сдержанность. В то же время, когда мы начинаем общаться, мы вынуждены «казаться лучше», чтобы общение состоялось.

Давайте попробуем подумать, а что такое «казаться лучше»? Мы сдерживаем какие-то свои проявления, своё недовольство по тому или иному поводу, касающемуся нашего собеседника (ибо мы еще не установили с ним каких-то договоренностей, не обязали его к общению с нами каким-либо обещаниями и клятвами, то есть еще не поставили в то положение, когда он обязан с нами общаться, а следовательно, мириться со всеми нашими проявлениями). Мы сдерживаем свои эмоции и в нашем общении присутствует чистота, позволяющая понять друг друга. Но как только мы начинаем сближаться, мы утрачиваем свою былую сдержанность. Почему? Неужели мы считаем, что, достигнув каких-то договоренностей, мы имеем право вести себя некорректно, а так как нам хочется? Пожалуй, единственное, где мы должны действительно себя сдерживать и ограничивать — это не наши желания и потребности, а наши эмоции и наше поведение. Люди же понимают всё почему-то наоборот. Почему мы считаем, что мы вправе определять желания другого? В чем состоит «колесо сансары»? В свободном течении энергии, которое обуславливает, с одной стороны, реализацию энергии (эмоции не зажимаются, а реализуются, перенаправляются, преобразуются в другие формы энергии), с другой — самоограничение себя в своих проявлениях с другими. Последнее предполагает, что все наши эмоции, желания, чувства, мысли — это всё должно иметь место в нашей жизни, но… не заходить за её пределы — то есть не распространяться на жизнь другого человека.

Состояние нирваны в индийской философии понимается как прекращение всех желаний. Но если все желания прекращены, то зачем жить? Откуда брать жизненную энергию? У души пропадает возможность самореализации в материальном мире, у духа пропадает необходимость в данном воплощении — он не может материализовать свою высшую идею.

Исказив основополагающий аспект йоги — состояние наивысшего удовлетворения, основанного на полном соответствии своих действий, помыслов и стремлений желаниям и стремлениям своей души, называемое нирваной — многие направления йоги, к сожалению, утратили свою суть и стали представлять из себя всего лишь пути для подавления своих желаний. Например, бхакти-йога — стала представляться не как самопознание в себе индивидуальности, божества, умения вычленять свои желания и чувства и следовать им, а как вытеснение своих желаний желаниями другой души — божества, с которым стремится слиться адепт. Фактически бхакти-йога во многих традициях стала лишь способом подавить свои желания через доминирование над ними желаний другой души, способом забыть о своих желаниях.

Ведь это кажется очень простым — что-то себе запретить. И найти успокоение в том, что тебя больше не беспокоят по данному вопросу. Но в чем здесь опыт души?

Гораздо сложнее разрешить себе делать что-то и начать учиться стоить взаимоотношения в этом аспекте, научиться управлять своим сознанием так, чтобы оно текло свободно и незамутненно.

Впрочем, вернемся к раджа-йоге.

Итак, считается, что свое название раджа-йога получила вследствие того, что она была направлена на работу с умом.

Основной задачей раджа-йоги в современном толковании этого направления является достижение медитативного состояния, в котором возможен полный контроль умственной деятельности, постижение разницы между иллюзией и реальностью и достижение освобождения.

Иллюзия в раджа-йоге понимается не то, что лишено материального подкрепления, материальной проекцией, а то, что имеет начало и конец, является преходящим. В радже йоге предполагается, что человек посредством ума строит в своем сознании некое представление о существующем мире, но такое представление о мире является иллюзией не потому, что этот мир не существует в материальном мире, а потому что этот мир — преходящ, не находится в неизменном постоянстве. А раз мир, создаваемый умом, — иллюзорен, то и все его порождения — вредны, ибо они ведут к заблуждениям, если следовать данной концепции. Подобный мир порождает череду перемен, которые в свою очередь порождают страдания. Способом преодоления этих страданий, с точки зрения данной концепции, является отречение от различных соблазнов.

Но ведь, с точки зрения нашего ОПЫТА, изменчивость мира не является сменой одной иллюзии на другую. Мир не является чем-то устойчивым и незыблемым, он находится в постоянном изменении, в постоянном развитии. И его постоянство скорее не в том, что он застыл в едином положении, на которое можно опереться, а в том, что он постоянно эволюционирует. Попробуйте проследить за своим сознанием — если ваше сознание каждый день будет вычленять в вашем «иллюзорном» мире какое-то позитивное изменение, то у вас будут преобладать позитивные настроения, творчество, желание что-то делать, у вас не возникнет даже мысли о том, что вы чего-то вдруг потеряете, что-то вдруг изменится. Любое изменение будет восприниматься вами как нечто желаемое и позитивное, ибо оно несет определенные позитивные последствия для вас, развитие.

Но ведь любой соблазн — это всего лишь желание, которым человек не научился должным образом управлять, энергия, в аспекте которой он не научился сдержанности. В этом ключе любое отречение от соблазна имеет в себе суть отказ от духовного развития от эволюции.

И тогда действительно мир будет доставлять страдание. Ибо его развитие, его жизнь — это череда желаний, отказ от которых означает всего лишь гибель. И гибель не только физического тела, ибо лишенное желаний, оно лишается жизненной энергии, но и гибель самой Души. Ибо отказ от желаний — это прежде всего утрата своего Духа, своего предназначения, реализующегося в материальном мире, утрата связи с Природой. Лишенная Духа, смысла жизни, Душа утрачивает смысл своего существования — она больше не причастна к единому процессу творения и эволюции мира, она выпадает из мира (не это ли считается выходом из круговорота самсары?). Так как душа — это импульс единого творения, и импульс этот уже состоялся, то просто так исчезнуть он не может. Возникает вопрос о трансформации этого импульса, этой энергии. Как вариант решения этой проблемы предлагается метафорическое слияние с каким-то «более высоким божеством». Эту проблему решает бхакти-йога также в классически-извращенном понимании.

Итак, с нашей точки зрения, этот любопытный подход скорее является уловкой трансформирующегося сознания создать себе что-то гарантированно фундаментальное, на что оно может опереться и больше не возвращаться к данному вопросу. То есть уклониться от развития?

Развитие для сознания процесс болезненный. В этом и заключается основная сложность практики истинной раджи йоги. Сочетание раджи йоги с хатха-йогой даёт возможность избежать подобных уловок трансформирующегося сознания. Ибо, когда трансформация сознания произошла и оно ухватилось за очередную опору, начинается трансформация физического тела, которая продолжается до тех пор, пока устоявшиеся концепции сознания не перестанут соответствовать трансформирующейся действительности. И в этот момент сознание вновь теряет свою опору. Поставленное перед фактом материальной реальности, оно снова вынуждено перестраивать свои концепции, претерпевать трансформацию. При гармоничном сочетании этих двух направлений в их всё-таки природном понимании путь трансформации становится более гармоничным и устойчивым, он нивелирует уловки сознания, стремящегося остаться в состоянии покоя.

Сансара (самсара) имеет своим происхождением санскритский термин, в дословном переводе означающий «переход, череда перерождений, жизнь». В последнем контексте выход из круговорота сансары означает не что иное, как освобождение от жизни. Что-то напоминающее «День сурка». Самоубийство, оказывается, не лишает необходимости решать задачи, необходимости реализовывать засевшее в нас и не дающее ни секунды покоя желание. Возникает новая жизнь и всё начинается сначала. Продолжением этой мысли, вероятно, было бы — а как освободиться тогда от повторного рождения. То есть духовное самоубийство и поиск способов его реализации. Но. Это ведь тоже ЖЕЛАНИЕ. И само следование этому желанию уже означает карму и очередную цепочку перерождений. Образуется замкнутый круг. Смысл бороться с жизнью, если её можно просто принять. Выйти из её круговорота несложно, для этого не нужно умирать. Это можно сделать прямо здесь и сейчас. Просто отстраниться, уйти в свою индивидуальность. Нет индивидуальности? Но ведь практикуя подобные концепции (которые в общем сложно назвать йогой, так как они буквально переполнены насилием и уходом от себя), происходит как раз нивелирование индивидуальности. Получается, что сами себе закрыли путь?

У души нет необходимости освобождаться от череды перерождений. Всё, к чему она стремится, — обрести творчество, своё индивидуальное творчество, свободу выбора своего воплощения, в котором она, наконец, получив внутреннюю свободу реализации, сможет заняться своими идеями, реализацией собственного предназначения, своего Духа, своей задачи. Подобная реализация возможна тогда, когда она свободна от догматичности, то есть обрела грамотность, достигла определенного уровня совершенства. Но всегда найдется какой-то аспект, который для неё окажется новым, который она раньше не замечала. И всё начнется сначала. В этом процессе эволюции душа энергетически расширяется, расширяется и обрастает различными неординарными способностями сознание её материального плана. У человека появляются сиддхи, и всё это происходит естественно, без каких-либо мучений и страданий. Нужно, вероятно, только… позволить себе жить, позволить своей душе быть свободной. Вероятно, в этом и кроется смысл освобождения.

Конечной целью в раджа йоге предполагается достижение Самадхи. Но Самадхи является лишь измененным состоянием ума, психики, которое представляет собой всего лишь инструмент для познания мира. Зачем человеку этот инструмент, если в своем подсознании он не хочет жить? Достижение Самадхи процесс достаточно несложный, как и любой другой процесс — это всего лишь реализация желания. Желания реального. Другое дело, в любом желании для того, чтобы оно было реализовано у человека, чтобы он получил возможность этой реализации, должна быть вполне обоснованная потребность. Желание познать мир заставит ум человека самосовершенствоваться, даже если он и в мыслях не имел никаких представлений о йоге. Желание понять заставит его учиться проникать в суть процессов. И эти желания заставят его искать способы трансформации своего сознаний. Трансформировавшееся сознание порождает новые варианты физической организации. Человек, вдохновленный новыми представлениями, новыми соответствиями, начинает реорганизовывать свой физический мир. Реорганизованный мир начинает вновь развиваться, и результаты этого развития заставляют человека вновь осмыслять, трансформировать сознание. И этот человек может совсем не знать ничего о йоге… Она будет являться лишь частью его жизни, образом жизни, тем воздухом, которым он дышим, его естественностью и природой.

Джнани-йога — Йога мудрости

Йога по своей сути представляет собой особый образ жизни, основанный на системе чувственного восприятия окружающего пространства и гармонизации своих собственных ритмов с его ритмами, образ жизни, основанный на ненасилии над собой и окружающим миром. И именно это ненасилие, когда оно становится составной частью сути человека, открывает для него скрытые дотоле законы мироустройства. Путь достижения этой самодисциплины, самоограничения в своих помыслах, желаниях, чувствах не прост, но постоянная работа в этом направлении неожиданно для самого человека раскрывает в нём особые способности. Ведь для того, чтобы познать границы своего пространства, границы чужого пространства, для того чтобы понять самого себя, свои желания, понять желания другого, необходимо как минимум чувствовать эти границы, чувствовать эти желания.

По мере того, как йога стала элементом моды, выделились и её отдельные направления. В настоящее время этих направлений достаточно много. Кто-то выделяет 7 разновидностей йоги, кто-то 77. Но тем не менее — йога — едина, как едина музыка. Она может состоять из множества нот, множества оттенков. Но сама музыка звучит только тогда, когда одна нота сменяет другую. Потому и полноценна йога тогда, когда она включает в себя всю совокупность направлений, представляющих не что иное как её прикладной инструментарий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О единстве и разновидностях йоги предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я