Предполагалось, что психические явления – суть
явления сознания.
Что же касается
явлений сознания, то они не являются и не могут быть предметом конкретной науки.
Так же могут быть исчерпаны и другие отрицательные свойства
явлением сознания, что недостойно возвращение к ним, и когда придётся испытывать на себе их обратный удар.
Но советская психология не знала личности как самостоятельного
явления сознания в смысле некой вещи.
Эстетическое – особое
явление сознания, в котором мир, отражаясь, обретает особые грани эмоциональной осмысленности, способной творчески вдохновлять.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: петрология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но надо непременно заметить и то, что существование и активность интуиции ещё не означает овладение
явлениями сознания.
Декларируя психосоматическое единство человека, психология занимается преимущественно
явлениями сознания или высшей психической деятельности, а телесность остаётся для неё чуждым, натурально организованным и природно готовым к жизни качеством.
Литература рассказывает нам о более глубинных
явлениях сознания народа; легенда же открывает нам глубины этого сознания, ибо источник её – религиозные чувства, а форма – поэзия.
Именно
явление сознания – наиболее непреодолимый довод против тезиса о единстве наук, поэтому последний нельзя использовать в качестве аргумента против того, что служит его отрицанием.
Обобщённо такие
явления сознания можно назвать явлениями смыслового самообновления.
Таким единым основанием в последние десятилетия развития научной мысли как в отечественной, так и в зарубежной психологии предстают
явления сознания, проблематика которого всё более интенсивно и широко исследуется в целом комплексе естественных, гуманитарных и общественных наук.
Вместо изучения отдельных функций он исследует непрерывные процессы, в которых отражается органическая связанность ребёнка с психикой взрослого человека; им рассматривается не «человек вообще», а изучаются детерминирующие социальные влияния на механизмы человеческой психики; вместо эмпирического описаня
явлений сознания «так, как они нам даны» ставится задача аналитического изучения внутренней обусловленности явлений, «так, как они нам не даны», но как они могут быть изучены на основе метода объективного анализа [там же, с. 174].
Задача интроспекции в понимании интроспективной психологии заключается в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира
явления сознания как непосредственные переживания.
Процессуальность в субъективном идеализме есть очередное
явление сознанию бытия и логика его – в субъекте.
Психическое как
явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется своим отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.
Объективная проверка непосредственных данных самонаблюдения совершается через посредство этого отношения к внешнему предметному миру, которое определяет внутреннюю природу
явления сознания.
Явления сознания всегда к чему-то относятся и что-то собой отражают.
Можно сделать попытку раскрыть
явления сознания, идя и по другому пути.
То же обстоятельство, что они имеют у человека форму
явлений сознания, составляет их специфическую особенность, но эта особенность, конечно, не отменяет указанного фундаментального отношения, характеризующего их природу.
Согласно данному подходу в качестве объекта рефлексии рассматривается не сам познающий субъект, а
явления сознания окружающих его людей, их образы – картины окружающего, их переживания, умственная деятельность.
Что касается метода, то положительным методом он считал индуктивный метод и с его помощью предлагал производить субъективный анализ духа, т. е. интроспективное наблюдение
явлений сознания.
Между тем многое встаёт на свои места и логические противоречия легко снимаются, если отказаться от интроспекционистского понимания психики как замкнутых в самих себе субъективных
явлениях сознания, а рассматривать её как отражательную и регулирующую поведение функцию мозга.
Так как сказанное равно применимо как к центральному, так и к периферическому раздражению, то каждому функциональному психологически бессознательному могут соответствовать
явления сознания внутри индивида, остающиеся, однако, бессознательными для его верхнего, центрального сознания (Спенсер, Льюис, Геккель, Цельнер, Вундт, Прейер, Гефдинг и др.).
Это совпадение явлений с сущностью составляло, по их мнению, основу психологии и определяло её метод, т. е. основным и единственным считалось субъективное описание
явлений сознания,получаемое в процессе самонаблюдения(интроспекция).
При таком рассмотрении игра
явлений сознания напоминает игру волн, которые следуют друг за другом, пересекаются и переплетаются, усиливаются и ослабевают, иногда более высокие и чётко разделённые, иногда более незаметные и запутанные, танцующие на поверхности водоёма.
При наблюдении в процессе интроспекции за данными элементами необходимо соблюдать несколько рекомендаций: исключить различные влияния на человека, мешающие его наблюдению; выражать наблюдаемые
явления сознания словами, что позволяет вести протокол исследования.
Таким образом абсолютно бессознательна та психическая деятельность, которая на основе физиологически бессознательного творческим синтезом создаёт
явление сознания.
Наконец, в атомах она представляет собою тожественное основание как психических
явлений сознания атома, так и того динамического отражения сил атома, которое мы называем материей, потому что в нашем сознании это отражение вызывает субъективно идеальное явление вещества.
Она присуща только человеку, обладает свободной волей, не подчиняется внешним стимулам, а её существование открывается в самонаблюдении, в
явлениях сознания обладающего ею субъекта.
Функция предсказания возникновения
явлений сознания, обычно приписываемая причинной связи, выполняется в отношении повторяющихся явлений: причинная связь, построенная для некоторого явления, используется при построении причинной связи аналогичного явления.
Чтобы наилучшим образом отвечать своей задаче, искусство, создавая свои особые конфигурации
явлений сознания, зачастую желает пренебречь законами «чувственного мира».
Если традиционно формирующаяся способность мышления позволяла отличать разум как концептуальное познание от рассудка как понимания восприятий, т.е. многообразия эмпирических реалий, то теперь все
явления сознания воспринимаются как информация, внутренние различения которой опосредуются характером её воздействия на принимаемые решения и формы поведения.
Суть этого метода состоит в том, чтобы в процессе анализа кризисных
явлений сознания и бытия различить процесс познания и его результаты – знания о кризисном сознании и бытии в настоящий период развития общества.
Ни у кого не только не возникало, но и не могло возникнуть сомнений в их существовании, так как на протяжении веков они рассматривались классической философией как самые бесспорные и несомненные
явления сознания.
Цель мышления как
явления сознания субъекта и его духовной деятельности состоит в том, чтобы поднять достоверность сознания до знания истины.
Мир
явлений сознания вовсе не похож на мир планет.
Они исходили из следующей мысли: для того чтобы сделать психологию подлинно научной, достаточно лишь признать эмпирический факт связи
явлений сознания с физиологическими процессами и обусловленность обоих внешними воздействиями, а затем приступить к их совместному изучению экспериментальным методом.
Это обстоятельство заключается в том, что когда в результате воздействия на испытуемого мы получаем, с одной стороны, строго причинный ряд объективных физиологических явлений, а с другой – ряд
явлений сознания, то мы не в состоянии найти переход между ними.
Именно он в одном предложении сформулировал мысль, которая, по моему мнению, является ключом к пониманию истинной природы поведения человека: «Психология не должна ограничиваться изучением
явлений сознания, но должна изучать и бессознательные психические явления, и вместе с тем она должна изучать также внешние проявления в деятельности организма, поскольку они являются выражением его психической жизни» [12].
Чужих
явлений сознания, т.е. мыслей, чувств, желаний другого человека, мы не ощущаем, и о том, что они у него есть, мы заключаем на основании его слов и на основании аналогии с самими собою.
Содержание
явлений сознания, их сущность раскрывается только при учёте постоянной связи, взаимодействия человека с внешним миром.
Если встать на ходячую точку зрения материалистов, что психические процессы суть не что иное, как процессы молекулярного движения, то все вместе с этим нимало не подвигается сущность вопроса, так как, из физических, хотя бы и тончайших, молекулярных процессов нельзя вывести
явлений сознания, не признав какое-либо элементарное психическое явление одним из свойств безжизненной материи, но одухотворение материи, приписывание ей духовных свойств перестает уже быть чисто материалистическим учением.
Это особенность исключительно
явлений сознания; ни с одним физическим явлением не происходит ничего подобного.
Это чистой воды
явление сознания.
Предметом психологического исследования становилось не интроспективное описание
явлений сознания, обособленных от материального мира и замкнутых во внутреннем опыте, а изучение процесса возникновения и развития психических явлений как деятельности мозга, обусловленной внешними обстоятельствами жизни человека и его внутренними условиями.
Если один человек, обнаружив в собственной психике некий феномен, моделирует его в форме вербальной психической конструкции и предлагает на всеобщее рассмотрение в качестве особого
явления сознания, а другие люди тоже обнаруживают в своём сознании сходный феномен, то его существование в человеческом сознании можно принять как очевидный факт.
Постепенно утрачивая свой первоначальный, узкий смысл, уже в XX в. психология рассматривает не только субъективные
явления сознания, за ней остаётся традиционно только название.