Термин кантовской философии a priori (из предшествующего, лат.) означает знание, предшествующее опыту и независимое от него; в широком смысле – всё, что относится к условиям возможности познания, его формальным предпосылкам (формам активности самого субъекта): априорные формы чувственности – пространство и время,
категории рассудка – субстанция, причинность и т. д. (см. также комментарий к параграфам первой книги «Мир как воля и представление» в данном издании).
Мир явлений, феноменов – не хаос, он упорядочен с помощью всеобщих и необходимых форм чувственного созерцания и
категорий рассудка.
Категории рассудка задают структуру познанной реальности, потому что последняя сконструирована по правилам, заданным этими категориями.
Категории рассудка, как априорные формы знания, определяют его структуру, равно как и структуру познанной реальности.
Всё больше растёт осознание глубокой значимости тех реалий, которые не вполне соотносятся с
категориями рассудка и не могут быть объяснены в рамках истории и науки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перезнакомый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если принять во внимание, что на эту тринадцатую
категорию рассудка мы даём явки, в сущности, всем нашим вымыслам и алогизмам, то старик могильщик может быть полезен затеянному мною циклу «фантастических» новелл.
Вследствие этой качественной простоты отрицания, возвратившегося к абстрактной противоположности ничто и прехождения, с одной стороны, и бытия – с другой, конечность есть наиболее упрямая
категория рассудка; отрицание вообще, характер, граница уживаются со своим другим, с наличным бытием; даже от абстрактного ничто, взятого само по себе, как абстракция, готовы отказаться; но конечность есть фиксированное в себе отрицание и поэтому резко противостоит своему утвердительному.
Основное в этой критике – раскрытие ограниченности и недостаточности их как форм рассудочного мышления и противопоставление
категориям рассудка форм разумного мышления.
Ведь причинность – это
категория рассудка, а рассудок имеет дело с материалом чувственности.
Какая из
категорий рассудка должна действовать, прежде всего, какую степень достоверности должно иметь отдельное суждение на этой шкале, – решают каждый раз характер, частота, интенсивность чувственных впечатлений; их определённые качества и количества вызывают как бы функционирование определённых категорий рассудка и таким образом образуют суждение опыта.
Ведь кантовская система априорных («чистых», доопытных
категорий рассудка) включала такие понятия, как единство, реальность, причина и действие, взаимодействие, возможность, необходимость, случайность и другие понятия, характеризующиеся всеобщностью.
У первого философа «
категории рассудка» носили случайный характер готовых логических суждений.
На основе ощущений, которые можно выразить кон-статациями типа «это жёлтое» или «это сладкое», оформляю-щимися через пространство и время, а также через априорные
категории рассудка, возникают суждения восприятия – ка-мень тёпел, солнце круглое, затем переходят в такие «солнце – светило», и далее – развитые суждения опыта, в которых на-блюдаемые объекты и явления подведены под категорию при-чинности: «солнце вызвало нагревание камня».
Описанные им
категории рассудка – это не условия априорного знания, а условия любого знания вообще.
В той мере, в какой конечность относится к условным целям природы (организмов), она является категорией понимания; в той мере, в какой она направлена на безусловную конечную цель природы и разума, она является
категорией рассудка.
Кстати, ведь все (не буду искать другого определения) выжившие или, точнее, выжитые из своих умов, выселенные, так сказать, из всех двенадцати кантовских
категорий рассудка, естественно, принуждены ютиться в какой-нибудь тринадцатой категории; этакой логической боковуше, лишь кой-как прислоненной к объективно обязательному мышлению.
Наконец, в марбуржской школе отрицается также замкнутый и завершённый перечень чистых форм мышления («
категорий рассудка» и «форм суждений»).
В его метафизике определяется непознаваемая вещь в себе, которая прямо никак не достижима; ноуменальной вещи противопоставляется человеческое мышление, которое структурируется нашими чистыми созерцаниями пространства и времени, а также двенадцатью
категориями рассудка15.