Беспредельные возможности человека

Вадим Крюк

Эта книга о том, как раскрыть в себе дремлющие возможности беспредельного человеческого потенциала и овладеть знанием законов, помогающих с наибольшим эффектом использовать скрытые силы и конструировать реальность, идеально соответствующую самым заветным мечтам, в которой пределы ваших возможностей будут ограничиваться только Вашим разумом. Цель данной книги – дать ясное понимание того, как внешние результаты напрямую коррелируют с масштабами мышления и стратегиями поведения.

Оглавление

74

78

Глава 4. Величайшая тайна Вселенной: влияние мыслей

Измените свои мысли — и вы измените свой мир.

Норман Винсент Пилл

«Я» есть свет, благодаря которому возможен опыт. «Я» есть реальность, скрытая во всех существах.

Йога-Васиштха

Когда мы приходим в этот мир, то не имеем никаких мыс-лей или идей. Все то, о чем мы думаем и говорим, было при-обретено нами в младенчестве и последующие годы жизни. Взрослый человек является суммой того, чему он научился, тех ощущений и опыта, которые были получены во время взросления. Энштейн сказал однажды: «Немногие способны спокойно выражать воззрения, отличные от предрассудков их социального окружения. Большинство людей не способны даже сформировать в себе такие убеждения!».

Величайшим достижением современности в области че-ловеческого самосовершенствования можно считать факт из-менения внешних проявлений жизни путем улучшения вну-тренних аспектов мышления. Один из наиболее известных в мире писателей по теме саморазвития Уэйн У. Дайер писал в одной из своих книг: «Наше будущее формируется мыслями, которые посещают нас чаще всего, мы в буквальном смысле становимся тем, о чем думаем, и все мы наделяемся даром самостоятельно писать свою историю…».

Идея индивидуальной идеологической структурализации ненова. Еще Соломон сказал: «Каковы мысли в душе человека, таков и он сам».

Будда говорил: «То, что мы собой представляем, является результатом того, что мы когда-то подумали».

Марк Аврелий писал: «Жизнь человека представляет собой то, что сделали из нее его мысли».

Философу Ральфу Уолдо Эммерсону принадлежат слова: «Человек есть то, о чем он думает в течение дня».

Таким образом, мы становимся такими, каково содержание нашего мышления. Каждый из нас становится именно таким, каким он запрограммировал себя в своем сознании. Философ и психолог Уильям Джеймс сказал по этому поводу: «В психо-

79

логии существует закон: если в своем мозге вы создаете образ того, чем хотели бы быть и сохраняете этот образ достаточно долгое время, вскоре вы станете именно тем, о чем думали!».

Удачливый и успешный человек программирует в под-сознание мысли, настраивающие на успех, а несчастный человек программирует на поддержание себя в несчастье, посредственности, скуке, бедности. Именно об этом повеству-ет нам фраза из Библии: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Евангелие от Матфея 25:29). Запомните: нищета и посред-ственность внутри человека! Их не надо искать где-то во внеш-нем мире. Можно дать очень бедному человеку больше денег, чтобы отогнать нищету от него. Но это, возможно, будет ему только во вред, так как будет подобно борьбе с последствиями болезни, а не с самой болезнью. Ведь люди, сознание которых занято только бедностью, используя дарованные деньги, ни к чему хорошему не придут. Человек, склонный к пьянству, при помощи внезапно свалившихся денег еще больше будет пить. Тот же, кто склонен к расточительству, только быстрее растратит деньги. Богатые становятся богаче, потому что они думают о том, чего хотят, получают это и предпринимают попытки дальнейшего приумножения своего богатства. А бедные беднее, потому что концентрируются на поражениях и недостатке. Это и получают! Нужно вытащить нищету из человека — и деньги придут! А вместе с ними придет и все остальное, что включает в себя понятие «успех». Богатство — это образ мыслей, как и бедность!

Шекспир сказал: «Остерегайтесь своих мыслей; как бы они не выдали вас».

Одной из величайших тайн человеческого бытия, вероятно, можно считать процесс формирования действительности по-средством мыслей. Мир задан человеку через мысль, которая обретает материальную форму в языке. А все человеческие действия, оказывающие непосредственное влияние на окру-жающую нас обстановку, конструируются через словесные выражения. Таким образом, язык и действие — это градацион-ные разномерные, переходящие одна в другую, формы опред-мечивания мысли, которой можно управлять по своему усмо-трению. Ведь человек — это существо, обладающее сознанием, которое и есть то самое средство управления мыслью. Сознание же человеческое является результатом развития языка, так как

80

использование слов и выражений привело в процессе эволю-ции к возникновению внутреннего диалога, служащего фун-даментом сознания. А вы, уважаемый читатель, есть человек, который обладает всем вышеперечисленным. Соответственно, вы также обладаете и властью над материальным миром! А значит, можете формировать его под формы любых ваших мыслей. Эта информация является величайшей вселенской тайной. Теперь вы владеете ею! Так будьте одним из тех, кто использует ее!

Стоит задуматься! Именно те, кто научится мыслить ка-тегориями успеха, преобразят возможность в богатство и про-цветание! Удача начнет сопутствовать вам, если поверите, что вы являетесь тем, кто достоин успеха, почувствуете в себе го-товность и возможность создать успех и начнете действовать!

Все мы являемся продуктом окружающей среды. Мы — это воплощение всего того, с чем соприкасались в процессе формирования своей личности. Вся информация, которую мы когда-либо видели, сохраняется у нас в подсознании и, когда необходимо, вспоминается нами, а то, что вытеснено глубоко в подсознание, не вспоминается, но продолжает влиять на наши поступки и мысли всю жизнь. Все то, что мы видели, читали, слышали, складывается в миросозерцание. Все, что мы сейчас знаем, было нам внушено в процессе жизни.

Мы всю жизнь что-либо познаем. На разных этапах жизни мы чего-то не знаем. Но затем, узнавая новую информацию, начинаем использовать ее для решения различных жизненных задач. Допустим, вы никогда не слышали о том, как форми-руется атмосфера и как создаются атмосферные явления. И в тот момент, когда вы услышите гром или увидите молнию, для вас это будет чем-то невероятным. Вы просто не сможете это объяснить. У Вас не будет в памяти соответствующего «фай-ла», к которому можно будет обратиться в нужный момент. Вы этого даже знать не будете. Вы используете в процессе ос-мысления, описания мира и принятия решений уже знакомые вам категории. Попробуйте сейчас вспомнить вкусное яблоко или живописный домашний двор. И здесь вы будете исполь-зовать только свой опыт. Все люди представят двор и яблоко по-разному. Вы будете видеть образы того, что для вас является вкусным яблоком и живописным домашним двором, и только того, о чем имеете представление. Вы не сможете представить мой двор, если вы его не видели, ведь этот образ не входит в

81

систему ваших образов, которыми вы мыслите. Все люди вы-страивают окружающий мир под свои образы.

Еще одним примером для ясности этого важного момента может служить обучение в школе, где все узнается поэтапно. В первом классе вы знаете очень мало, но постепенно ваш опыт обогащается, и вы в решении поступающих задач используете уже узнанную информацию. И процесс познания является не-прерывным! Если сейчас вы думаете, что все знаете, то будьте уверены — вы знаете невероятно мало. Еще мудрейший Сократ сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». В действительности люди обычно полагают, что они знают что-то, а оказывается, что они не знают ничего. Сократ, вероятно, подразумевал, что, зная о своем незнании, он знает больше, чем все остальные.

Поэтому нужно непрерывно стремиться к новым знаниям. Зная больше, мы можем расширить варианты наших возмож-ных решений и, соответственно, моделей поведения, а значит, можем стать более эффективными! Но большинству людей свой-ственно считать, что они знают все и их точка зрения — един-ственно верная. Ваше сознание должно быть подобно зеркалу, а не фотоаппарату. Оно не должно на все жизненные ситуации реагировать только одними и теми же моделями, запечатленны-ми когда-то раз и навсегда, при том что, возможно, эти модели были эффективны для вашей прабабушки, но не для вас.

Я хочу привести в пример одного своего знакомого, кото-рый давно закончил школу, никаким совершенствованием не занимается и работает в сфере тяжелого физического труда, любит вечерами расслабляться с помощью алкоголя. Он смо-трит телепередачи, состряпанные с целью поддержать его и подобных ему глупыми, больными и бедными. Его любимым чтивом является желтая пресса, заголовками которой, к при-меру, является такой: «При помощи микрочипов пришельцы зомбируют людей», и тому подобное. Я неоднократно вступал с ним в диалог, в ходе которого выяснил, что та жизнь, которую он ведет, является, по его мнению, единственно возможной. Он считает, что таким родился. Для него не существует другой реальности, кроме той, которую создали для него средства массовой информации. Он даже и капли сомнения не допускает в сторону правдивости написанного в желтой прессе. Он гово-рил, что тот или иной абсурдный факт был доказан учеными. Но когда я спрашивал, откуда он это знает, то он неизменно

82

отвечал, что читал в газете. Этот пример показывает нам край-ность в убеждениях, но таковых и подобных ему существует великое множество. И как, по вашему мнению, могут достичь успеха, счастья и осознанности люди с такой сумятицей в го-лове? Дело в том, что людей зомбируют не пришельцы, а люди сами с собой это делают, принимая те или иные убеждения в качестве истины!

Также из личного опыта и опыта других людей следует тот факт, что сознание людей отвергает, искажает, обобщает информацию таким образом, чтобы она соответствовала усто-явшемуся мировоззрению.

Если более детально рассмотреть идею самоконцепции, то сразу становится все ясно.

Идея заключается в том, что каждая личность формирует у себя определенный набор убеждений, которые и составляют своеобразную программу нашего подсознательного компьюте-ра, определяющего мысли, чувства, действия, высказывания. Вот как это происходит.

Человек воспринимает мир посредством пяти органов чувств. Это называется сенсорным опытом. Сенсорный опыт поставляет нам сырье (информация о внешнем мире), из кото-рого мы строим свои «карты мира» или парадигмы (миросозер-цание). Благодаря чувственности мы воспринимаем предметы, а рассудок помогает нам их осмысливать. Иммануил Кант в своей книге «Критика чистого разума» писал: «Познание до-стигается путем соединения созерцаний и понятий (категорий)

— представляет собой априорное упорядочение явлений, выра-жающееся в конструировании предметов на основе ощущений. Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится опытом. На основе ощущений, которые можно выразить кон-статациями типа «это желтое» или «это сладкое», оформляю-щимися через пространство и время, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия — ка-мень тепел, солнце круглое, затем переходят в такие «солнце — светило», и далее — развитые суждения опыта, в которых на-блюдаемые объекты и явления подведены под категорию при-чинности: «солнце вызвало нагревание камня». Воображение выступает как посредствующее звено между созерцаниями

— категориями. Именно благодаря воображению абстракт-ные понятия, каковыми являются категории, оказываются

83

способными организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Продуктивная сила воображения выступает посредником между чувственно-стью и мышлением. Эта способность создает схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще. Знание дается путем синтеза категорий и наблюдений».

Весьма интересный вариант описания мира исходит из учения древних толтеков: «Вселенная состоит из бесчисленных энергетических полей, которые существуют в виде светящихся нитей. Эти нити воздействуют на человека, как на организм. Организм обращает эти поля в чувственные данные. Затем эти чувственные данные интерпретируются, и интерпретация становится системой постижения. Процесс постижения требует постоянной интерпретации чувственных данных».

А вот какое определение постижения дают антропологи: «Постижение — это система интерпретаций, которая благодаря ее применению дает возможность индивидам с величайшим мастерством использовать все тонкости значений, которые соз-дают интересующую нас социальную среду».

Возможно, вышеприведенные описания не совсем понят-ны, но в них содержится один из ключевых элементов, ведущих к общему пониманию зеркальной мозаики мироздания. Далее

— разберу более детально этот вопрос.

— каждого есть некоторая стратегия реальности, кото-рая представляет собой последовательность мысленных опе-раций и внутренних критериальных стандартов, которые человек открывает для оценки реальности того или иного переживания, события, а также общения с окружающим ми-ром. При помощи этих стратегий мы отличаем фантазии от действительности. Невозможно объективно узнать, что такое реальность, так как мозг не знает разницы между вообража-емым переживанием и воспоминанием. Нет такой области мозга, которая была бы предназначена только для фанта-зий или исключительно для реальности. За воспроизведение того и другого отвечает одна область мозга. И именно в этом проявляется уместность стратегии, которая создает понима-ние того, что воспринятая информация прошла мысленные тесты, которые не прошла бы воображаемая информация. Содержание воспринятой органами чувств информации ко-дируется иначе и более основательно, чем воображаемой. Все различия обнаруживаются механизмами психики, работаю-

84

щими по определенной мысленной стратегии. Весь этот про-цесс образует систему, называемую ментальной личностной парадигмой.

Парадигму составляют убеждения, ожидания, ценности и их критерии, взгляды, обобщения и процессы психики, обе-спечивающие взаимосвязь и соответствие. Мы смотрим на мир через эту парадигму, которая является своеобразными очками. Отсюда следует вывод: «Мир — это видение мира, описание его, но никак не он сам». Наше сознание, мышление наделяют любую ситуацию тем или иным оттенком.

Все, что мы видим и знаем, к чему стремимся, подобно отражению от большого зеркала. Мы не видим себя реаль-ных. Мы видим образ, созданный убеждениями, представ-лениями, ожиданиями, взглядами, которые были восприня-ты в процессе предыдущего опыта. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель писал в своей книге «Наука логи-ки»: «Истинным служат не предметы в своей непосредствен-ности, а предметы, сначала возведенные в форму мышления, предметы как мыслимые». Мир — это своеобразная иллюзия, где мы являемся таковыми, каковыми представляем себя в об-разах через систему своих убеждений, которые и помогают нам создавать «интересующую нас социальную среду». А эффек-тивна ли ваша существующая на сегодняшний день система интерпретаций? Как вы оцениваете свой успех и удовлетворен-ность? Каковы ваша широта и глубина взглядов? Вы мыслите категориями успеха или поражения?

Убеждения представляют собой воспринятые обобщения, истинность которых несомненна на определенном этапе, сде-ланные нами на основе индивидуального и относительного опыта. Они, как правило, обновляются и корректируются в результате приобретения нового опыта. Убеждения являются составляющей глубинных ментальных структур. Они форми-руют и создают поверхностные конструктивы наших мыслей, слов и поступков и формируют значение, придаваемое событи-ям. Убеждения лежат в основе мотивации и структуры инди-видуальной жизненной идеологии. В основе своей они являют собой суждения и оценки в отношении своей личности, других людей и окружающего мироустройства. Основная задача ин-дивидуальных убеждений и систем убеждений — структури-ровать глубинные персональные ценности со всеми сферами непосредственного опыта.

85

Так как убеждения являют собой систему усваиваемого опыта, происходят непрерывное опущение и искажение некото-рых аспектов переживаний, на основе которых они сформиро-ваны. В результате этого убеждения могут как ограничивать, так и расширять личностные возможности человека.

Существует отдельная категория ограничивающих убеж-дений, которые специалисты по НЛП (нейролингвистическое программирование) называют «мысль-вирус». Они представ-ляют собой запрограммированную в подсознание мысль о не-возможности чего-либо (ограничивающее убеждение), которое может превратиться в «самоисполняющееся пророчество».

В психологии существует такой феномен, как эффект Пигмалиона (Розенталя). Это психологический феномен, за-ключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер действий и интер-претацию реакций окружающих. Это и провоцирует самоосу-ществление пророчества. Он относится к защитным механиз-мам психики. (Хочу также поведать вам, что именно на этом феномене в сочетании с другими защитными механизмами базируются все предсказания гадалок) Подобных механизмов психики существует великое множество. Я настоятельно реко-мендую прочитать книгу выдающегося русского невропатоло-га, физиолога и психолога Владимира Михайловича Бехтерева «Гипноз. Внушение. Телепатия». Понимание информации, содержащейся в книге, многое прояснит в вопросе внушения и действий, совершаемых человеком, а также сбросит ореол тайны с феномена предсказаний гадалок, порчи и прочих про-явлений человеческого невежества.

Все мы стремимся к психическому комфорту. И, испытав определенное состояние, оцениваем его с позиции удовлетво-рения или недовольства. Если мы испытали дискомфорт, то впредь пытаемся избежать подобного опыта через описание его себе как негативного посредством системы внутренних кодов. Включаются механизмы обобщения. И формируется «мысль-вирус». Также она может запечатлеться в подсознании благо-даря внесению корректив в систему постижения определенного человека посредством повторения на этапе его формирования.

Мысли-вирусы служат огромным препятствием в реали-зации заложенного в человеке потенциала и могут сделать ничтожными любые попытки саморазвития и личностной реализации. Ограничивающие убеждения зачастую оформ-

86

лены определенной целью — ощущением индивидуальной малой или большой значимости, самозащитой, личностным разграничением. Например: «Успех дается только тяжелым трудом»; «Если у меня нет диплома об образовании, то я об-речен на прозябание в нищете»; «Я не создан для предприни-мательства»; «У меня это никогда не получится»; «Я не создан для того, чтобы быть успешным и богатым»; «Я снова и снова терплю поражения»; «Это невозможно»; «Такова моя судьба». Заметьте, что во всех этих фразах присутствует концентра-ция на неудаче и поражении. А так как наше подсознание не видит разницы между плохим и хорошим (это сознание дела-ет его таковым), то воплощает в жизнь то, на чем концентри-руемся! Ограничивающими убеждениями мыслят жертвы! Необходимо изменять рамки проблем на результат! Например: «Я приобрел из этой ситуации очень много полезного опыта, и теперь я еще более успешен».

В вышеописанном процессе ценности наделяют значени-ем наши убеждения и переживания и представляют собой те элементы внутренней самоаргументации или «позитив-ные намерения», для обоснования которых эти убеждения и формируются. Вот пример ценностей: ответственность, удо-вольствие, любовь, уважение, достижение, доверие и прочее. Подобные ценности в значительной степени детерминируют задаваемые нами самими цели и предопределяют выборы, которые совершаем в отношении действительности. Ценности не только являются фундаментом мотивации, но также высту-пают в роли мощного фильтра восприятия. Ценности играют главенствующую роль в формировании ментального фокуса, который заключается в излишней концентрации внимания на одной сфере жизни: семье, карьере, удовольствии, деньгах, развлечениях и т. д. В результате излишней однополярной концентрации только одна сфера социальной действительно-сти становится «центром жизни», подавляя остальные. Но это приводит к тому, что постепенно человек начинает ощущать какую-то пустоту. Он чувствует, что его жизнь недостаточно полна составляющими счастья. Да к тому же упускается масса возможностей, которые несут с собой остальные сферы. Если концентрироваться, например, только на своем возлюбленном, то если вдруг он от вас уйдет, то смысл жизни будет потерян! Так же дело обстоит и с остальными сферами. Нельзя допу-стить, чтобы был личностный дисбаланс! Чтобы быть счаст-

87

ливым и испытывать ощущение полной самореализации, не-обходимо все сферы жизни поместить в одинаковый фокус. Они должны быть равными составляющими единой системы. Нельзя какому-то аспекту уделять большее внимание, а дру-гому — меньшее. У гармоничной личности все должно быть в одинаковом фокусе. Все сферы жизни одинаково важны, хоть и являются различными! Махатма Ганди сказал однажды: «Человек не может правильно поступать в одной сфере своей жизни, если он неправильно поступает в других. Жизнь — это неделимое целое». Это подобно вопросу: «Что важнее: руки или ноги?». Но здесь нельзя выбирать! В подобных вопросах все важно! Это одна из важнейших составляющих успеха! Я эту ис-тину вывел из размышлений над собственным прошлым опы-том. На определенных этапах своей жизни я концентрировался на различных сферах жизни: возлюбленная, удовольствия, карьера, деньги. И ничего другого не видел. В результате в одной какой-либо сфере я преуспевал, а в других оставался на низком уровне. И со временем наступал личностный кризис! И я не мог понять причину. Особенно печально у меня дела обстояли со вторыми половинками. Если я влюблялся, то от-давал себя без остатка. Каждая из них становилась смыслом моей жизни на определенном отрезке пути.. Но когда я по ка-кой-либо причине оставался один, то жизнь для меня теряла всякий смысл и я не видел выхода. Это потом я осознал, что нужно одинаково фокусироваться на всех сферах. И поэтому делюсь с вами опытом. Не повторяйте подобных ошибок. Один великий мудрец сказал: «Мудрые учатся на чужих ошибках, а глупые — на своих».

Но это было лирическое отступление. Теперь обратите вни-мание на то, как далее формируется наша парадигма.

Далее процесс обусловлен тем, что убеждения связывают ценности с нашими переживаниями через причинно-след-ственные связи и совокупные ассоциативные эквиваленты. В результате этого формируются ожидания. Они создают мо-тивацию для поддержки определенного обобщения или убеж-дения. Ожидания связаны с последствиями, к которым, по нашим прогнозам, приведет то или иное убеждение. Эти по-следствия определяют полезность убеждения.

Ощущения и поступки людей зависят от ценностей и мо-тивов, которые приписываются ожидаемым последствиям. Ожидания оказывают сильнейшее влияние на нашу мотива-

88

цию, а также выводы, которые мы делаем на основе получен-ного опыта.

Внутренние состояния служат одновременно фильтром для восприятия и стимулом для действий.

Взаимосвязи между различными компонентами жизнен-ного опыта образуют то, что можно назвать структурой реаль-ности.

Функция наших убеждений заключается в том, чтобы соз-давать ключевые связи между базовыми элементами, входя-щими в нашу «карту мира».

Наши убеждения представляют собой обобщения, свя-зывающие переживания, ценности, внутренние состояния и ожидания, а также образующие «ткань» нашей реальности.

— результате постижения этого мира через призму убеж-дений мы входим в определенные состояния (настроения), которые влияют на количество и качество доступных нам ва-риантов поведения.

— зависимости от собственных убеждений конкретный че-ловек выбирает тот или иной путь к успеху, счастью.

Насколько та или иная ситуация, деятельность или идея вписывается (или не вписывается) в системы убеждений и цен-ностей конкретного человека, напрямую определяет то, как она будет воспринята и истолкована.

Человеческое мировоззрение (парадигму) можно предста-вить в виде зеркальной мозаики, где каждый элемент (убеж-дение) имеет свой оттенок. Каждый из этих разноцветных кусочков мозаики мы перенимаем из окружающего мира в процессе жизни и вставляем в общую мозаику, через которую затем смотрим на мир, предстающий перед нами уже в иска-женном виде и различном цвете. Что-то опускается, искажа-ется, обобщается. Каждый человек представляет собой сумму всех влияний, оказанных на него в процессе социализации. Таким образом, мы приходим к пониманию того факта, что видимый нами мир представляет собой своеобразную субъ-ективную иллюзию, созданную убеждениями. Элементы, из которых составляется мозаика, у каждого человека различ-ные. Поэтому и мировоззрение иное. А это влечет за собой совершенно различные реакции на одинаковые поступки. В результате реагирования принимаются решения, которые мо-гут быть эффективными или неэффективными в зависимости от общей мозаики. Они могут вести к успеху, богатству, равно

89

как и к неудаче и нищете. Изменить мозаику, а соответственно,

— результаты можно путем изменения элементов (убеждений). Нужно только начать это осознавать!

Все это сводится к феномену, который был определен пси-хологом Леоном Фестингером как когнитивный диссонанс, который является состоянием индивида, характеризующимся столкновением противоречивых знаний, убеждений и устано-вок относительно какого-то объекта или явления. При этом существование одного элемента исключает существование другого. Это сопровождается ощущением психологического дискомфорта. В дословном переводе это означает отсутствие гармонии при познании. То есть то, что вы знаете, повлияет на то, как вы воспримете новую противоречивую информацию. В результате конфликта убеждений возникает непоследова-тельность, которую мозг не приемлет и пытается отвергать или искажать. Люди стремятся к рационализации всего в со-ответствии с имеющимися убеждениями. Допустим, у вас уже есть сложившееся мнение о себе и о мире. И если кто-либо вам говорит что-то другое, то вы это либо воспримите с искажением либо отвергнете. Вы поверите во все аргументы в пользу уже принятой вами точки зрения.

— пример приведу эксперимент, который проводился в 1959 году психологами. Они пригласили девушек принять уча-стие в опросе сексуального характера. Эту группу разбили на две. Для одних проводили кастинг, где предлагали произ-носить вслух фразы сексуального содержания, а с другими просто делали собеседование. Затем психологи опросили этих девушек, какие у них остались впечатления. И те, кто прошел через кастинг с произнесением фраз сексуального содержания, сочли мероприятие интересным. Та группа, которая эмоцио-нально не была вовлечена, посчитала, что все было скучно.

Меня очень заинтересовал этот эксперимент. И я провел аналогичный. Мы с моими коллегами устроили два семинара. Один платный, а второй бесплатный. Та информация, кото-рую я давал, была практически одинакова, с тем отличием, что на платном семинаре я говорил даже более монотонно

— неинтересно. Но после проведения двух мероприятий мы опросили присутствовавших о впечатлениях. Ответы были таковы: группа, которая заплатила за семинар, считала его очень интересным и увлекательным, в то время как те, кто не платил, посчитали неинтересным и скучным. К тому же на

90

бесплатном семинаре мы раздавали книги тоже бесплатно.

— на другом люди сами их покупали. После опроса мы вы-яснили, что читали их те люди, которые заплатили за них, а другие отложили их пылиться на полки. Подобную тенденцию я также заметил и у себя. Я охотно читаю те книги, которые покупал. И дочитываю до конца даже в том случае, если они совсем не интересны.

Подобные опросы я провел и среди тех людей, которые ходили на очень дорогие тренинги, проводившиеся в моем го-роде другими спикерами. Участвовавшие всеми способами пытались оправдать свою финансовую потерю, говоря, что это очень интересный тренинг. Они делали все, чтобы убедить себя в том, что мероприятие стоило того. Но я тоже присутствовал на этих тренингах, но бесплатно. И был глубоко разочарован. Все, что там говорилось, можно было прочитать в книгах. И к тому же было совершенно неинтересно.

Но так уж мы устроены. Не вкладывая во что-то своих денег или эмоций, мы не ценим этого. Но самое главное, что я хотел показать, насколько сильно убеждения влияют на вос-приятие. И если что-либо не соответствует уже существующим установкам, то мы либо отвергаем это, пытаясь не попадать в ситуации, которые могут поставить под вопрос существую-щие убеждения, либо искажаем, чтобы информация совпада-ла с остальными мыслями. И еще мы можем принять новые убеждения за истину. И тогда наши действия изменятся, что повлечет изменение жизни!

Убеждения человека оказывают огромное влияние на физиологию. Они изменяют ее тем или иным образом. Физиологические реакции человека, верящего в то, что он го-ворит, отличаются от реакций говорящего без убежденности в своих словах. Таким образом изменяются состояние и, со-ответственно, поведение человека. В разных состояниях нам доступны различные ресурсы организма и модели поведения. Порой в бодром и приподнятом настроении наши модели по-ведения намного более разнообразны и эффективны, чем в состоянии, вызванном ограничивающими убеждениями.

Конец ознакомительного фрагмента.

74

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я