Наше замечание об
исторических законах, что они представляют по большей части лишь тривиальности и общие места, приложимо и к слишком широким обобщениям в области социальных наук.
Самодовольное принятие этого
исторического закона означает, таким образом, принятие человеком полного безразличия к своему собственному существованию и к своей собственной смерти.
Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного
исторического закона…
Выходит, борьба за мировое доминирование не причуда большевиков, а
исторический закон.
Художники, равно как и теоретики, рады наконец освободиться от гнёта истории, от необходимости предпринимать каждый раз новые шаги и подчиняться
историческим законам.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кайрак — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В марксистской философии диалектического материализма приход революции определялся
историческими законами; революции были неизбежным следствием созревания экономических сил.
В числе других причин рецензент указывает на какой-то «общий
исторический закон», затем на «особенную роль» евреев и, наконец, на «корыстолюбие, желающее грабить, в соединении с лицемерием».
Философы истории прежнего времени и современные социологи конструировали, правда, многочисленные
исторические законы; но, поскольку речь идёт не об общих местах, трудно указать хотя бы двух из них, которые сходились бы в каком-либо существенном пункте.
Каждый, кто знаком с азами философии либо практического администрирования, прекрасно знает: пародокс объективных
исторических законов заключается в том, что все люди по отдельности и вместе хотят одного, в результате же их действий в общем получается совсем другое – часто не только обратное их чаяниям и трудам, но и то, чего они себе вовсе помыслить не могли.
Но вот на северном конце этого пути из нескольких племён составляется владение, скреплённое единством власти; повинуясь общему
историческому закону, новорождённое владение вследствие сосредоточения своих сил чрез единство власти стремится употребить в дело эти силы, подчинить своему влиянию другие общества, другие племена, менее сильные.
Классическая политическая экономия трижды права по сравнению с этим вульгарным историческим идеализмом, так как она во всяком случае рассматривала экономические факты, как управляющиеся определёнными законами, даже когда она
исторические законы заменяет естественными, в смысле их постоянства.
Реставрация, которая утверждает, что утраты всё-таки поддаются какой-то компенсации, даже если они компенсируются пустотой и отсутствием, в этом смысле является прямым антагонистом по отношению к истории, в сущности, отрицанием истории на практике, как бы ни понимать историю – как судьбу ли или как
исторический закон.
Исторический процесс – целен. Можно в параллель физическому закону сохранения энергии вывести
исторический закон сохранения энергии.
Надындивидуальный смысл существует в мире духа, который развивается по
историческим законам.
Важно было лишь на основе знания общих
исторических законов не делать никаких заключений о конкретном обществе в конкретный момент его развития.
Не существует никаких
исторических законов развития, которые были бы обязательны для всех народов истории и современности.
Классический марксизм вынужден признавать действие
исторических законов, которые он сам же и сформулировал, однако он им не доверяет, он ими тяготится и использует их для их же отмены.
Едва ли не единственные, кто пытались строить
исторические законы, были марксисты.
Но они действуют лишь в те исторические периоды, для которых верны, и в сегодняшнем обществе действуют далеко уже не все те
исторические законы, которые действовали сто лет назад.
Многие гипотезы попросту нельзя проверить – мы до сих пор не имеем чётко сформулированных, принятых всем научным сообществом
исторических законов.
Учёный, стремясь постичь
исторические законы и закономерности, доказать личные теоретико-методологические построения, часто попадает под влияние магии формулы одного из парадоксов человеческого познания: «Каждый видит то, что хочет увидеть, каждый слышит то, что он хочет услышать».
Это есть некий
исторический закон, не выведенный из произвольно подобранных и частичных наблюдений, а являющийся лишь специфической формулировкой общего закона диалектики, – закон периодичности.
Когда мирная жизнь народов, повинуясь незримому ходу
исторических законов, выходит из своих берегов – на гребне пенящихся волн взбаламученного моря показываются люди, имена которых впоследствии с любовью и гордостью хранит народная память.
Надо сказать, что эта привычка к сомнению и анализу воспитала в нём самом капризную и заносчиво-оригинальную мысль, которая уже не сносит какого бы то ни было самого законного посягательства на свою свободу, представляйся оно хоть в форме дознанного
исторического закона, или в форме несомненного, многолетнего опыта или, наконец, в виде лучезарного художнического произведения.
Психологическое развитие человека происходит по
историческим законам, а не по биологическим.
Это – закономерный путь, путь, отвечающий требованиям
исторических законов.
Именно недопустимость метафизического способа рассмотрения заставляет меня обратиться к логическому в истории и установить для начала всеобщий
исторический закон движения, логику движения бытия народов.
Здесь события локальной истории – это то зеркало, в котором пытаются распознать отражения общих
исторических законов.
Или – объективные
исторические законы?
История еврейской религии подтверждает тот
исторический закон, что всякая религия, не поддержанная божественным промыслом и не из откровения прошедшего, с течением времени утрачивает свою первоначальную чистоту (стр. 4) и является в таком искажении, что только силою исторического анализа можно доискиваться её исходной точки, её первоначального догмата, когда-то имевшего значение положительного закона или всеобщего верования, – её основной мысли, когда-то, давно взятой прямо из жизни или по крайней мере сообразной с понятиями народа.
По
историческим законам при отсутствии документально установленной даты основания населённого пункта таковой считается дата первого упоминания его в каком-нибудь документе.
Этот
исторический закон всецело применяется к русским придворным штатам, ко всему тому блеску дворского обряда, который окружает внешней торжественностью престолы самодержцев всероссийских, растёт по мере увеличения и укрепления власти самодержца.
Основное положение диалектического понимания генетического метода гласит: законы психологии не «вечные», они
исторические законы, не представляющие из себя чего-то неподвижного, неизменного; каждая ступень развития имеет свои законы.
Хорошо, что времена переходчивы, что нет стройных
исторических законов, что при большинстве существует и меньшинство, что, наконец, это большинство современных, бессознательных, наивных «индивидуалистов» – состоит из вялых, слабых, бездарных и безвольных маленьких человечков, которым ничто не удаётся.
И, следовательно, человеческое общество развивается по объективным
историческим законам.
Но, подчиняясь невольно противоречию, составляющему
исторический закон этой парадоксальной судьбы, демократическое движение повело совсем не к эмансипации, а к политическому и экономическому порабощению заинтересованных классов.
Основная идея диалектического понимания генетического метода, напротив, гласит: законы психологии не «вечные», они
исторические законы; на каждом этапе развития они другие.
И объективные
исторические законы имеются.
Однако он отрицает возможность познания
исторических законов.
В числе таких моментов достаточно отметить следующие: номотетическое направление складывалось в зависимости от развития понятия о законосообразности исторических явлений; но последнее стали формулировать в психологическом смысле, что обусловлено было образованием особой отрасли науки – психологии; её выводы получили существенное значение и для построения «
исторических законов», и для дальнейшей разработки отдельных отраслей исторической науки в духе того же номотетического направления.
Таким образом, конец XVII и начало XVIII века представляют в истории нашего просвещения тот именно период, когда вследствие неизбежного
исторического закона государство стремится извлечь из науки ещё только одну внешнюю, материальную пользу, устраивая училища с исключительною целью приготовления необходимого ему контингента сведущих служилых людей.
Можно ли сказать, что это некий неизменный
исторический закон: «так было, так есть, так будет»?
Экклезиологический и экклезиобежный процессы, происходящие в истории, представленные в данной модели, являют в себе предельную полярную фокусировку, можно сказать, наиболее чистый вид осуществления
исторических законов; «серая» ткань истории при разложении её на составные «элементы», охватывается этими процессами (ср.: Мф 12:30; Лк 11:23; Мф 10:34 и др.).
Но я знал также и то, что всё, что совершается в мире, всё, что «делает» историю, не находится всецело во власти человечества, как бы самоуверенно оно об этом ни думало и как бы сильно ни опиралось на созданные его же собственными потугами «
исторические законы» и исторические выводы.
Кроме того усердно ругают там либералов, особенно за их «половинчатость», которая-де не случайно свойственна русскому либерализму, а обусловлена будто бы вечными
историческими законами.
Разница в индексах у различных людей обусловлена их психологическими характеристиками, интеллектом, складом ума, и вследствие изначального неравенства людей деление общества на элиту и массы неизбежно, это
исторический закон.
Ответ на первый вопрос в значительной степени будет зависеть от того, принимаем ли мы в качестве работающей саму терминологию из запылившегося арсенала давно забытой философии истории: «всемирная история», «субъект мировой истории», «
исторический закон» и т.п.
Развалили лица, по обидной иронии судьбы, быть может, честные и идейные, но совершенно не понимающие жизни, быта армии, не знающие
исторических законов её существования.
Общества всё более должны были осознаваться как творения человеческих рук, социальных и
исторических законов.
Решается также проблема
исторических законов.